Вісник № 12

Постійне посилання зібрання

Переглянути

Нові надходження

Зараз показуємо 1 - 17 з 17
  • Документ
    Теоретичні основи забезпечення високих технічних характеристик машин військового та цивільного призначення на основі дослідження міцності складнопрофільних деталей
    (НТУ "ХПІ", 2017) Ткачук, Микола Миколайович
    З метою забезпечення високих тактико-технічних характеристик машин цивільного та військового призначення необхідно підвищувати міцність найбільш навантажених та відповідальних елементів конструкцій, якими є складнопрофільні деталі у процесі інтенсивних контактних навантажень. Для випадку близької форми поверхонь контактуючих тіл стають важливими чинники, які раніше не враховувалися, зокрема, нелінійна контактна жорсткість поверхневих шарів деталей. Відповідно, в умовах непроникнення контактуючих тіл замість традиційних лінійних компонентів з'являються також нелінійні. Для дослідження контактної взаємодії тіл із урахуванням такого типу обмежень необхідно розробити нові підходи, методи та моделі. Ця проблема вирішується у роботі не тільки для задач аналізу, але й синтезу нових геометричних форм складнопрофільних тіл за критеріями міцності. Завдяки цьому можуть бути розв'язані задачі проектних досліджень перспективних гідропередач танкових трансмісій, модифікації форми робочих поверхонь зубчастих передач та тіл кочення у погонах башт і бойових модулів військових машин. У свою чергу це дасть змогу підвищити міцність та довговічність, а також поліпшити загальні технічні і тактико-технічні характеристики машин цивільного та військового призначення.
  • Документ
    До питання виконання многоваріантних розрахунків на міцність на прикладі карабінів
    (НТУ "ХПІ", 2017) Куценко, Сергій Володимирович; Васильєв, Антон Юрійович; Мухін, Дмитро Сергійович
    У роботі проводиться серія розрахунків напружено-деформованого стану конструкції методом скінченних елементів. Метою цих розрахунків є аналіз впливу низки геометричних параметрів на напружено-деформований стан. Даний аналіз проводиться для пошуку раціональних меж проектних параметрів з точки зору міцності. Серія розрахунків включає в себе поодиноке варіювання одним з параметрів. Об'єктом дослідження виступає сталевий туристичний карабін у формі трапеції. На завершення статті проводиться аналіз отриманих даних.
  • Документ
    Методи дослідження напружено-деформованого стану тонкостінних конструкцій при варіюванні товщини
    (НТУ "ХПІ", 2017) Гриньов, Володимир Борисович; Танченко, Андрій Юрійович; Ткачук, Микола Анатолійович; Грабовський, Андрій Володимирович; Гусєв, Юрій Борисович; Набоков, Анатолій Володимирович; Лісовол, Яна Миколаївна
    У роботі поставлена та розв'язана задача забезпечення конструкційної міцності тонкостінних елементів машинобудівних конструкцій з урахуванням зміни товщини в процесі експлуатації, зокрема, викликаної впливом корозійного зношування. Запропонований у роботі підхід передбачає обчислення чутливостей компонент напружено-деформованого стану та власних частот форм коливань із використанням скінченно-різницевих співвідношень. При цьому чутливість визначається за допомогою залучення т.з. "реперних" розв'язків, які відповідають гранично допустимим стоншуванням окремих елементів конструкції. У результаті лінеаризовані співвідношення для визначення власних частот і форм коливань та компонент напружено-деформованого стану розповсюджуються не тільки на нескінченно малі варіації товщин окремих елементів, але й на малі, але скінченні їх величини.
  • Документ
    Компьютерный программно-аппаратный комплекс для анализа и синтеза моделей элементов объектов бронетанковой техники
    (НТУ "ХПИ", 2017) Ткачук, Николай Анатольевич; Климов, Виталий Федорович; Хлань, Александр Владимирович; Шейко, Александр Иванович; Малакей, Андрей Николаевич; Кохановский, Владимир Ильич; Грабовский, Андрей Владимирович; Танченко, Андрей Юрьевич; Васильев, Антон Юрьевич; Бондаренко, Марина Александровна; Зарубина, Алла Александровна; Набоков, Анатолий Владимирович
    При проектных исследованиях объектов бронетанковой техники широко применяется компьютерное моделирование. В силу сложности необходимо наращивать мощности и расширять возможности программно-аппаратных средств, которые до этого привлекаются. В работе описана структура и функционирование специализированного программно-аппаратного комплекса для компьютерного моделирования на этой основе проектных решений элементов и объектов бронетанковой техники.
  • Документ
    Численное моделирование напряженно-деформированного состояния инновационных тонкостенных машиностроительных конструкций
    (НТУ "ХПИ", 2017) Шейченко, Роман Игоревич; Ткачук, Николай Анатольевич; Бондаренко, Марина Александровна; Лунев, Евгений Александрович
    В работе описаны результаты численного моделирования напряженно-деформированного состояния тонкостенных машиностроительных конструкций. На примере вагона-цистерны для перевозки жидкой серы исследовано влияние различных вариантов нагружения и конструктивных параметров на прочность элементов вагона. Обоснованы рекомендации по техническим решениям инновационного вагона-цистерны.
  • Документ
    Компьютерное моделирование эволютного зацепления в CAD-системе Autodesk Inventor и анализ его НДС в CAE-модуле Nastran In-CAD
    (НТУ "ХПИ", 2017) Протасов, Роман Васильевич; Устиненко, Александр Витальевич; Андриенко, Сергей Владимирович; Коноваленко, Ольга Евгеньевна
    В статье рассмотрены возможности программы Autodesk Inventor при проектировании зубчатых и цепных передач, а также анализ напряженно-деформированного состояния в системе Nastran In-CAD. Приведена методика синтеза и анализа прямозубой зубчатой и цепной передачи с эволютным зацеплением, которое характеризуется выпукло-вогнутым контактом. Тестовые расчеты напряженно-деформированного состояния и контактного давления показали сходимость результатов с аналитическими расчетами. Использование программного комплекса Autodesk Inventor с дополнениемNastran In-CAD позволило ускорить исследование новых эволютных передач.
  • Документ
    Разработка математического аппарата для решения задач расчетно-экспериментального исследования элементов механических систем
    (НТУ "ХПИ", 2017) Ткачук, Николай Анатольевич; Хлань, Александр Владимирович; Шейко, Александр Иванович; Малакей, Андрей Николаевич; Набоков, Анатолий Владимирович; Грабовский, Андрей Владимирович; Танченко, Андрей Юрьевич; Васильев, Антон Юрьевич; Ткачук, Анна Владимировна
    В работе разработан единый подход к расчетно-экспериментальному исследованию элементов механических систем и, в частности, деталей объектов бронетанковой техники, на базе обобщенного параметрического подхода. Все этапы исследования – от составления систем уравнений до сравнения численных результатов с экспериментальными данными – соединяет разработанная обобщенная математическая модель для исследования прочностных и жесткостных характеристик элементов механических систем. Задача синтеза расчетных моделей элементов механических систем получила полную математическую формализацию. Разработаны методы автоматизированного перевода графического портрета деформирования элементов сложных механических систем в численный формат данных, которые обладают свойствами устойчивости и обеспечения плавности получаемых при расшифровке полей искомых функций. Поиск параметров, обеспечивающих высокое качество расчетных моделей исследуемых объектов, производился модифицироанными методами минимизации функционала. Достоверность расчетных моделей элементов технологической оснастки обеспечивается соединением преимуществ метода конечных элементов и метода спекл-голографической интерферометрии.
  • Документ
    Синтез зубчатых и цепных втулочных передач с эволютным профилем
    (НТУ "ХПИ", 2017) Павлов, А. И.; Андриенко, Сергей Владимирович; Протасов, Роман Васильевич; Устиненко, Александр Витальевич; Гречка, Ирина Павловна
    В статье рассмотрено построение Бобилье, которое заключается в замене зубчатого механизма эквивалентным шарнирно-рычажным. На его основе предложен способ нахождения рабочего профиля зубьев колеса зубчатой передачи или звездочки цепной передачи. Преимущество этого способа заключается в возможности управлять качественными показателями цепного зацепления на этапе синтеза. Выполнено решение задачи синтеза интегрированием дифференциального уравнения, которое описывает профиль зуба колеса или звездочки: а) приближенное в виде полинома с помощью программного комплекса Vissim; б) численное методом Рунге-Кутта.
  • Документ
    Разработка противоминной защиты, иcходя из специфики требований к транспорту специального назначения для миротворческих гуманитарных миссий
    (НТУ "ХПИ", 2017) Мазур, Игорь Витальевич; Ткачук, Анна Владимировна; Набоков, Анатолий Владимирович
    В работе рассмотрены транспортные средства, на которых уже установлена или может быть установлена дополнительная защита от минного подрыва, от поражения стрелковым оружием и гранатометами. Опыт создания защиты армейской техники можно применить и при разработке транспорта для доставки гуманитарных грузов и безопасной транспортировки людей. Уделено особое внимание расчетному проектированию с применением программных продуктов, что позволило получить предварительные результаты на любой стадии проектирования ходовой, корпуса, двигателя, любого узла транспортного средства. В статье рассмотрены особенности конструкции, общие тенденции и концепции системы противоминной защиты, исходя из специфики требований, предъявляемых к технике специального назначения гуманитарных миссий.
  • Документ
    Численное моделирование динамических процессов в виброударных машинах при импульсном нагружении
    (НТУ "ХПИ", 2017) Лунев, Евгений Александрович; Барчан, Евгений Николаевич; Артемов, И. В.; Набоков, Анатолий Владимирович; Лисовол, Яна Николаевна; Грабовский, Андрей Владимирович; Костенко, Юрий Викторович; Ляшенко, Анастасия Сергеевна; Хузяхметова, Мария Радиивна
    В работе получили реализацию новый подход и усовершенствованная математическая модель для обоснования параметров виброударных машин по критерию отстройки от ударного резонанса на высоких частотах. Для этого создан специализированный программно-модельный комплекс "Виброудар", отличающийся адаптацией к исследованию конструкций машин с варьируемой структурой и параметрами. Это создает потенциальные возможности для целенаправленного варьирования и тех, и других по критерию отстройки от резонансных режимов.
  • Документ
    До 110-річчя від дня народження С. М. Кожевникова
    (НТУ "ХПІ", 2017) б/а
  • Документ
    О резонансных режимах работы открытых зубчатых передач барабанных мельниц
    (НТУ "ХПИ", 2017) Федин, Дмитрий Александрович; Виноградов, Борис Володимирович
    Приведен литературный обзор математических моделей динамики зубчатых передач с учетом переменной жесткости и кинематической погрешности зацепления. С использованием метода конечных элементов проведен инженерный анализ характера изменения жесткости зубчатой передачи барабанной мельницы. Предложена математическая модель динамики открытой зубчатой передачи барабанной мельницы с учетом переменной жесткости и кинематической погрешности зацепления. Определены области возникновения параметрического и силового резонанса.
  • Документ
    Вклад ученых Харьковского технологического института в развитие образования учебного заведения. Первые выдающиеся ученые
    (НТУ "ХПИ", 2017) Зинченко, Елена Ивановна; Кротенко, Галина Анатольевна
    Сегодня мы гордимся нашим Национальным техническим университетом "ХПИ". Гордимся благодаря тому, что первые профессоры нашего ВУЗа придавали очень большое внимание высшему техническому образованию: они хорошо понимали необходимость прикладных знаний и практической подготовки для инженера и будущего руководителя. Десятилетиями вырабатывалась система чтения нужных лекционных курсов, которая имела целью воспитывать в студенте прогрессивное инженерное мышление. Предлагается исследование клада ученых Харьковского технологического института в развитие образования учебного заведения. Приведены имена первых лучших преподавателей и научных деятелей с рассмотрением области их исследований. Славная история нашего университета, его высокий отечественный и международный авторитет выросли благодаря заложенным в нем идеям развития ВУЗа многих ученых и педагогов.
  • Документ
    Проверка прочности элементов крепления цистерны к шасси автотопливозаправщика от действия поперечной и вертикальной нагрузок
    (НТУ "ХПИ", 2017) Головченко, Владимир Иванович; Глинин, Геннадий Павлович; Иванина, Нина Леонидовна
    В статье на примере аэродромного топливозаправщика летательных аппаратов АТЗ-10 изложен ход выполнения расчетов по проверке прочности элементов крепления цистерны к шасси автомобиля от действия поперечных и вертикальных инерционных сил. Ею завершается рассмотрение темы расчетов элементов крепления цистерны от действия всего комплекса нагрузок, которое было выполнено в предыдущих трех статьях. В ней изложены особенности расчетов болтовых и сварных соединений элементов с учетом их конструкции и условий работы.
  • Документ
    Компьютерное моделирование процессов и состояний сложных систем: обоснование параметров моделей расчетно-экспериментальным путем
    (НТУ "ХПИ", 2017) Веретельник, Юрий Викторович; Ткачук, Анна Владимировна; Кохановская, Ольга Владиславовна; Храмцова, Ирина Яковлевна; Зарубина, Алла Александровна; Кохановский, Владимир Ильич; Ткачук, Николай Анатольевич; Малакей, Андрей Николаевич; Набоков, Анатолий Владимирович; Головин, Андрей Михайлович; Веретельник, Олег Викторович
    Компьютерное моделирование процессов и состояний является на сегодня обычно основанием для принятия основных проектно-технологических решений при создании новых машин, сооружений и агрегатов. Для получения обоснованных рекомендаций необходимо иметь в распоряжении адекватные, точные и негромоздки числовые модели изучаемых объектов. С этой целью предлагается расчетно-экспериментальный метод обоснования структуры и параметров этих моделей. В качестве примера рассматриваются элементы боевых бронированных машин, а как базовые - метод конечных элементов, с одной стороны, и метод голографической интерферометрии - с другой. На примере нескольких объектов продемонстрировано алгоритм и результаты применения предложенного метода.
  • Документ
    Оптимізація трансмісії гусеничного транспортера-тягача МТ-ЛБ за масою: цільова функція, змінні проектування та обмеження
    (НТУ "ХПІ", 2017) Бондаренко, Олексій Вікторович; Клочков, Ілля Євгенович; Устиненко, Олександр Віталійович
    Розв'язання задачі оптимізації трансмісії легкого багатоцільового гусеничного транспортера-тягача МТ-ЛБ є перспективним напрямком досліджень, тому що дозволяє поліпшити масові характеристики машини, забезпечити навантажувальну здатність та довговічність трансмісії при модернізації машини. Побудовано цільову функцію оптимізації за масою, яка досить коректно моделює трансмісію. Визначені змінні проектування, у якості яких обрані основні геометричні параметри зачеплень: модулі m, числа зубців z₁, z₂ та кути нахилів зубців β. Також обчислено розмірність задачі. Побудовано систему обмежень, що накладаються на змінні проектування. Вони дозволяють раціонально окреслити простір пошуку та повністю характеризують усі зв’язки геометрії, конструкції, міцності та інших показників трансмісії. У подальших дослідженнях планується обрання методів розв'язання задачі оптимізації, побудова прикладних методик і алгоритмів, виконання тестових і перевірочних розрахунків щодо підтвердження та оцінки отриманих теоретичних результатів.
  • Документ
    Комп'ютерне моделювання оптимально-раціонального проектування тривальних коробок передач
    (НТУ "ХПІ", 2017) Бондаренко, Олексій Вікторович; Устиненко, Олександр Віталійович; Клочков, Ілля Євгенович; Храмцова, Ірина Яківна
    Стаття присвячена задачі комп’ютерного моделювання оптимально-раціонального проектування тривальних коробок передач за критеріями мінімальних міжосьової відстані, довжини та маси з врахуванням навантажувальної здатності основних елементів. Розроблено комп’ютерну модель оптимально-раціонального проектування тривальних коробок передач, яка включає всі аспекти проектування за рекомендованою комбінованою методикою на основі суміщення методів ЛПτ-пошуку та звуження околів, що дає змогу спростити процес проектування та никнути недоліків цих двох методів, а також організацію багаторівневого зондування, яке дає змогу значно збільшити кількість пробних точок для підвищення точності отриманих даних. Надано основні схеми та блок-схеми елементів алгоритму. Реалізація комп'ютерної моделі здійснювалася у програмному середовищі Delphi 7.