Идеология и её альтернативы в пространстве политической коммуникации

Вантажиться...
Ескіз

Дата

2017

ORCID

DOI

Науковий ступінь

Рівень дисертації

Шифр та назва спеціальності

Рада захисту

Установа захисту

Науковий керівник

Члени комітету

Видавець

НТУ "ХПИ"

Анотація

Рассматривается содержание категорий идеология и дискурс, их методологический и коммуникативный потенциалы. Современное общество в осмыслении своих процессов не может обходиться понятиями, сформированными в эпоху Модерн и классической рациональности. В арсенал социальных и политических наук входят новые концепты, обозначаемые терминами: дискурс, нарратив, символический универсум и др. Эти категории в структуре современного мировоззрения замещают понятие идеология и претендуют на роль конструктивных принципов в пространстве политической коммуникации. Насколько обоснованы притязания новых категорий, и как с их помощью задаются новые мировоззренческие ориентиры? На примере понятия дискурс автор рассматривает методологические и коммуникативные возможности новых понятий. Исследуются и сопоставляются различные интерпретации понятий дискурс и идеология, характерные для представителей современной философии и социологии постмодернизма. Особое внимание автор уделяет тем социальным тенденциям, которые формируют почву для новых трансформаций коммуникативного пространства. Исследуется, какие конкретные механизмы, действующие в интер-субъективном пространстве, отвечают за формирование новой социальной реальности и миропорядка.
Maintenance of category of ideology and discourse is examined in the article, their methodological and communicative potentials. Modern society in the comprehension of the processes cannot treat the concepts formed in an epoch Modern and to classic rationality. In the arsenal of social and political sciences new concepts designated by terms is included: discourse, narrative, symbolic universum and other. These categories in the structure of modern world view substitute for a concept " ideology" and apply on the role of structural principles in space of political communication. As far as are claims reasonable new to the category, and as with their help new world view reference-points are set? On the example of concept discourse an author examines methodological and communicative possibilities of new concepts. Different interpretations of concepts are investigated and compared discourse and ideology, characteristic for the representatives of modern philosophy and sociology of post-modernism. Particular attention is paid to the social trends that form the ground for the new transformation of communicative space. We investigate what specific mechanisms formed in the interpersonal space, responsible for the creation of a new social reality and the world order. The authors conclude that in modern virtualized communication ideology is no need to generate the false perception of reality, it is left only to hide the absence of reality, constantly creating its visibility. Accentuation of philosophical research on discursive processes suggests that philosophical reflection moves from the phenomenology of knowledge to the phenomenology of communication.

Опис

Ключові слова

дискурс, нарратив, релятивизм когнитивный, медиократия, постмодернизм, discourse, cognitive relativism, mediocracy, postmodernism

Бібліографічний опис

Голованов Б. Д. Идеология и её альтернативы в пространстве политической коммуникации / Б. Д. Голованов // Вісник Нац. техн. ун-ту "ХПІ" : зб. наук. пр. Сер. : Актуальні проблеми розвитку українського суспільства. – Харків : НТУ "ХПІ", 2017. – № 29 (1251). – С. 27-31.