Жанровая специфика пьесы Л. Андреева "Жизнь Человека"

Вантажиться...
Ескіз

Дата

2019

DOI

doi.org/10.26565/2227-1864-2019-82-03

Науковий ступінь

Рівень дисертації

Шифр та назва спеціальності

Рада захисту

Установа захисту

Науковий керівник

Члени комітету

Видавець

Харківський національний університет ім. В. Н. Каразіна

Анотація

В статье осуществлен анализ поэтики и жанровых особенностей драмы Л. Андреева "Жизнь Человека". Показано, что важную роль в ней играют модернистские принципы и формы изображения: неомифологизм, интертекстуальность, доминирование образов-символов, мотивность, ирония, гротеск. Это "новая драма", в которой внешний конфликт и действие выведены за сцену, а ключевую роль играет внутренний конфликт и подтекст, находящий реализацию в неомифологической сюжетной линии. Созданная Л. Андреевым уже в первых драмах оригинальная модель стала инвариантной и лишь варьировалась в последующих пьесах. В статье продемонстрировано, что "новая драма" Л. Андреева требовала типа конфликта, соответствующего коллизии, в которой Человеку противостояла бы "Стена" в различных ее проявлених. В «новом мифе» писателя она становится Роком (Некто в сером). Поэтому в основу драмы "Жизнь Человека" был положен конфликт "Человек и Рок"), воплощенный в адекватных художественных формах. Так, для формирования неомифологического уровня драмы автор активно использовал семантический потенциал еще более многозначного, чем в ранних пьесах, хронотопа, интертекстуальных и автоинтертекстуальных мифосимволических мотивов, а также метатекстуальные и художественные возможности рамочного комплекса и декупажа. Характеризуя драму "Жизнь Человека", сам писатель в качестве таких форм называет живопись, театр Петрушки (лубок) и античный театр с его хором, "объяснявшим" зрителю сцену. Исследование хронотопа драм Л. Андреева различных периодов его творчества, наряду с вариативностью, демонстрирует его очевидную концептуальную однородность. Результаты нашого исследования опровергают концепцию, согласно которой писатель эволюционировал от первых реалистических драм до "условных" символико-экспрессионистических пьес, а потом до драм "панпсихе". Тип конфликта, на котором она строится, а также все уровни ее структуры выявили модернистскую природу и изоморфность с прозой Л. Андреева. Как в прозе, так и в драматургии писателя отсутствовала эволюция, а лишь изменялись акценты в авторской концепции и варьировались соответствующие художественные средства и формы изображения.
In article is devoted to the thorough analysis of poetics and genre peculiarities of L. Andreev’s play "The Life of Man". The study showed that the important role in this work play modernistic principles of representation of world and person as neomythologism, intertextuality, motifity, dominating of symbolical types and characters, irony, grotesque. The article “Life of a Man” demonstrated that the “new drama” by L. Andreev has been promoting such a type of conflict, which shows the way of collision, where the Wall resists the Man in its various forms. In the "new myth" of the writer, it turned to Rock (Someone in Gray). Therefore, the basis of the drama "Life of Man" was based on the conflict "Man and Rock", embodied in adequate artistic forms. Thus, the author actively used the semantic potential even more meaningful than in the earlier plays, chronotope, intertextual and auto-intertextual mythosymbolic motifs, as well as the metatextual and artistic possibilities of the frame complex and decoupage, for the formation of the non-mythological level of drama. Describing the drama "Life of Man", the writer called the painting himself, the Parsley (Lubok) theater and the ancient theater with his choir as such forms, which "explained" to the viewer a particular scene. The study of L. Andreev’s drama’s chronotop in various periods of his work, along with variability, demonstrates his apparent conceptual uniformity. The results of our research refute the conception, that approves the evolutional type of Andreev’s dramaturgy from early realistic to “conventional” symbolico-expressionistic drams and drams ‘panpsihe”. Type of the conflict, which lies in its basis, and also all levels of its structure revealed the modernistic nature and isomorphism with Andreev’s prose. Apparently, both in prose, and in dramaturgy of the writer there was no evolution, the accents in the author’s concept only changed and the appropriate art means and image forms merely varied. Already in the first dramas all was put that only came to light, deepened and became more obvious.

Опис

Ключові слова

интертекст, автоинтертекст, паратекст, мифопоэтика, мотив, хронотоп, intertext, autointertext, paratext, mythopoetics, motive, chronotop

Бібліографічний опис

Сухоруков В. А. Жанровая специфика пьесы Л. Андреева "Жизнь Человека" / В. А. Сухоруков // Вісник Харківського національного університету імені В. Н. Каразіна. Сер. : Філологія = The Journal of V. N. Karazin Kharkiv National University. Ser. : Philology. – 2019. – Вип. 82. – С. 24-27.