Инфернальный дискурс прозы Леонида Андреева

Вантажиться...
Ескіз

Дата

2019

ORCID

DOI

doi.org/10.26565/2227-1864-2019-82-04

Науковий ступінь

Рівень дисертації

Шифр та назва спеціальності

Рада захисту

Установа захисту

Науковий керівник

Члени комітету

Видавець

Харківський національний університет ім. В. Н. Каразіна

Анотація

Несмотря на то, что с середины прошлого века андрееведение развивается бурными темпами, многие грани творчества писателя по-прежнему остаются "в тени". В достаточной мере это характерно и по отношению к освещению андреевской демонологии. Инфернальный персонаж – фигура сверхъестественного происхождения, олицетворяющая зло, деструктивное начало, термин "инфернальный" используется наряду с определением "демонический". Значительную часть прозаического творчества Л. Андреева можно рассматривать как своеобразную оригинальную "дьяволиаду" ("гофманиаду"). Это произведения на темы искушения "сверхчеловеческого" ("дьяволического") разума человека ("Рассказ о Сергее Петровиче" (1900), "Мысль" (1902), "Тьма" (1907), "Мои записки" (1908) и др.) и произведения на темы дьявола ("Нечто о чертях" (1901), "О писателе" (1902), "Покой" (1911), "Правила добра" (1912), "Дневник Сатаны" (1919)). Одни из них представляют собой повествования, как бы рассказанные дьяволом ("Так было" (1905), "Бен-Товит" (1905), "Елеазар" (1906), "Иуда Искариот" (1907), "Свидетель истины" ("Нерукотворный образ") (1915) и др.); другие – истории, в которых дьявол является сам действующим лицом ("Покой" (1911), "Правила добра" (1912), "Черт на свадьбе" (1915), Дневник Сатаны (1919) и др.); третьи – в которых герои-люди, совмещающие в себе "сверхчеловека" и "дьявола" и неинфернальные по происхождению, занимают место носителей деструктивности, т.е. – инфернальных героев (Иван Копров – "Жизнь Василия Фивейского" (1903), "дедушка" – "Мои записки" (1908), Норден – "Он (Рассказ неизвестного)" (1913), Фома Магнус – "Дневник Сатаны" (1919)). В позднем творчестве андреевская инфернальная тема претерпевает существенную трансформацию. Если в начале творчества это был дьявол, испытующий человека, то в дальнейшем воображение писателя занимал парадоксально-нелепый образ дьявола, желающего делать добро. На протяжении всего творческого пути Л. Андреева в его художественной прозе продолжал функционировать иронический демонологический дискурс, имеющий большое значение и играющий важную роль для понимания всего творчества писателя в целом. Он позволял Л. Андрееву ставить «проклятые вопросы» жизни человека, осмысливая их под антидидактическим углом зрения, а также противостоять новейшим идеям ницшеанства, позитивизма и богоискательства, столь распространенным в начале ХХ века.
Despite the fact that since the middle of the last century, Andrei has been developing at a rapid pace, many facets of the writer’s work remain «in the background». To a sufficient extent this is also characteristic of the coverage of Andreev’s demonology. Infernal character – a figure of supernatural origin, personifying evil, destructive principle, the term «infernal» is used along with the definition of «demonic». A significant part of the prose work of L. Andreev can be considered as a kind of original «devil» («hoffmaniad»). These are works on the temptation of the «superhuman» («devilish») reason of man («The Story of Sergey Petrovich» (1900), «Thought» (1902), «Darkness» (1907), «My Notes» (1908), etc. ) and works on the themes of the devil («Something about the Devils» (1901), «About the Writer» (1902), «Peace» (1911), «Rules of Good» (1912), «Diary of Satan» (1919)). Some of them are narratives, as if narrated by the devil («It Was» (1905), «Ben-Tovit» (1905), «Eleazar» (1906), «Judas Iscariot» (1907), «Witness of Truth» («Miraculous Image») (1915) and others); others are stories in which the devil himself is a protagonist («Peace» (1911), «Rules of Good» (1912), «Damn at a Wedding» (1915), «Diary of Satan» (1919), etc.); the third – in which human heroes, combining the «superman» and «devil» and non-infernal in origin, take the place of carriers of destructiveness, i.e. – infernal heroes (Ivan Koprov – «The Life of Vasily Thebes» (1903), «grandfather» – «My Notes» (1908), Norden – «He (The Story of the Unknown)» (1913), Thomas Magnus – «The Diary of Satan» (1919 )). In the late work of the writer, the Andreev infernal theme undergoes a significant transformation. If at the beginning of creativity it was a devil testing a person, then in the future the writer’s imagination occupied the paradoxically ridiculous image of a devil who wants to do good. Throughout the career of L. Andreev, in his prose, ironic demonological discourse continued to function, which is of great importance and plays an important role in understanding the entire work of the writer as a whole. He allowed L. Andreev to pose the «damned questions» of human life, comprehending them from an anti-didactic point of view, as well as resist the latest ideas of Nietzscheanism, positivism and God-seeking, so widespread at the beginning of the twentieth century.

Опис

Ключові слова

демонология, черти, дьявол, ирония, смех, мотив, demonology, devil, irony, laughter, motive

Бібліографічний опис

Гомон А. М. Инфернальный дискурс прозы Леонида Андреева / А. М. Гомон // Вісник Харківського національного університету імені В. Н. Каразіна. Сер. : Філологія = The Journal of V. N. Karazin Kharkiv National University. Ser. : Philology. – 2019. – Вип. 82. – С. 28-35.