Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://repository.kpi.kharkov.ua/handle/KhPI-Press/4869
Название: Трансформации рациональности в поле образования
Другие названия: Transformations of rationality in the field of education
Авторы: Дольская, Ольга Алексеевна
Научная степень: доктор философских наук
Уровень диссертации: докторская диссертация
Шифр и название специальности: 09.00.10 – философия образования
Совет защиты: Специализированный ученый совет Д 64.053.07
Учреждение защиты: Харьковский национальный педагогический университет им. Г. С. Сковороды
Научный руководитель: Култаева Мария Дмитриевна
Ключевые слова: поле образования; рациональность в образовании; трансформация; типы рациональности; рефлексия; ролевая реальность учителя; дидактика; педагогическая дисциплина; культурные техники; урок-событие; диссертации; education; rationality in education; transformation; types of rationality; reflection; role reality of teacher; pedagogical discipline; cultural techniques; lesson-event situation
УДК: 141.132 : 37
Дата публикации: 2010
Издательство: Харьковский национальный педагогический университет им. Г. С. Сковороды
Библиографическое описание: Дольская О. А. Трансформации рациональности в поле образования : дис. ... д-ра филос. наук : спец. 09.00.10 : защищена 20.05.10 [Электронный ресурс] / Ольга Алексеевна Дольская ; [науч. руководитель Култаева М. Д.] ; Харьковский нац. пед. ун-т им. Г. С. Сковороды. – Харьков, 2010. – 426 с. – Библиогр. : с. 383-426. – рус.
Краткий осмотр (реферат): Диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук по специальности 09.00.10 – философия образования – Харьковский национальный педагогический университет имени Г. С. Сковороды. – Харьков, 2010. Диссертация посвящена исследованию трансформации рациональности в поле образовании. Разработана концепция динамической нелинейной трансформации рациональности в образовании. Она должна стать тем теоретико-конститутивным базисом в философии образования, на основе которого необходимо рассматривать ход развития образования. Анализ материала, представленный парадигмами образования и определенными педагогическими практиками в них, анализ различных культурных техник, которые находятся под влиянием педагогической рациональности в процессе обучения, позволил оформить модель многоуровневых трансформаций рациональности. Выделены и проанализированы типы рациональности. Коммуникативная рациональность расценивается и методологически используется по-разному в различных педагогических практиках. Сравнительный анализ деятельности отдельно выбранных школ позволил сделать вывод о конструктивном и деструктивном характере рациональности. Ее деструктивный характер позволяет десакрализировать тезис об опережающих возможностях педагогической теории по отношению к педагогической практике. В этом случае эффективность рациональности смещается в плоскость персональной сферы рациональности: задание педагога сводится к выбору и остановке на более продуктивном виде рациональности. Доказано, что в современном образовании необходима динамическая концептуализация педагогической рефлексии. С учетом педагогических и социологических исследований впервые вводится тип рациональности, который создает эпистемологическую основу для практической релевантности учебного знания. Методологическая рациональность в образовании переводит решение проблем, предварительно сформулировав их на языке определенных понятий, в плоскость междисциплинарного знания. Рефлексия в данном случае одновременно обращена и на себя, и на педагогический разум, т.е. обращается к саморефлексии. На основе динамической концепции рациональности и историко-компаративистского анализа роли учителя был сделан вывод о принципиальной незавершенности профессионализации педагога и открытости в современном обществе его ролевых горизонтов.
Thesis for the Doctoral Degree in Philosophy, speciality 09.00.10 – Philosophy of Education. – Kharkov National Pedagogical University named after Scovoroda. – Kharkov, 2010. The Dissertation is devoted to research of transformations rationality in the field of the education. The doctrine of dynamical unsteady transformation of rationality in education was made on the basis of key positions of doctrine of transformation of rationality in education. It must become a theoretical-designing base in philosophy of education, that ought to be the boring of education process. Analysis of material, represented not only by the paradigms of education and certain pedagogical practices but also the different cultural techniques which are under constraint to rationality in the process of education, showed that it is necessary to speak about multilevel transformations of rationality. The types of rationality in the field of education were selected and analyzed. Comparative analysis showed that manifestations of rationality in education could have the constructive and destructive character.
URI (Унифицированный идентификатор ресурса): http://repository.kpi.kharkov.ua/handle/KhPI-Press/4869
Располагается в коллекциях:Кафедра "Філософія"

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
Dol'skaya_Transformatsii_2010.pdf2,23 MBAdobe PDFЭскиз
Открыть
Показать полное описание ресурса Просмотр статистики  Google Scholar



Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.