Роль мифопоэтики в формировании хронотопа пьесы Л. Андреева "Анатэма"

Ескіз

Дата

2020

DOI

doi.org/10.26565/2227-1864-2020-85-06

item.page.thesis.degree.name

item.page.thesis.degree.level

item.page.thesis.degree.discipline

item.page.thesis.degree.department

item.page.thesis.degree.grantor

item.page.thesis.degree.advisor

item.page.thesis.degree.committeeMember

Назва журналу

Номер ISSN

Назва тому

Видавець

Харківський національний університет ім. В. Н. Каразіна

Анотація

Проведенный в статье анализ Л. Андреева "Анатэма" показывает, что продуктивное исследование ее поэтики возможно лишь в широком контексте произведений: не только тех, которые составляют драматический цикл под названием "Бог, дьявол и человек", но и целого ряда новелл и повестей писателя, в которых под разными углами зрения интерпретировались библейская история Иова ("Жизнь Василия Филейского", "Сын человеческий") и евангельская история Христа и Иуды ("Бен-Тавит", "Иуда Искариот"). При этом речь, прежде всего, может идти о роли в драме "Анатэма" интертекста и иронического, неортодоксального неомифологизма. Отмечено, что в драме «Анатэма» Л. Андреев преимущественно использовал мощный философский и мифосимволический потенциал не закрытого, как в пьесах "Жизнь Человека" и "Черные маски", а открытых художественных пространств – пустыни и особенно моря, которое становится идейно-художественным центром драмы. При этом писатель создал объемный, многоуровневый хронотоп, в котором разделенный воротами город, с одной стороны, и море – с другой, становятся не только наиболее символически значимыми пространственными планами, но и сюжетообразующими полюсами. В статье также показано, что важную роль в пьесе играют модернистские принципы и формы изображения: неомифологизм, интертекстуальность, доминирование образов-символов, мотивность, ирония, гротеск. Это "новая драма", в которой внешний конфликт и действие выведены за сцену, а ключевую роль играют внутренний конфликт и подтекст, находящий реализацию в неомифологической сюжетной линии. Исследование хронотопа драм Л. Андреева различных периодов творчества, наряду с вариативностью, демонстрирует его очевидную концептуальную однородность. Локальные рамки, в которые автор переносит действие исследуемой пьесы (комната, в которой проходит Жизнь Человека) являются своеобразным инвариантом пространственных вариаций локусов как ранних драм, так и пьес "панпсихе". Как в прозе, так и в драматургии писателя отсутствовала эволюция, а лишь изменялись акценты в авторской концепции и варьировались соответствующие художественные средства и формы изображения. Созданная Л. Андреевым уже в первых драмах оригинальная модель стала инвариантной и лишь варьировалась в последующих пьесах.
The analysis of poetics of L. Andreev’s play “Anathema” showed that productive research of this drama is possible only in the wide context of works, that not only form the dramatical cycle “The God, devil and men” but a series of L. Andreev’s short stories and stories, where the author interprets the Bible history of Jove (“ The life of Vassilyj Fivyskiy”, “The sun of men”) and the Gospel history of Christ and Judas (“Ben-Jovit”, “Judas Iskariot”) under different points of view. First of all we have in mind the role of ironical, nonortodoxal neomythologism in the drama “Anathema”. We also note that Andreev in the play “Anathema” advatageble used powerful philosophical and mythosymbolical potential not opened, like in drams “The Life of Man” and “Blach masks”, but closed artistic spaces – of desert and especially of sea, that becomes ideologically – artistical center of dram. Herewith the writer created volumetrical, manyleveled chronotop, where the town, devided by the gates from one side and the sea from another side become not only the most symbolically important space plans, but plotallyfounding pales. The study showed that the important role in this work play modernistic principles of representation of world and person as neomythologism, intertextuality, motifity, dominating of symbolical types and characters, irony, grotesque. The article “Life of a Man” demonstrated that the “new drama” by L. Andreev has been promoting such a type of conflict, which shows the way of collision, where the Wall resists the Man in its various forms. In the "new myth" of the writer, it turned to Rock (Someone in Gray). Therefore, the basis of the drama "Life of Man" was based on the conflict "Man and Rock", embodied in adequate artistic forms. The study of L. Andreev’s drama’s chronotop in various periods of his work, along with variability, demonstrates his apparent conceptual uniformity. The local framework, where he transfers the action in this play (the room where the Life of Man flows) is an invariant of special variation of locuses of early dramas and play of “panpsihe”. Apparently, both in prose, and in dramaturgy of the writer there was no evolution, the accents in the author’s concept only changed and the appropriate art means and image forms merely varied. Already in the first dramas all was put that only came to light, deepened and became more obvious.

Опис

Ключові слова

интертекст, автоинтертекст, паратекст, поэтика, intertext, autointertext, paratext, mythopoetics, motive, chronotope

Бібліографічний опис

Сухоруков В. А. Роль мифопоэтики в формировании хронотопа пьесы Л. Андреева "Анатэма" / В. А. Сухорукова // Вісник Харківського національного університету ім. В. Н. Каразіна. Сер. : Філологія = The journal of V. N. Karazin Kharkiv National University. Ser. : Philology : зб. наук. пр. / гол. ред. С. Л. Попов. – Харків : ХНУ ім. В. Н. Каразіна, 2020. – Вип. 85. – С. 43-47.

item.page.endorsement

item.page.review

item.page.supplemented

item.page.referenced