Лирический герой и окружающий его мир в поэзии С. Есенина и С. Клычкова (парадигматический анализ лексики)

Ескіз

Дата

2011

DOI

Науковий ступінь

Рівень дисертації

Шифр та назва спеціальності

Рада захисту

Установа захисту

Науковий керівник

Члени комітету

Назва журналу

Номер ISSN

Назва тому

Видавець

Харьковский национальный университет строительства и архитектуры

Анотація

Парадигматический анализ лексики в русле традиционного лингвистического анализа текста, представляет собой распространённое явление (исследуются функции синонимов, антонимов, ЛСГ и т.п. в художественном тексте). Парадигматический анализ лексики текста в рамках функционального направления в лингвистике рассматривается как модель процесса восприятия текста реципиентом, поскольку как отмечал Ю.Н. Караулов, "текст соотносится с действительностью в парадигматике" [2, 203]: в процессе рецепции от вербального линейного развёртывания текста воспринимающий переходит к оперированию "предметными" образами (т.е. образами явлений, ситуаций внетекстовой действительности), которые связываются в сознании реципиента в образно-понятийные парадигмы [3, 7-14]. Вербальные единицы, эксплицирующие парадигму, выступают в роли определений соответствующих когнитивных структур и могут включать отдельные слова и более протяжённые текстовые отрезки. Объединение вербальных единиц в одну парадигму, как и установление связи между парадигмами, рассматривается как процесс понимания текста и является сложным и субъективным процессом (подробнее см. труды Н. А. Рубакина, М. Н. Правдина, психолингвистические исследования). Таким образом, образно-понятийные парадигмы, хотя и представляют собой языковые образования, выделяются и объединяются на основании неязыкового признака.

Опис

Ключові слова

физичность, метафизичность, стихотворения, лингвистика, образно-понятийные парадигмы, русская литература

Бібліографічний опис

Дидоренко М. П. Лирический герой и окружающий его мир в поэзии С. Есенина и С. Клычкова (парадигматический анализ лексики) / М. П. Мирошниченко // Русский язык за пределами России: лингвистический и социально-педагогический аспекты преподавания и изучения на Украине и в других странах : материалы 6-й Междунар. науч. практ. конф. – Харьков : ХНУСА, 2011. – Вып. 6. – 6 с.

Підтвердження

Рецензія

Додано до

Згадується в