Please use this identifier to cite or link to this item: http://repository.kpi.kharkov.ua/handle/KhPI-Press/57568
Title: Лирический герой и окружающий его мир в поэзии С. Есенина и С. Клычкова (парадигматический анализ лексики)
Authors: Дидоренко (Мирошниченко), Мария Павловна
Keywords: физичность; метафизичность; стихотворения; лингвистика; образно-понятийные парадигмы; русская литература
Issue Date: 2011
Publisher: Харьковский национальный университет строительства и архитектуры
Citation: Дидоренко М. П. Лирический герой и окружающий его мир в поэзии С. Есенина и С. Клычкова (парадигматический анализ лексики) / М. П. Мирошниченко // Русский язык за пределами России: лингвистический и социально-педагогический аспекты преподавания и изучения на Украине и в других странах : материалы 6-й Междунар. науч. практ. конф. – Харьков : ХНУСА, 2011. – Вып. 6. – 6 с.
Abstract: Парадигматический анализ лексики в русле традиционного лингвистического анализа текста, представляет собой распространённое явление (исследуются функции синонимов, антонимов, ЛСГ и т.п. в художественном тексте). Парадигматический анализ лексики текста в рамках функционального направления в лингвистике рассматривается как модель процесса восприятия текста реципиентом, поскольку как отмечал Ю.Н. Караулов, "текст соотносится с действительностью в парадигматике" [2, 203]: в процессе рецепции от вербального линейного развёртывания текста воспринимающий переходит к оперированию "предметными" образами (т.е. образами явлений, ситуаций внетекстовой действительности), которые связываются в сознании реципиента в образно-понятийные парадигмы [3, 7-14]. Вербальные единицы, эксплицирующие парадигму, выступают в роли определений соответствующих когнитивных структур и могут включать отдельные слова и более протяжённые текстовые отрезки. Объединение вербальных единиц в одну парадигму, как и установление связи между парадигмами, рассматривается как процесс понимания текста и является сложным и субъективным процессом (подробнее см. труды Н. А. Рубакина, М. Н. Правдина, психолингвистические исследования). Таким образом, образно-понятийные парадигмы, хотя и представляют собой языковые образования, выделяются и объединяются на основании неязыкового признака.
ORCID: orcid.org/0000-0003-2358-6908
URI: http://repository.kpi.kharkov.ua/handle/KhPI-Press/57568
Appears in Collections:Кафедра гуманітарних наук

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
Didorenko_Liricheskiy_geroy_2011.pdf55,86 kBAdobe PDFView/Open
Show full item record  Google Scholar



Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.