Лирический герой и окружающий его мир в поэзии С. Есенина и С. Клычкова (парадигматический анализ лексики)

Вантажиться...
Ескіз

Дата

2011

DOI

Науковий ступінь

Рівень дисертації

Шифр та назва спеціальності

Рада захисту

Установа захисту

Науковий керівник

Члени комітету

Видавець

Харьковский национальный университет строительства и архитектуры

Анотація

Парадигматический анализ лексики в русле традиционного лингвистического анализа текста, представляет собой распространённое явление (исследуются функции синонимов, антонимов, ЛСГ и т.п. в художественном тексте). Парадигматический анализ лексики текста в рамках функционального направления в лингвистике рассматривается как модель процесса восприятия текста реципиентом, поскольку как отмечал Ю.Н. Караулов, "текст соотносится с действительностью в парадигматике" [2, 203]: в процессе рецепции от вербального линейного развёртывания текста воспринимающий переходит к оперированию "предметными" образами (т.е. образами явлений, ситуаций внетекстовой действительности), которые связываются в сознании реципиента в образно-понятийные парадигмы [3, 7-14]. Вербальные единицы, эксплицирующие парадигму, выступают в роли определений соответствующих когнитивных структур и могут включать отдельные слова и более протяжённые текстовые отрезки. Объединение вербальных единиц в одну парадигму, как и установление связи между парадигмами, рассматривается как процесс понимания текста и является сложным и субъективным процессом (подробнее см. труды Н. А. Рубакина, М. Н. Правдина, психолингвистические исследования). Таким образом, образно-понятийные парадигмы, хотя и представляют собой языковые образования, выделяются и объединяются на основании неязыкового признака.

Опис

Ключові слова

физичность, метафизичность, стихотворения, лингвистика, образно-понятийные парадигмы, русская литература

Бібліографічний опис

Дидоренко М. П. Лирический герой и окружающий его мир в поэзии С. Есенина и С. Клычкова (парадигматический анализ лексики) / М. П. Мирошниченко // Русский язык за пределами России: лингвистический и социально-педагогический аспекты преподавания и изучения на Украине и в других странах : материалы 6-й Междунар. науч. практ. конф. – Харьков : ХНУСА, 2011. – Вып. 6. – 6 с.