Перегляд за Автор "Городыская, Ольга Николаевна"
Зараз показуємо 1 - 20 з 23
Результатів на сторінці
Налаштування сортування
Документ Антропологический кризис: в поисках стратегии преодоления(Харківський національний університет ім. В. Н. Каразіна, 2019) Городыская, Ольга НиколаевнаСтатья затрагивает проблему антропологического кризиса в условиях существенных трансформаций современного мира. Современная мысль, испытывающая значительное влияние результатов разработок информационных технологий и генной инженерии, все более тяготеет к пересмотру прежних позиций в осмыслении человека и стремится сформировать его новый образ – гармоничного и даже более разумного, чем это было в эпоху Просвещения. В последней трети ХХ века постструктурализм и постмодернизм окончательно разрушили классическую модель человека-субъекта и сменили фокус интереса с метафизического плана жизни на приземленный, практичный, телесный. Такая позиция стала естественным следствием развития западной культуры, в которой многообразные способы нового пространственно-временного восприятия мира опосредуются новыми технологиями и растущей сетью массовых коммуникаций. Однако для создания полноценной, практически востребованной модели человека необходимо проанализировать возможные перспективы ее применения, в частности, – в образовании и воспитании, а это требует изменений общемировоззренческих и философских оснований. Рассмотрены две возможные стратегии преодоления кризиса – конструктивистский подход и трансгуманистические идеи. Конструктивизм отрицает наличие заранее определенных сущностной природы человека, его базовых руководств и мотиваций. Напротив, конструктивизм рассматривает человека как психологический процесс и предлагает описание способов, которыми люди руководствуются при конструировании своей жизни. Таким образом, поведение человека не управляется, а выбирается, и он не имеет заданных авторитетов. Согласно трансгуманизму на смену человеку нынешнему идет "постчеловек", способный управлять своими психическими, интеллектуальными и волевыми качествами. В трансгуманизме также появилось направление экстропии, подразумевающей поступательное техногенное развитие, эволюционирование человека на базе сформулированных Максом Мором принципов. В реализации этих принципов Мор видит философию будущего человека, но все они очевидно отсылают к человеку – обладателю разума, способному через обучение и науку изменить себя и мир. Для воплощения идей экстропии требуется значительная трансформация всей системы образования и воспитания, даже более – изменение самих основ жизни человечества. Оба подхода утверждают отказ от трансцендентального измерения, однако это обостряется вопрос о роли каждой личности в процессе формирования новой модели человека, что не может не вызывать определенные сложности в реализации обоих проектов.Документ Индивидуальное бытие как становление: попытка осмысления(Национальный технический университет "Харьковский политехнический институт", 2006) Городыская, Ольга НиколаевнаСтатья посвящена проблеме осмысления индивидуального бытия в рамках современной культуры. Сделана попытка найти параллели между современным философским пониманием индивидуального бытия и традиционными кельтскими представлении о бытии человека, поскольку они во многом похожи.Документ Иосиф Наумович Кравец: человек, ученый, педагог(Национальный технический университет "Харьковский политехнический институт", 2007) Городыская, Ольга НиколаевнаСтатья посвящена видному ученому, одному из первых докторов философских наук в Украине, Иосифу Наумовичу Кравцу. В статье освещается его жизненный путь, его научные достижения. Жизнь И. Н. Кравца – пример бескорыстного служения ученого своей родине и людям.Документ Категория "структура": проблема определения и применения(НТУ "ХПИ", 2015) Городыская, Ольга НиколаевнаВ статье проведен анализ основных значений категории "структура". Являясь общефилософским, понятие "структура", рассматриваемое в различных аспектах, составляет важный элемент современного системного представления о мире. Особое внимание уделено особенностям толкования и применения категории "структура" в различных областях научного знания. Показано, что в ряде наук понятием "структура" обозначаются реально существующие связи и отношения (то есть выявляется ее онтологический аспект), в других же науках категория "структура" представляет собой мыслительную конструкцию, выполняющую зачастую методологическую функцию.Документ Лабиринт как символ архаического мышления(Національний педагогічний університет ім. М. П. Драгоманова, Українська академія наук, 2012) Городыская, Ольга НиколаевнаПроблема самосознания человека является одной из самых актуальных в философии, но особое значение она приобретает в ситуации традиционного стиля мышления. Образно-символическое восприятие и отражение действительности является отличительной чертой мифологического и традиционного мышления в целом. Особый акцент сделан на связи архаического разума и экзистенциального априори человека, носящего зачастую алогичный характер, что в полной мере отражено в ключевом образе-понятии – лабиринте.Документ "Неправое" безумие традиции в функции трикстера(НТУ "ХПИ", 2008) Городыская, Ольга НиколаевнаВ исследовании автор сделал попытку выявить первичные основания европейской культуры (план имманенции). Особое место отведено такой важнейшей составляющей культурного пространства, как трикстер, который оптимальное выражение получил в явлении, названном древними «неправым» безумием. Кроме того, сделана попытка очертить образ трикстера в рамках европейской традиции.Документ Особенности частного философствования в ситуации постмодерна: попытка осмысления(НТУ "ХПИ", 2012) Городыская, Ольга НиколаевнаВ статье рассмотрена возможность философского осмысления проблемы индивидуального бытия человека на современном этапе развития культуры. Выявлены некоторые варианты человеческой экзистенции, а также определены и сравнены некоторые стратегии построения человеком свого бытия, его осмысления и перспектив. Особенное внимание было уделено концепции Делёза о «поверхностном» характере современного философствования и его близости к мифологическому типу освоения бытияДокумент Проблема абсолютной морали: взгляд из современности(НТУ "ХПИ", 2015) Городыская, Ольга НиколаевнаДокумент Проблема индивидуальности и солидарности в современном обществе(Харьковский национальный автомобильно-дорожный университет, 2015) Городыская, Ольга НиколаевнаДокумент Проблема личностного самоопределения в современном обществе(НТУ "ХПІ", 2015) Городыская, Ольга НиколаевнаВ статье сделана попытка осмыслить ситуацию, в которойживет и действует современный человек, в частности – будущий специалист технической сферы. Рассмотрены функции и возможности социально-гуманитарного знания, особенно – философии, в процессе формирования технического специалиста как человека и профессионала. Особое внимание уделено специфике взаимоотношений власти и знания и их влиянии на самоопределение человека.Документ Проблема человеческой самости в современном мире(Мелитопольский государственный педагогический университет, 2017) Городыская, Ольга НиколаевнаПоднята проблема человеческой самости в современном мире. Актуализирован вопрос о само(о)сознании человеческой самости в условиях полифоничности тех культурных форм, которые эту самость формируют. Обозначены возможные пути само(о)сознания человека и формирования уникальной человеческой самости. Проведены параллели между человеком современным и человеком традиционного типа в ситуации пограничья. Обоснована актуальность понимания человека как сопротивляющейся человеческой самости в состоянии постоянного становления.Документ Психагогика и "забота о себе" как практики жизни в современном мире(2020) Городыская, Ольга НиколаевнаАктуальность: современный мир ставит перед человеком много задач и вызовов, которые не всегда по силам индивиду, погруженному в сложные отношения с реальностью, которые можно охарактеризовать как кризис. Причем эти отношения стремительно усложняются, и кризис лишь нарастает. Поэтому формирование эффективных жизненных практик, способных преодолеть кризис, представляется крайне актуальным. Цель: проанализировать ранние формы жизненно-философской практики и обозначить их как возможные варианты построения человеком себя в современном мире. Методы: анализ, сравнительный метод, генеалогический метод Мишеля Фуко. Результаты: современный кризис вызван разрывом между человеком и его истинным бытием. В античности существовали практики «заботы о себе», которые были нацелены именно на сохранение связи человека с его истиной, на усилия человека по отношению к самому себе, причем эти усилия и есть жизнь человека согласно истине. Однако уже в христианскую эпоху произошли сдвиги в реализации принципа "заботы о себе", что в дальнейшем закрепилось в отчуждении человека от истины и сделало его зависимым от внешнего источника. Выводы: практика "заботы о себе" вводится как эффективный способ перестройки жизни человека, и это делает возможным снять угрозу утраты человеком самого себя среди разнообразия других вещей. Выявленный разрыв между принципами "познай самого себя" и "забота о себе" должен быть преодолен сращиваем истины и бытия человека до уровня "заботы об образе жизни" путем переоценки всего происходящего и отказа от того, что не является выразителем истины человека.Документ Свобода как форма бытия в современном мире(НТУ "ХПИ", 2017) Городыская, Ольга НиколаевнаСтатья обращается к проблеме свободы человека. Автор выясняет, возможна ли свобода в современном мире, когда влияние технологий на жизнь человека становится радикальным. Подчеркивается вероятность, что технологии смогут изменять модель «человеческого» до бесконечности. Это ставит под вопрос человека и свободу как форму его бытия. Как ведущее обосновывается понятие свободы в философии М. Фуко, когда субъект и его свобода интерпретируются как становление.Документ Трансформации способа бытия человека как преодоление антропологического кризиса(2020) Городыская, Ольга НиколаевнаНынешние, все более усложняющиеся отношения человека с миром можно охарактеризовать как антропологический кризис. Это проявляется, прежде всего, в отрыве человека от его истины, в неспособности охватить весь объем информации и навыков, которые требует современность, и совместить их с собственной жизнью. Необходим способ разрешения кризисной ситуации.Документ Фигура трикстера как фундамент само(о)сознания человеческой свободы(Национальный технический университет "Харьковский политехнический институт", 2007) Городыская, Ольга НиколаевнаСтатья посвящена проблеме осознания человеком важнейшей составляющей его экзистенции – феномену свободы. Вопрос рассматривается как общекультурное явление, которое формировалось параллельно с формированием самой человеческой цивилизации. При этом основой понимания свободы утверждается фундаментальная для любой культуры фигура – трикстер.Документ Философия античности(2018) Городыская, Ольга НиколаевнаТекст лекции ориентирован на программу преподавания философии в высших учебных заведениях, в частности – истории философии. В доступной форме рассмотрена проблема появления феномена философии, изложены основные идеи, принципы, проблемы и достижения философии античности, особое внимание уделено процессу трансформации мифологического типа мышления в рациональный философский; включены словарь терминов, ряд контрольных вопросов и соответствующий перечень источников. Предназначен для студентов и аспирантов НТУ "ХПИ" всех специальностей и форм обучения а также для иностранных студентов и аспирантов.Документ Философия Средневековья и эпохи Возрождения(НТУ "ХПИ", 2014) Городыская, Ольга НиколаевнаТекст лекции ориентирован на программу преподавания философии в высших учебных заведениях, в частности – истории философии. В доступной форме изложены основные идеи, принципы, проблемы и достижения философии Средневековья и эпохи Возрождения; включены словарь терминов, ряд контрольных вопросов и соответствующий перечень литературы.Документ Человек в современном мире(НТУ "ХПИ", 2016) Голозубов, Александр Вячеславович; Городыская, Ольга НиколаевнаАвторы ставят перед собой задачу создания философско-методологической основы понимания современного образовательного пространства с учетом тех изменений, которые коснулись, прежде всего, человека. Анализируется организация его интеллектуально-инструментальных возможностей. Рассматриваются особенности его развития в ситуации антропологического кризиса с учетом нового направления в философии – медиа антропологии. Для ученых, преподавателей-методологов и широкого круга читателей.Документ Человек в современном мире: на пути к новой парадигме образования(Национальный технический университет "Харьковский политехнический институт", 2016) Дольская, Ольга Алексеевна; Голозубов, Александр Вячеславович; Городыская, Ольга НиколаевнаАвторы ставят перед собой задачу создания философско-методологической основы понимания современного образовательного пространства с учетом тех изменений, которые коснулись, прежде всего, человека. Анализируется организация его интеллектуально-инструментальных возможностей. Рассматриваются особенности его развития в ситуации антропологического кризиса с учетом нового направления в философии – медиаантропологии. Для ученых, преподавателей-методологов и широкого круга читателей.Документ Человек и техника: поиск компромисса(НТУ "ХПИ", 2016) Городыская, Ольга НиколаевнаЧеловек – создатель и обитатель культурной среды, в которой важную роль играет техника – искусство формирования человеческого. Со временем человек становится придатком машины (техники), а сама жизнь в обществе все больше тяготеет к модели некоего алгоритма. Такой алгоритм можно обозначить как мегамашину, в которой механическое действие постепенно трансформировалась в общественное. Машина – метафора идеальной реальности, упорядоченной и контролируемой. Действуя в рамках этой реальности, власть моделирует самого человека, что в условиях современности может быть проблематичным и пагубным для будущего человечества.