Вісник № 25
Постійне посилання колекціїhttps://repository.kpi.kharkov.ua/handle/KhPI-Press/31729
Переглянути
Документ 80 лет со дня рождения доктора технических наук, профессора Самидова Халила Самидовича(НТУ "ХПИ", 2017) б/аДокумент Hard thin coatings and their applications on C60E non-standard gears(НТУ "ХПІ", 2017) Bošanský, MiroslavThe article presents the tribological results of laboratory applications five selected thin hard coating on the three materials used in the manufacture of gears. Based on their evaluation in terms of scratch test nanohardness, coefficient of friction, wear resistance, coating thickness and its structure was DLCI coating applied to the gear of the C-C gearing made of material C60E. Thus coated wheels lubricated with organic oils Biohyd MS46 and BioGear S150 were tested for scuffing to the Niemann´s stand. The test results showed that due to the specific conditions for mating gears is not possible to design a coating for gear based on laboratory tests only, but should be based on what the specific requirements for the gear to be applied coating, ie. what type and kind of gearing and on what material wheels.Документ The impact of selected environmentally friendly lubricants on the wear of the sliding bearing(НТУ "ХПІ", 2017) Rusnák, Juraj; Kadnár, Milan; Tóth, František; Bošanský, MiroslavThe paper presents the impact analysis of the selected environmentally friendly oils of the same viscosity class on the wear of the defined sliding bearing as a part of sliding matched-pair. Sliding bearing wear was assessed by means of the following parameters: changes in mass loss of the sliding matched-pair; changes in bearing surface roughness in the contact area; and changes in cylindricity tolerance. The results are statistically processed and shown in the provided figures and tables.Документ Tribological experiments in automobile industry(НТУ "ХПІ", 2017) Kadnár, Milan; Rusnák, Juraj; Tkáč, Zdenko; Bošanský, MiroslavThe competitive environment forces producers in automotive industry to decrease the costs. Producers as well as subsuppliers need to find possible savings. The paper presents results of laboratory experiments with real journal bearings made of bimetallic alloy realised to find out possible replacement of a rolling bearing by a journal bearing. The important correlation between results of laboratory experiments with a model of tribological system and the real journal node may by achieved by maximum approach of simulation features by real running conditions. Thus, the given experiment conditions result from the chosen application, i. e. steering servo unit. The experiments were realised on Tribotestor M’06 testing machine.Документ Алгоритм программы расчёта зубчатых передач Новикова с исходным контуром по ГОСТ 15023-76 при реальном многопарном зацеплении(НТУ "ХПИ", 2017) Короткин, Виктор ИльичРазработаны алгоритм и на его основе программа NOVGOST-17 расчёта зубчатых передач Новикова с исходным контуром по ГОСТ 15023-76 при реальном многопарном зацеплении. В алгоритм и программу заложены результаты, включающие определение изгибных и эффективных контактных напряжений, податливости зубьев при любом положении контактной площадки по ширине зубчатого венца с учётом влияния торцов пониженной жёсткости. Приведен пример расчёта по разработанной программе. Предложенный порядок расчёта зубчатых передач Новикова по программе может с успехом быть использован в инженерной практике.Документ Анализ динамики неголономных механических систем методом динамического состояния(НТУ "ХПИ", 2017) Чернышев, Владимир ЛеонидовичВ статье рассмотрены примеры перехода голономных систем в неголономные, показано, что признаком перехода является изменение числа степеней свободы и возникновение интенсивных динамических нагрузок. На примере моделирования динамики переходных процессов в силовой передаче танка Т-64Б, изложен аналитический метод, позволяющий применение стандартной процедуры решения систем дифференциальных уравнений Рунге-Кутта для расчета динамики неголономных механических систем – метод динамического состояния. Показано, что причиной повышенных вибраций корпуса танка Т-64Б, при движении на седьмой передаче являются автоколебания блокирующего фрикциона Ф3.Документ Анализ методов диагностирования ресурса деталей редукторов газотурбинных двигателей(НТУ "ХПИ", 2017) Единович, Андрей Борисович; Папченков, Александр Викторович; Колоколов, Александр ВладимировичОсновные причины возникновения вибраций и методы обработки данных. Анализ результатов теоретических исследований, позволяет сделать заключение, что, в частности, сигнал датчиков вибраций нельзя считать стационарным даже в широком смысле, в связи с этим, параметр частоты дискретизации нестационарных сигналов не определяется по критерию Котельникова и требует проведения дополнительных исследований в рамках поставленной задачи.Документ Вероятностный анализ усталостной прочности эпицикла колесного редуктора троллейбуса(НТУ "ХПИ", 2017) Гутыря, Сергей Семенович; Медведев, Станислав Александрович; Хомяк, Юрий Мефодиевич; Чанчин, Андрей НиколаевичВыполнено комплексное исследование усталостной прочности обода эпицикла в опасных сечениях с учетом концентрации напряжений в галтелях зубьев, циклически переменных деформаций растяжения и изгиба обода, а также изгиба зубьев. Установлено, что эквивалентные напряжения в галтелях с обеих сторон зуба на стадиях разгона троллейбуса и электродинамического торможения практически одинаковы и могут превышать предел выносливости обода при вероятности неразрушения Р>70 %, что приводит к известным из практики случаям усталостного разрушения эпицикла планетарных колесных редукторов (ПКР). На основании статистической теории Серенсена-Когаева подобия усталостного разрушения разработана методика расчета и получена вероятностная оценка прочности тонкостенного обода ПКР. Обоснованы практические рекомендации по увеличению ресурса эпицикла ПКР технологическими методами.Документ Вибромониторинг технического состояния зубчатых колес планетарных редукторов(НТУ "ХПИ", 2017) Гаврилов, Сергей Алексеевич; Ишин, Николай Николаевич; Гоман, Аркадий Михайлович; Скороходов, Андрей СтаниславовичРешается задача поиска признаков изменения технического состояния зубчатых колес планетарной зубчатой передачи, используемых при вибро-диагностике. Приведены результаты исследований виброактивности редуктора мотор-колеса самосвала БЕЛАЗ в эксплуатационных условиях. Предлагаемые в качестве критериев оценки технического состояния элементов редуктора дискриминанты однозначно зависят от состояния зубчатых колес и могут быть использованы при вибромониторинге технического состояния планетарных редукторов мобильных машин.Документ Вплив параметричних коливань на втомну міцність епіциклу колісного редуктора(НТУ "ХПІ", 2017) Яглінський, Віктор Петрович; Гутиря, Сергій Семенович; Чанчін, Андрій МиколайовичВстановлено, що при роботі планетарних колісних редукторів (ПКР) тролейбусів на параметричних резонансних режимах внутрішні динамічні навантаження на зубці зростають у 2…4 рази, що спричиняє зародження і розвиток утомних тріщин у тонкостінному ободі епіциклу. Дослідженнями на скінчено-елементних (СЕ) моделях виявлено, що згинальні коливання ободу спричиняють максимальні розтягувальні напруження у впадинах не тих зубців епіциклу, що знаходяться у зачепленнях з зубцями сателітів, а у зонах максимального прогину ободу. Підтверджено ефект позитивного впливу нерівномірного колового розташування осей сателітів на глибину пульсації жорсткості передачі та звуження області нестійкості параметричних коливань епіциклу. Результати розрахунків на прикладі ПКР типу Raba 118.77, що широко застосовуються у трансмісії колісного електричного та автотранспорту, підтвердили можливість підвищення втомної міцності епіциклу шляхом нерівномірного колового розташування осей сателітів.Документ Изнашивание вторичных структур поверхностных слоёв, образуемых присадками на поверхностях трения(НТУ "ХПИ", 2017) Захарченко, Андрей ВладимировичНа основании современных трибологических источников предлагается аналитический обзор путей решения проблемы выбора по строению, свойствам и составу вторичных структур тонких поверхностных слоёв трибосопряжений определённого смазочного материала, который соответствует конкретным условиям эксплуатации. Систематизированы требования для нахождения пороговых значений результата совместного действия тепловых и механических нагрузок, когда поверхностные слои трущихся тел становятся химически и каталитически активными, что есть необходимым для интенсификации процессов образования эффективного химически модифицированного слоя.Документ Инновационные изделия: разработка, исследования, оптимизация(НТУ "ХПИ", 2017) Ткачук, Николай Анатольевич; Чепурной, Анатолий Данилович; Шейченко, Роман Игоревич; Граборов, Роман Викторович; Бондаренко, Марина Александровна; Саверская, Мария Сергеевна; Лунев, Евгений АлександровичВ статье описаны методы обоснования проектных решений при создании инновационных тонкостенных машиностроительных конструкций по критериям обеспечения прочности с одновременным повышением уровня их технических характеристик на примере вагона-цистерны для перевозки метанола. По итогам многовариантных исследований рекомендован набор параметров, соответствующих комплексу действующих норм и критериев по показателям прочности. Предложенный в работе подход адаптирован к проектным исследованиям инновационных изделий и соединяет в себе, с одной стороны, новаторские методы, модели и средства синтеза проектных решений, а с другой – нацеленность на соблюдение всех действующих жестких норм и стандартов.Документ Исследование контактных напряжений по высоте зуба в передачах с эволютным зацеплением(НТУ "ХПИ", 2017) Устиненко, Александр Витальевич; Протасов, Роман Васильевич; Андриенко, Сергей ВладимировичВ статье рассматривается процесс зацепления зубьев в эволютной передаче и изменение возникающих при этом контактных давлений по высоте зуба с учетом однопарного и двупарного зацепления. По полученным ранее геометрическим и твердотельным моделям построена конечно-элементная модель зубчатого сектора. Построены графики контактных давлений по высоте зуба с учетом пересопряжения. Также получены напряжения по Мизесу, возникающие в глубине зуба. Анализ результатов расчета показал, что зона однопарного зацепления с высокими контактными давлениями у эволютной передачи выше, чем у эвольвентной. Однако на периферии головки и ножки зуба контактные давления существенно ниже, чем у эвольвентной передачи.Документ Исследование осевых сил крупной волновой передачи(НТУ "ХПИ", 2017) Стрельников, Виктор НикитовичПредставлены результаты экспериментальных исследований осевых сил крупной волновой зубчатой передачи. Измерение осевых сил выполнялось методом тензометрии на гибком колесе и генераторе волн одновременно. При сопоставлении данных экспериментальных исследований и теоретических расчетов, получена удовлетворительная сходимость результатов.Документ К. К. Д. зубчастої диференціальної передачі у пристрої для керування змінами швидкості через водило(НТУ "ХПІ", 2017) Малащенко, Володимир Олександрович; Стрілець, Олег Романович; Стрілець, Володимир МиколайовичРозглянуто коефіцієнт корисної дії зубчастої диференціальної передачі у пристрої для керування змінами швидкості, коли ведучою ланкою є сонячне зубчасте колесо, а веденою епіцикл або навпаки. Керуючою ланкою є водило, яке може обертатись або буде зупинене за допомогою замкнутої гідросистеми. Виконано теоретичне дослідження коефіцієнта корисної дії для такої передачі і за допомогою комп’ютерного моделювання отримані графічні залежності його від її параметрів. Отримані аналітичні та графічні залежності к. к. д. між ведучою і веденою ланками (сонячним зубчастим колесом і епіциклом, або навпаки) в односходинкових однорядних і двохрядних зубчастих диференціальних передачах з замкнутими гідросистемами за допомогою засобів комп’ютерного моделювання, дозволяють переконатися про зміну значення к. к. д. і оцінити його з точки зору самогальмування.Документ Комп’ютерна модель багатокритеріального раціонального проектування циліндричних двоступінчастих редукторів(НТУ "ХПІ", 2017) Бондаренко, Олексій Вікторович; Устиненко, Олександр Віталійович; Клочков, Ілля ЄвгеновичСтаття присвячена задачі комп’ютерного моделюванню раціонального проектування широко розповсюджених зубчастих циліндричних двоступінчастих редукторів при декількох критеріях. Розглядаються питання пошуку оптимально-раціональних геометричних параметрів, які задовольняють декільком критеріям якості. Усі складності компонування та взаємозв’язок параметрів унеможливлюють їх вибір без використання підходів математичної оптимізації. Використання відомого псевдо-випадкового методу ЛПt-пошуку з авторською модифікацією дало змогу уникнути проблем пов’язаних з дискретністю та кількістю параметрів. Для розв’язання вказаної задачі було сформовано постановку задачі та вказані параметри проектування з обмеженнями, записані критерії та запропоновано підхід переходу від багатокритеріальної до однокритеріальної задачі. Підхід базується на аналізі пробних точок, що отримані при використанні ЛПt-пошуку, та подальшій обробці отриманої інформації. Запропоновано підхід переходу від багатьох критеріїв до одного за допомогою введення проектувальником шкали важливості та призначення важливості кожного з критеріїв, і знаходження для кожної пробної точки відносного зміщення бажаного розв’язання, що й пропонується використовувати у якості об’єднуючого критерію. Надано основні схеми та блок-схеми елементів алгоритму. Реалізація комп'ютерної моделі здійснювалася у програмному середовищі Delphi 7.Документ Контактная прочность зубчатых передач с учетом нелинейной зависимости между деформациями и напряжениями зубьев(НТУ "ХПИ", 2017) Попов, Алексей Павлович; Мироненко, Александр Иванович; Мозговой, Михаил Григорьевич; Савенков, Олег ИгоревичПредставлены материалы по решению пространственной и плоской контактных задач применительно к зубчатым передачам по определению максимальных контактных напряжений и размеров площадок контакта с учётом нелинейной зависимости между деформациями зубьев и напряжениями. Показано, что при наличии нелинейной зависимости между деформациями и напряжениями точечное зацепление зубьев характеризуется повышением нагрузочной способности по контактным напряжениям в 1,27 раза.Документ Механическая модель кинематики скольжения зубчатых колес редуктора(НТУ "ХПИ", 2017) Добров, Игорь Вячеславович; Семичев, Андрей Викторович; Коптилый, Александр Васильевич; Гетьман, Ирина ИгоревнаРазработан метод механического моделирования кинематики скольжения прямозубых колес эвольвентного профиля с помощью двух тел с плоской поверхностью контакта, которые кинематически связаны между собой и отражают характер относительного скольжения зубьев колес редуктора. Исследование условий равномерного движения тел модели при "сухом законе" трения скольжения позволило уточнить закономерность скольжения зуба шестерни относительно зуба колеса.Документ Об алгоритме проектирования технических устройств(НТУ "ХПИ", 2017) Ивахненко, Игорь Александрович; Ивахненко, Татьяна НикитичнаДелается попытка составить вариант алгоритма проектирования технических устройств по их назначениям в их целевых состояниях. Работа носит, в большей степени собирательный характер. В ней используются результаты работы на эту тему, опубликованные нами ранее. Одна из задач работы состоит в определении степени готовности алгоритма для его использования для практического проектирования и тех задач, которые для этого должны быть решены. К достоинствам работы мы относим достигнутую степень точности (определенности) алгоритма и задач.Документ Оптимальное проектирование планетарных механизмов типа 3К(НТУ "ХПИ", 2017) Матусевич, Владимир Анатольевич; Шарабан, Юрий Владимирович; Шехов, Александр Владимирович; Абрамов, Владимир ТимофеевичРассмотрена методика проектирования планетарных механизмов типа 3К оптимальных по значению качественных характеристик его зацеплений. В качестве критерия оптимизации приняты ограничения, накладываемые на коэффициенты торцового перекрытия, удельного давления и скольжения, значения которых являются функциями коэффициентов смещения зубчатых колес. При этом выбранные значения коэффициентов смещения зубчатых колес обеспечивают их прочность и выносливость. Приведен пример оптимального проектирования конструкции планетарного механизма типа 3К.