Вісник № 23
Постійне посилання колекціїhttps://repository.kpi.kharkov.ua/handle/KhPI-Press/23358
Переглянути
Документ Comparison HRC and C-C gearing for damage to pitting(НТУ "ХПИ", 2016) Kopilakova, Beata; Bošanský, Miroslav; Petrak, LubomirIn this article are comparison HCR and Convex-Concave (C-C) gearing from the point of view to pitting. The introduction of the article describes a fundamental difference between the involute HCR and noninvolute (C-C) gearing and the influence of some parameters, especially of the slip ratio to damage of gearing. The paper also shows the basic results of the experiment, which was executed on two types of gearing (involute HCR gearing and noninvolute C-C gearing) on the Niemann's stand from the point of view damage flank of tooth to pitting.Документ The vibration diagnostics of the mobile machines tooth gears(НТУ "ХПИ", 2016) Ishin, Nikolay Nikolaevich; Gavrilov, Sergey Alekseevich; Maksimchenko, Natalia NikolaevnaThe state of vibration diagnostics of the mobile machines tooth gears, peculiarities of hardware and software of manufacturers’ products, approaches and methods for diagnostics of mobile machines transmission systems are considered. The systems and methods of mobile machines gear diagnostics in operation are analyzed and classified in detail. Special features of the tooth gears functioning, which restrict use of standard vibroacoustic tools for their diagnostics, are separated. On-board automated system aimed for the vibrodiagnostics of motor-in-wheel reducers for dump trucks BelAZ is described. The perspective directions of vibrodiagnostics development in relation to the transmission units of mobile machines are formulated.Документ Аналитическое моделирование и прочностной расчет эпицикла планетарного редуктора(НТУ "ХПИ", 2016) Гутыря, Сергей Семенович; Хомяк, Юрий Мефодиевич; Жеглова, Виктория Михайловна; Чанчин, Андрей НиколаевичПредложена и апробирована методика прочностного расчета обода эпицикла как замкнутого кольца большой кривизны. Разработан алгоритм раздельного моделирования плоской и пространственной форм деформирования кольца, позволивший получить достаточно простые формулы для расчета действующих в сечении обода внутренних усилий и напряжений. Допустимость и адекватность предложенных моделей по точности обоснована применением моментной теории оболочек, а также сопоставлением результатов аналитического расчета эпицикла планетарной передачи колесного редуктора Raba 118/76, применяемого в составе трансмиссии троллейбусов, с результатами конечно-элементного моделирования в программном комплексе Autodesk Simulation. Установлено, что обод эпицикла ПЕТ подвергается циклическому деформированию при коэффициенте асимметрии цикла напряжений на внутренней поверхности Rі = -1,58. Такой характер нагружения подтверждает актуальность уточненных расчетов эпицикла на циклическую прочность с учетом нестационарности режимов нагружения передач в составе транспортных и энергетических машин, а также неоднородности напряженного состояния обода в областях зубчатых зацеплений и соединения с корпусом.Документ Влияние варьирования проектных параметров на прочностные и жесткостные характеристики корпусов легкобронированных машин(НТУ "ХПИ", 2016) Чубань, Марина Александровна; Шейченко, Роман Игоревич; Граборов, Роман Викторович; Грабовский, Андрей Владимирович; Танченко, Андрей Юрьевич; Ткачук, Николай АнатольевичВ статье на тестовом примере бронетранспортера БТР-80 поставлена и решена задача структурной и параметрической оптимизации тонкостенной машиностроительной конструкции. Для решения данной задачи задействован метод исследования поверхностей отклика с применением методов линеаризации, билинеаризации, и кусочно-полиномиальной аппроксимации базисными функциями Эрмита в ходе построения математических моделей. В результате исследований нашли подтверждения тенденции изменения оцениваемых характеристик конструкции в ответ на варьирование параметров ее элементов, а также на введение новых конструктивных элементов. Определено, что более точные аппроксимации получаются при применении метода аппроксимации функциями Эрмита. Методы линейной и билинейной аппроксимации дают большую погрешность в зонах резкого изменения функций отклика.Документ Влияние концентрации химически активных веществ на микромеханические характеристики поверхностных слоёв трибосопряжений: объекты, средства и методы исследований(НТУ "ХПИ", 2016) Захарченко, Андрей ВладимировичНа основании современных трибологических источников и проведённого моделирующего активного эксперимента предлагается исследовать влияние концентрации химически активных веществ (ХАВ) на микромеханические характеристики поверхностных слоёв исследуемых образцов методами непрерывного вдавливания индентора, трибоспектральным (склерометрии), металлографии, топографии. Исследования выполнялись на последней модификации настольного прибора "Микрон-гамма 9" с широкими функциональными возможностями, отличающегося от зарубежных аналогов компактностью, простотой эксплуатации, технологичностью изготовления. Подробно освещены особенности комплексного исследования и контроля микромеханических характеристик поверхностных слоёв исследуемых образцов.Документ Головні частоти редукторів портальних тягових мостів(НТУ "ХПІ", 2016) Гутиря, Сергій Семенович; Яглінський, Віктор Петрович; Чанчін, Андрій МиколайовичНа основі запропонованої моделі коливальної системи двопоточного бортового редуктора (ДБР) у складі трансмісії низькопольного тролейбуса розроблено аналітичні залежності визначення пружних деформацій та математичні моделі спектру головних частот системи. За результатами чисельного моделювання побудовано діаграми функцій головних частот від конструктивних параметрів ДБР, виконано порівняння з частотними характеристиками планетарного колісного редуктора (ПКР). Відмічено негативний прояв можливої "квазінульової" жорсткості пружної системи ДБР, що спричиняє зниження першої головної частоти системи та резонансні явища при русі тролейбусів на низьких швидкостях та підвищених навантаженнях трансмісії у режимах розгону-гальмування.Документ До питання оптимально-раціонального проектування ступінчастих зубчастих редукторів(НТУ "ХПІ", 2016) Калінін, Павло Миколайович; Остапчук, Юрій Олександрович; Жережон-Зайченко, Юрій Вікторовіч; Юсов, Володимир Ігоревич; Сєриков, Володимир ІвановичРозглянуто задачу оптимального проектування ступінчастих зубчастих редукторів. На прикладі конічно-циліндричного редуктора вирішена задача оптимального розподілу загально передаточного числа редуктора по ступеням з метою мінімізації його габаритних розмірів. Для вирішення задачі застосований метод допустимих множин. Наведені результати чисельного дослідження інформаційної множини редуктора. Проаналізовані існуючі рекомендації по розподілу передаточних чисел по ступеням редуктора та наведені рекомендації по вибору оптимально-раціональних рішень такого розподілу в умовах різних обмежень на критерії якості. Зроблені висновки по результатам проведених досліджень.Документ Дослідження кінематики та динаміки гібридного електромеханічного приводу ведучого колеса автомобіля(НТУ "ХПІ", 2016) Кайдалов, Руслан ОлеговичПроаналізовано структурні схеми побудови гібридних силових установок. Визначено найбільш перспективну схему побудови гібридних силових установок з урахуванням особливостей використання військової колісної техніки. Розглянуто схему гібридного електромеханічного приводу ведучого колеса автомобіля як з асиметричним встановленням електродвигуна так і з його співвісним розташуванням відносно вхідного валу планетарної передачі. Визначено співвідношення між потужністю від електричного та теплового двигуна для реалізації прискореного режиму руху.Документ Испытания волновой зубчатой передачи с дисковым генератором волн на выносливость(НТУ "ХПИ", 2016) Ткаченко, Виталий НиколаевичДля проверки методик вычисления напряжений в зубчатом гибком колесе волновой передачи (ВП) с дисковым генератором волн деформации под нагрузкой, а также учета геометрической нелинейности, влияния сил в зацеплении, переменной изгибной жесткости зубчатого венца гибкого колеса и концентрации напряжений во впадинах между зубьями, были проведены испытания ВП на выносливость под нагрузкой. Результаты испытаний позволяют рекомендовать вышеупомянутые методики для проведения проверочных расчетов гибких колес ВП на изгибную выносливость.Документ Исследование трибологических свойств материалов, полученных с помощью плазменной технологии термического напыления для активного зуба(НТУ "ХПИ", 2016) Руснак, Юрый; Каднар, Милан; Ткач, ЗденкоОписана возможность использования материалов таких, как чистый NP55 и смеси NP 20 и NP 40 с материалом CuSnlO, нанесенных на поверхности скольжения и активную сторону зуба с помощью технологии плазменного термического напыления. Результаты эксперимента подтвердили пригодность всех исследуемых материалов и указанной технологии для применения на поверхности скольжения и активной стороне зуба.Документ Керування змінами швидкості за допомогою багатосходинкової зубчастої диференціальної передачі через сонячне зубчасте колесо(НТУ "ХПІ", 2016) Малащенко, В. О.; Стрілець, О. Р.; Стрілець, В. М.Розглянуто процес керування змінами швидкості за допомогою багатосходинкових зубчастих диференціальних передач з замкнутою гідросистемою, коли ведучою ланкою є епіцикл, а веденою водило, або навпаки. Керуючою ланкою є сонячне зубчасте колесо зв’язане з замкнутою гідросистемою, яка складається з гідронасоса, коротких трубопроводів, регулювального дроселя, зворотного клапана та ємності для рідини. Коли регулювальний дросель відкритий, маємо те, що сонячне зубчасте колесо через зубчасту передачу приводить у рух гідронасос, який перекачує рідину в замкнутій гідросистемі. Якщо регулювальний дросель закритий, тоді замкнута гідросистема закрита, тобто гідронасос зупинений і, при цьому, сонячне зубчасте колесо зупинене. Таким чином, в залежності від пропускної здатності регулювального дроселя, швидкість сонячного зубчастого колеса змінюється і, при цьому, змінюється швидкість веденої ланки. За допомогою комп’ютерного моделювання отримані графічні залежності між швидкостями ведучої, керуючої та веденої ланок.Документ Кинематика штанг полноправного тренажера-гексапода(НТУ "ХПИ", 2016) Ал-Обайди, Аймен Сабах; Яглинский, Виктор Петрович; Козерацкий, Геннадий Владимирович; Москвичев, Николай НиколаевичРазработаны математические модели кинематических параметров штанг гексапода при отработке платформой сложного маневра. На основе поступательных уравнений движения полюса и вращательных движений по углам Эйлера-Крылова сформировано движение платформы гексапода. Моделирование траектории-тангажа платформы выполнено на основе позиционно-координатного управления. Движение каждой штанги гексапода вокруг неподвижной оси представлено изменением двух углов Эйлера. Установлены зависимости угловых скоростей и угловых ускорений штанг в виде проекций на неподвижные оси координат и на оси, связанные с движущимися штангами. Вычисления для типовой конструкции авиатренажера фирмы "Антонов" подтвердили возможность получения кинематических параметров штанг гексапода при выполнении маневра типа тангаж. Установлены предельные значения акселерационных нагрузок на экипаж при максимальных допустимых углах тангажа платформы тренажера-гексапода.Документ Контактная прочность зубчатых передач с учетом влияния перекосов зубьев(НТУ "ХПИ", 2016) Попов, Алексей Павлович; Мироненко, Александр Иванович; Савенков, Олег ИгоревичПредставлены материалы по решению новой контактной задачи применительно к зубчатым передачам с учетом влияния перекосов зубьев зубчатых колес на их контактную прочность. Решение указанной задачи выполнено впервые на основе новой теории контактной прочности, разработанной проф. А. П. Поповым. Найдены расчетные зависимости для определения максимальных контактных напряжений в зубьях, а также размеров полуэллиптической площадки контакта.Документ Метод вибрационно-импульсного диагностирования технического состояния зубчатых передач(НТУ "ХПИ", 2016) Гаврилов, Сергей Алексеевич; Ишин, Николай Николаевич; Гоман, Аркадий Михайлович; Скороходов, Андрей СтаниславовичУточнен расчет параметров ударного импульса на основе учета упругости валов и подшипников зубчатой передачи. Приведены результаты экспериментальных исследований нагруженности зубьев прямозубой зубчатой передачи для различных значений нагрузок и скоростей. Уточнение значений параметров ударного импульса позволяет повысить достоверность оценки ресурса зубчатой передачи трансмиссионных узлов мобильных машин.Документ Методологія системного моделювання показників технічного рівня підшипників кочення(НТУ "ХПІ", 2016) Гутиря, Сергій Семенович; Гайдамака, Анатолій ВолодимировичЗапропоновано та практично опрацьовано методологію моделювання показників технічного рівня роликових підшипників у складі букс рейкового транспорту (РПБРТ), що включає системну ієрархічну модель комплексного показника технічного рівня підшипника, обґрунтування номенклатури одиничних і комплексних показників якості РПБРТ та оригінальні методики їх розрахунків, удосконалені методи випробувань модернізованих конструкцій. За результатами моделювання визначено системний показник технічного рівня для базової конструкції РПБРТ, виявлено наявні резерви її вдосконалення за показниками вантажності, внутрішньої динаміки та енергетичної ефективності та забезпечено підвищення системного показника технічного рівня модернізованих конструкцій РПБРТ шляхом запровадження низки інноваційних конструктивних і технологічних рішень.Документ О предпочтительных сферах применения зубчатых передач Новикова и эвольвентных(НТУ "ХПИ", 2016) Короткин, Виктор ИльичДан анализ сравнительной напряжённости зубьев и нагрузочной способности зубчатых передач Новикова и эвольвентных при использовании таких резервов повышения нагрузочной способности обоих видов зацепления, как смещение исходного контура (корригирование), продольная модификация рабочей поверхности зубьев (бочкообразность) и увеличение модуля в заданных габаритах передачи. Сделаны выводы о предпочтительных сферах применения обоих типов зубчатых передач.Документ Оптимизация динамических процессов приводов технологических машин методом "Обобщённые безразмерные параметры"(НТУ "ХПИ", 2016) Самидов, Халил Самид оглу; Ахадов, Анар Бейбала оглуРабота посвящена оптимизации параметров динамических машин, в том числе металлорежущих станков. Предлагаемая методика позволяет при помощи несложных аналитических выражений установить связь между конструктивными, эксплуатационными параметрами и динамическими характеристиками проектируемой машины, прогнозировать ожидаемый уровень вибрации, создавать машины с заданными динамическими характеристиками и машины с наипучшими конструктивными параметрами.Документ Оптимизация динамической нагрузки в зубчатых зацеплениях планетарного механизма типа n x АЇ при контактной прочности(НТУ "ХПИ", 2016) Матусевич, Владимир Анатольевич; Шарабан, Юрий Владимирович; Шехов, Александр Владимирович; Абрамов, Владимир ТимофеевичРассмотрена методика оптимизации динамической нагрузки в зубчатых зацеплениях многоступенчатого планетарного механизма типа n x АЇ с общим эпициклом. В качестве целевой функции оптимизации динамической нагрузки в зубчатых зацеплениях принята функция распределения коэффициента динамичности, параметрами которой являются передаточные отношения ступеней механизма. Приведены результаты сравнения двух оптимальных конструкций планетарного механизма, удовлетворяющих критериям минимума массы и динамической нагрузки соответственно. Предложены рекомендации по оптимальному проектированию вышеуказанных механизмов.Документ Основные принципы синтеза системы комплексно-ориентированной разработки и производства продукции (КОРПП)(НТУ "ХПИ", 2016) Настасенко, Валентин АлексеевичРабота относится к сфере проектирования, производства и эксплуатации продукция, в частности - к разработке системных методов решения данных проблем. Проведен анализ исходных положений для выполнения данных работ, который показал, что главным фактором является уровень потребности в данной продукции, создание которой может быть обеспечено при надлежащем уровне экономики, развития науки, техники и промышленного производства. Кроме того, появление новых запросов ведет к возникновению проблемы, при решении которой проявляется фактор времени для создания новых технологий и выпуска новой продукции, а она, в свою очередь, формирует новые запросы на более высоком уровне. Системная разработка новой продукции требует учета всех сфер ее применения или воздействия, включая окружающую среду, социально-экономическую сферу и другие, в т. ч. - ноосферу, как элемент развития общества. Комплексный подход при разработке и производстве продукции должен охватывать все этапы ее жизненного цикла, включая эксплуатацию, ремонт и утилизацию. Разработаны структурные системы взаимосвязей и алгоритмы, облегчающие комплексное решение указанных проблем.Документ Особливості компоновки муфт з торцевою установкою канатів тангенціального розташування(НТУ "ХПІ", 2016) Проценко, Владислав Олександрович; Клементьева, Оксана ЮріївнаВ статті представлені дослідження впливу компоновочних параметрів муфт з торцевою установкою канатів тангенціального розташування на умови їх геометричного існування. В результаті виконання досліджень розкрито цей вплив та отримано математичні вирази для використання при проектувальному розрахунку муфт під час перевірки основних умов їх геометричного існування. Розглянуто умови відсутності інтерференції втулок зовнішньої та внутрішньої напівмуфт, а також умови відсутності інтерференції канатів та суміжних втулок внутрішньої напівмуфти. Отримані залежності апробовані при проектуванні муфти, а результати розрахунку за ними перевірені порівнянням із результатами побудови і показали співпадіння. Отримані результати можуть бути використані при проектуванні муфт з торцевою установкою прямих канатів тангенціального розташування.