Вісник № 35
Постійне посилання колекціїhttps://repository.kpi.kharkov.ua/handle/KhPI-Press/17012
Переглянути
Документ Анализ путей улучшения эксплуатационных характеристик элементов приводных агрегатов автомобилей повышенной проходимости ПАО "АвтоКРАЗ"(НТУ "ХПИ", 2015) Кайдалов, Р. О.; Дунь, С. В.; Калинин, П. Н.В работе приведены результаты оценки эксплуатационных характеристик основных элементов приводных агрегатов автомобилей повышенной проходимости на примере зубчатых передач, вала и подшипников раздаточной коробки автомобиля КрАЗ-6322. Проведен анализ напряженного состояния этих элементов раздаточной коробки и сделаны выводы о их резервах к повышению энергонасыщенности автомобиля и увеличению пробега до регламентированных уровней. Показано, что, используя разработанный программный комплекс, можно диагностировать эксплуатационные характеристики зубчатых колес, валов и подшипников приводных агрегатов автомобилей с целью их улучшения.Документ Аналіз напружено-деформованого стану опорно-поворотного пристрою автокранів з урахуванням жорсткості опор(НТУ "ХПІ", 2015) Федик, В. В.; Малащенко, В. О.; Ланець, О. В.У статті розглянуто напружено-деформований стан основних деталей опорно-поворотного пристрою автомобільних кранів з урахуванням жорсткісних характеристик зубчастого вінця та півобойм за методом скінчених елементів. Встановлено закономірності розподілення контактних напружень на торцях роликів та за їх довжиною. Виявлено наявність двох зон з максимальними контактними напруженнями та зменшення його величини на основній контактній лінії. Встановлено, що нерівномірність навантаження ролика відповідає умовам рівноваги, оскільки рівнодіюча сила від дії тиску на обох його сторонах буде однакова, але в результаті обертання ролика навколо своєї осі пікові навантаження дещо збільшуються по відношенню до таких, які виникають на іншій його стороні.Документ Виброкинематометрия зубчатых передач(НТУ "ХПИ", 2015) Журавлёв, В. Н.; Единович, А. Б.; Папчёнков, А. В.; Корнейчук, А. В.Решена задача вибродиагностики зубчатых передач, в том числе, газотурбинных двигателей, методом кинематометрии. Разработана и апробирована математическая модель фазовой модуляции сигнала вибраций зубчатой передачи, параметры которой чувствительны к величине линейной деформации зуба в процессе передачи крутящего момента. Адекватность модели проверялась в процессе анализа сигнала датчика поперечных горизонтальных вибраций ведущей шестерни заднегоредуктора двигателя ТВ3 – 117ВМА – СБМ1. Результаты экспериментальных исследований позволяют прогнозировать адекватность математической модели не хуже 0,9.Документ Вибромониторинг зубчатых колес редукторов в процессе приработки(НТУ "ХПИ", 2015) Гаврилов, С. А.; Ишин, Н. Н.; Гоман, А. М.; Скороходов, А. С.Изложены принципы и особенности вибродиагностики редукторов мотор-колес самосвалов БЕЛАЗ на стадии обкатки. Разработаны основные положения методики оценки качества изготовления и вибромониторинга редукторов. Приведены результаты отработки методики разбраковки в условиях их цеховой обкатки и рекомендации по оценке качества изготовления. В качестве интегрального критерия оценки сборки редукторов мотор-колес могут служить величина среднеквадратичных значений виброускорений в частотном диапазоне 3-100 Гц и амплитуда вибраций на оборотной частоте торсионного вала.Документ Динамика двухдвигательных приводов с гидропневмобаллонными муфтами(НТУ "ХПИ", 2015) Христенко, А. В.; Виноградов, Б. В.Рассмотрены двухдвигательные приводы, содержащие муфты с резинокордными оболочками, которые сообщены между собой общим трубопроводом. Приведены схемы муфт, предназначенные для передачи крутящих моментов 509кН-м и 814кН-м, а также аналитические выражения их упруговязких характеристик. В качестве примера рассмотрена динамика синхронного двухдвигательного привода, с гидропневмобаллонными муфтами. Установлено, что применение таких приводов позволяет равномерно распределить статические и динамические нагрузки между линиями передач каждого двигателя и ограничить их максимальную величину в резонансном режиме до безопасной величины.Документ Исследование уровня акселерационного воздействия на тренажере-гексаподе(НТУ "ХПИ", 2015) Обайди, А. С.Разработаны математические модели управления параметрами кинематики тренажера-гексапода на подвижном основании, имеющего восемь степеней свободы. Управление боевыми мобильными машинами весьма сложная и опасная операция, требующая принятия быстрых решений по удержанию курса и мгновенных реакций по изменению движения воздействием на органы управления. Поэтому имитация процесса управления мобильными машинами и приводными устройствами перемещений кабины тренажера является актуальной проблемой. Определены уровни акселерационной нагрузки на экипаж, возникающие при движении по суше со сложным рельефом с осуществлением маневра.Документ Кваліметричний підхід до оцінки факторів, які впливають на експлуатацію зубчатих коліс суднових редукторів(НТУ "ХПІ", 2015) Куриляк, В. В.; Хімічева, Г. І.У статті розглянутий кваліметричний підхід до дослідження факторів, які впливають на експлуатаційний ресурс зубчатих коліс суднових редукторів, вузлів та агрегатів. Поставлена задача систематизації дефектів, виявлених в процесі ремонтування зубчатих передач. Проаналізовані технічні причини, які призводять до появлення характерних дефектів з ціллю визначення раціонально-ефективного застосування різного типу зміцнюючих засобів. Також запропонована методика видалення конденсату з зони роботи редуктора за допомогою технічного силікагелю.Документ Методика исследования шумовых характеристик для эвольвентного прямозубого зацепления(НТУ "ХПИ", 2015) Бережной, Виталий Александрович; Матюшенко, Николай Васильевич; Федченко, Анна ВалерьевнаРассматривается методика экспериментального исследования шума для эвольвентных прямозубых передач. Показана актуальность решения данной задачи. Рассмотрены основные понятия и стандарты, необходимые для проведения экспериментальных исследований. Изучаются основные шумовые характеристики передачи: уровень звукового давления, интенсивность звука и акустическая мощность источника. Приводятся основные способы определения акустической мощности машины. Выбирается методика исследования шума редуктора и приводятся основные её положения.Документ Методологія реалізації експорту даних, візуалізації та формування 3D-моделі механізму у спеціалізованій розрахунковій системі(НТУ "ХПІ", 2015) Влах, В. В.В статті розглядаються методи, за допомогою яких утворюється візуалізація механізмів та виконується передача даних з спеціалізованого програмного забезпечення в середовище AutoCAD. Пропоноване програмне забезпечення створювалось в середовищі Embarcadero Rad Studio Delphi методами об’єктно-орієнтованого програмування. Це значної мірою дало змогу реалізувати експорт кінематичної схеми механізму та сформувати код програми мовою AutoLISP, яка описує тривимірну модель.Документ Моделирование формообразования и оценка работоспособности винтовых передач(НТУ "ХПИ", 2015) Величко, Н. И.; Носко, П. Л.; Марченко, Д. Н.; Филь, П. В.В статье рассматривается построение обобщенной математической модели зубчатых передач, составленных из цилиндрических колес. Сопряженные поверхности колес описаны в виде огибающих инструмента реечного типа при параметрическом задании формы исходного контура. Построенная модель позволяет исследовать эксплуатационное зацепление приближенных гиперболоидных передач, полученных при использовании жесткой неконгруэнтной пары исходных контуров для шестерни и колеса. Исследовано влияние степени локализации контакта на положение активных действующих линий, выполнен численный анализ критериев работоспособности винтовых зубчатых передач с различной геометрией производящего реечного контура, приведены практические рекомендации по выбору параметров кругового контура.Документ Нелинейная контактная задача применительно к зацеплению прямых зубьев(НТУ "ХПИ", 2015) Попов, А. П.; Попова, Л. А.; Медведовский, А. М.; Савенков, О. И.Впервые представлены результаты теоретических исследований контактной прочности традиционных зубчатых передач с прямыми зубьями с учётом нелинейной взаимосвязи между упругими перемещениями (деформациями) зубьев и возникающими при этом напряжениями. При этом определены зависимости максимальных контактных напряжений σH и полуширины b₀ прямоугольной площадки контакта. Показано, что величина напряжений σH в рассматриваемом случае несколько превышает таковую, имеющую место при отсутствии указанной нелинейности. В соответствии со сказанным величина b₀, наоборот, несколько превышает аналогичную ширину, характерную для случаев отсутствия рассматриваемой нелинейности.Документ Оптимизация динамических процессов электромеханических приводов машин по коэффициенту динамичности(НТУ "ХПИ", 2015) Самидов, Х. С.; Гасымов, А. Ф.Работа посвящена оптимизации параметров динамической системы технологических машин. Базируясь на методах оптимизации по коэффициенту динамичности разработаны и реализованы методики оптимизации динамических процессов технологических машин. Разработанные методики оптимизации динамических процессов машин позволяют: при помощи несложных аналитических выражений установить связь между конструктивными, эксплуатационными параметрами и динамическими характеристиками проектируемой машины, прогнозировать ожидаемый уровень вибрации, проводить синтез машины по заданным динамическими характеристиками и создать машины с наименьшими коэффициентами динамичности.Документ Оценка влияния параметров зацепления конических передач с двояковыпукло-вогнутыми зубьями на их ресурс(НТУ "ХПИ", 2015) Кузнецова, А. В.; Гнитько, А. Н.; Онищенко, В. П.В статье проведена оценка влияния параметров зацепления конических передач с двояковыпукло-вогнутыми зубьями на их ресурс. Разработана методика прогнозирования ресурса конических зубчатых передач с двояковыпукло-вогнутыми зубьями путем выбора рациональных параметров зацепления на основании моделирования изнашивания зубьев. Методика основывается на двух математических моделях: модели зацепления зубьев и имитационной численной модели изнашивания зубьев.Документ Памяти выдающегося украинского ученого и педагога, профессора Заблонского Константина Ивановича(НТУ "ХПИ", 2015) Гутыря, С. С.; Мотулько, Б. В.; Яглинский, Виктор Петрович; Моргун, Б. А.; Хихловский, А. Б.Представлен биографический очерк о жизненном и фронтовом пути, учебе и трудовых достижениях известного украинского ученого, педагога, многолетнего руководителя известной в научном мире Одесской школы механики и деталей машин, ректора Одесского политехнического института (1969-1985г.г.), профессора К. И. Заблонского, написанный его учениками и сотрудниками в связи со 100-летием со дня рождения Учителя. Жизненный путь проф. Заблонского является замечательным примером непрерывной учебы, настойчивого поиска научных знаний, честного самоотверженного труда в интересах Родины, порученного дела, института и кафедры, коллег и учеников, семьи и друзей.Документ Размерно-функциональный анализ силовых трехволновых зубчатых передач(НТУ "ХПИ", 2015) Приймаков, А. Г.; Маргулис, М. В.; Кириченко, И. А.; Устиненко, Александр Витальевич; Грязев, А. А.В статье на основе анализа специфики функционирования волновой зубчатой передачи под нагрузкой выявлено исходное (замыкающее) звено совокупности основных звеньев в плоскости волнового зацепления (генератор – волновое зацепление). Получены зависимости для расчёта составляющих его элементов, предельных значений и допуска. Определена радиальная осадка полимерного слоя МГК под нагрузкой. Полученные практические рекомендации могут быть применены в процессе проектирования новых конструкций волновых передач.Документ Раціональне проектування зубчастих циліндричних двоступінчастих редукторів з урахуванням рівня напруженості зачеплень(НТУ "ХПІ", 2015) Бондаренко, Олексій Вікторович; Устиненко, Олександр Віталійович; Сєриков, Володимир ІвановичСтаття присвячена задачі раціонального проектування широко розповсюджених зубчастих циліндричних двоступінчастих редукторів. У ній розглядаються питання пошуку оптимально-раціональних геометричних параметрів, які задовольняють певним критеріям. Усі складності компонування та взаємозв’язок параметрів унеможливлюють їх вибір без використання підходів математичної оптимізації. Використання відомого псевдо-випадкового методу ЛПτ-пошуку з авторською модифікацією дало змогу уникнути проблем, пов’язаних з дискретністю та кількістю параметрів. Для розв’язання вказаної задачі було сформовано постановку задачі та вказані параметри проектування з обмеженнями, записані критерії та обрано підхід. Розроблена методика та алгоритм розв’язання задачі, що враховує рівень напруженості зубчастих передач за згином та контактом. Проведені тестові розрахунки вказують на коректність запропонованого підходу.Документ Синтез современных цилиндрических прямозубых эвольвентных передач в курсе "Прикладная механика"(НТУ "ХПИ", 2015) Бабичев, Д. Т.; Смовж, А. И.; Кривошея, А. В.Изложена методика компьютерного проектирования прямозубых передач при переходе от однопарного к двухпарному зацеплению при сохранении неизменными: корпусных деталей, валов и посадочных поверхностей. Даны примеры синтеза 4-х передач, имеющих одинаковые размеры, но разную нагрузочную способность: две с коэффициентами перекрытия ε<2 и две с ε>2. Приведена диаграмма для количественной оценки зависимости повышения нагрузочной способности передач с ε>2 в зависимости от сочетания чисел зубьев шестерни и колеса в исходной передаче.Документ Способы повышения износостойкости и контактной выносливости зубчатых колёс(НТУ "ХПИ", 2015) Каплун, П. В.Изложены результаты экспериментальных исследований износостойкости и контактной выносливости образцов из различных сталей после упрочнения методами термической обработки и ионного азотирования в водородных и безводородных средах, при трении качения с проскальзыванием. Отмечена важность влияния градиента свойств полученных композиций на эксплуатационные характеристики. Предложены способы повышения контактной выносливости и износостойкости зубчатых колес.Документ Сравнение арочной передачи смешанного зацепления с традиционной по геометро-кинематическим показателям(НТУ "ХПИ", 2015) Ткач, П. Н.; Ревякина, О. А.; Чалая, Е. Ю.В статье представлен профиль исходного контура обкатных арочных передач смешанного зацепления. Головка зуба шестерни и ножка зуба колеса образованы отрезком прямой, то есть представляют собой традиционное квазиэвольвентное зацепление. Ножка зуба шестерни и головка зуба колеса образованы кривой, полученной на основе синтеза по заданному значению приведенной кривизны. Приведена сравнительная оценка гоеметро-кинематических показателей таких передач с традиционными квазиэвольвентными передачами.Документ Условия прочности и оценка несущей способности оптимальной по массе конструкции простого планетарного механизма типа AI(НТУ "ХПИ", 2015) Шехов, Александр ВладимировичРассмотрена методика оценки несущей способности оптимальной по массе конструкции простого планетарного механизма типа AI с учетом различных условий прочности. Методика основана на исследовании экстремальных свойств целевых функций аналога массы и коэффициента несущей способности конструкции механизма. Целевые функции задают как функции передаточного отношения механизма и параметров его конструкции. В качестве параметров конструкции механизма принимают число сателлитов, коэффициент приведения массы эпицикла, число зубьев центрального подвижного зубчатого колеса и коэффициент параметров прочности внешнего зубчатого зацепления. Аналог массы конструкции механизма определяют для трех условий прочности внешнего зубчатого зацепления - контактной, изгибной, контактной и изгибной равнопрочности.