Вісник № 43
Постійне посилання колекціїhttps://repository.kpi.kharkov.ua/handle/KhPI-Press/20077
Переглянути
Документ Анализ затрат мощности электростартера при пусках двигателя 3ТД-3А(НТУ "ХПИ", 2015) Токарь, С. Е.; Дудко, В. В.; Кузьминский, В. А.; Каторгин, А. Н.; Сергиенко, А. А.Определено распределение механической мощности электростартера при пуске между двигателем, входным редуктором с АКП и редуктором приводов с подключенными к нему штатными агрегатами.Документ Анализ контактного взаимодействия в зубчатых и цепных передачах с эволютным профилем методом конечных элементов(НТУ "ХПИ", 2015) Протасов, Роман Васильевич; Устиненко, Александр Витальевич; Андриенко, Сергей Владимирович; Бондаренко, Алексей Викторович; Иванов, Евгений Мартынович; Кашуба, Светлана АнтоновнаЭволютное зацепление – это семейство профилей с выпукло-вогнутым контактом для зубчатых и цепных передач. В статье рассмотрена методика анализа НДС с учетом контактного взаимодействия в эволютном зацеплении методом конечных элементов. Она заключается в создании параметрической 3D-модели зубчатой или цепной передачи, построении упрощенной расчетной модели и создании конечно-элементной сетки. Выполнены тестовые расчеты, получены распределения контактных напряжений и проведен анализ НДС для зубчатой пары и пары зуб–втулка.Документ Аналіз напрямків підвищення рівня екологічності ДВЗ шляхом застосування внутрішньоциліндрового каталізу(НТУ "ХПІ", 2015) Хижняк, Володимир Олександрович; Парсаданов, Ігор ВолодимировичРозглянуті основні напрямки підвищення рівня екологічності сучасних двигунів внутрішнього згоряння, найбільш оптимальним та пріоритетним з яких є внутрішньоциліндровий каталіз. Проаналізовані результати досліджень впливу нанесених каталітичних покриттів в камері згоряння на ефективність підвищення рівнів екологічності ДВЗ. Особлива увага приділяється пошуку оптимального хімічного складу для матеріалу каталітичного покриття, що за своїми властивостями схожі на групу благородних металів.Документ Аппроксимация поверхности отклика для использования в процессе параметрического синтеза машиностроительных конструкций(НТУ "ХПИ", 2015) Чубань, Марина АлександровнаПри оптимизации машиностроительных конструкций возникает задача нахождения функции отклика, устанавливающей связь между диагностическими показателями (напряжения и перемещения, деформация, масса и т. д.) и конструктивными характеристиками, которая обычно решается методом аппроксимации. Рассмотрен метод кусочно-полиномиальной аппроксимации с использованием базисных функций Эрмита. Оценена погрешность метода. Описан и продемонстрирован использующий данный метод подход к построению моделей поверхности отклика в оптимизационных исследованиях объектов машиностроения.Документ Визначення параметрів відбивальної системи променевого опалення для запобігання перегріву поверхні теплоприймача(НТУ "ХПІ", 2015) Максимова, Марія Олександрівна; Гречка, Ірина ПавлівнаРозглянуто рішення прямої задачі променевої теплопередачі для досягнення рівномірного нагріву поверхні шляхом моделювання перебігу відбитих теплових променів. Наведено результати роботи програми моделювання відбитих променів та їх аналіз. Встановлено параметри відбивальної системи у залежності від відомої форми відбивача. Також розглянуто перспективи подальших досліджень, які пов’язані з проектуванням систем променевого опалення за заданими вимогами.Документ Визначення перспектив та напрямків модернізації танка Т-72: системи охолодження(НТУ "ХПІ", 2015) Клімов, Віталій Федорович; Марченко, Андрій Петрович; Федоров, Андрій ЮрійовичНа основі аналізу літературних джерел в роботі описано і проаналізовано вирішення актуальної задачі модернізації вітчизняної бронетехніки на прикладі танка Т-72. Визначено втрати потужності дизеля силової установки в умовах об’єкту для танків потужністю 600±25 кВт. Отримано параметри потужності силової турбіни дизеля 5ТДФМ в умовах відсутності протитиску у випускному колекторі. Отримано позитивні ефекти від модернізації танка Т-72 шляхом заміни штатного дизеля на дизель вітчизняного виробництва 5ТДФМ. Надано рекомендації щодо застосування для модернізації вітчизняної бронетехніки дизеля типу 5ТДФ.Документ Влияние податливости шероховатого слоя на распределение контактных давлений в сопряжении сложнопрофильных тел(НТУ "ХПИ", 2015) Ткачук, Николай Николаевич; Скрипченко, Наталья Борисовна; Ткачук, Николай Анатольевич; Неделько, Катерина ДмитриевнаСтатья содержит результаты численного исследования контактных давлений между сложнопрофильными телами, которые задаются поверхностями сложной формы, не имеющих в общем случае простого аналитического описания. Учитывается влияние податливости винклерова слоя, который моделирует шероховатость контактирующей поверхности. Определено влияние податливости этого слоя и распределения зазора между телами на распределение контактных давлений. Для определения контактных давлений используется метод граничных интегральных уравнений. Для дискретизации применяются соотношения метода граничных элементов. В ходе численного эксперимента исследовано влияние распределения зазора между контактирующими телами на распределение контактного давления. При этом также варьируется податливость упругого слоя, имитирующего жесткостные свойства шероховатости поверхностей контактирующих тел. Получены характерные распределения контактных давлений, а также зависимость максимальных контактных давлений от варьируемых параметров.Документ Демпфірування коливань кузовів транспортних засобів, які обладнано пневматичними ресорами(НТУ "ХПІ", 2015) Маслієв, А. О.; Макаренко, Ю. В.; Маслієв, Вячеслав ГеоргійовичДосліджено можливість поліпшення демпфірування коливань пневматичного ресорного підвішування. Виявлено вплив окремих параметрів системи пневматичного ресорного підвішування та газо-термодинамічних явищ, що мають місце при коливаннях, на демпфірування коливань і амплітуди коливань при різних режимах витікання повітря через дросель, який встановлено перед додатковим резервуаром. Отримано коефіцієнти демпфірування при різних режимах витікання повітря через дросель. Доведено, що на демпфіруючи якості пневморесори впливає власна частота коливань і щільності повітря на демпфірування. Удосконалена математична модель, яка описує коливання надресорних частин транспортних засобів на пневматичних ресорах, дозволила обчислити коефіцієнт демпфірування коливань для транспортного засобу, що розглядався. Доведено, що пневматичне ресорне підвішування дозволяє відмовитися від гідравлічних або інших гасників коливань шляхом належного обрання його параметрів.Документ Дискретное упрочнение как эффективный метод повышения ресурса работы элементов механизма(НТУ "ХПИ", 2015) Веретельник, Олег Викторович; Веретельник, Юрий Викторович; Веретельник, Виктор ВладимировичВ работе представлены результаты проведенного исследования напряженно-деформированного состояния элементов конструкций, содержащих поверхности после проведенной технологической обработки - дискретного упрочнения, на примере толстостенного цилиндра нагруженным высоким внутренним давлением. Проведенное исследование было проведено с помощью метода конечных элементов. Проведен анализ полученных численных показателей компонент напряженно-деформированного состояния и коэффициента запаса для элементов конструкции.Документ Дистанционное и смешанное обучение на кафедре теории и систем автоматизированного проектирования механизмов и машин(НТУ "ХПИ", 2015) Кротенко, Галина Анатольевна; Зинченко, Елена Ивановна; Якименко, Елена АлександровнаПредлагаются новые методические разработки для дистанционного и смешанного обучения с применением мультимедийных систем. Сделаны выводы о необходимости внедрения новых технологий в учебный процесс.Документ Идентификация математической модели для расчета нагрузочной характеристики системы наклона кузова(НТУ "ХПИ", 2015) Горкунов, Борис Митрофанович; Кривякин, Геннадий Владимирович; Афанасьева, Елена СергеевнаРазработан измерительный комплекс для определения нагрузочной характеристики масштабной физической модели системы наклона кузова вагона на базе вихретокового метода бесконтактного контроля механически-деформированного состояния цилиндрических изделий ферромагнитных материалов. Проведен сравнительный анализ экспериментальной нагрузочной характеристики механизма наклона и расчетной нагрузочной характеристики, полученной путем математического моделирования.Документ Исследование напряженно-деформированного состояния гофрированных и сплошных панелей с учетом геометрической анизотропии и ортотропных свойств материала(НТУ "ХПИ", 2015) Атрошенко, Александр АлександровичСтатья содержит результаты численного исследования сравнительного анализа решения двух методик определения напряженно-деформированного состояния гофрированной панели и сплошной пластины с применением ортотропных свойств материала. Упругие коэффициенты эквивалентной анизотропной пластины определяются из сравнения жесткостей элементов конечных размеров, выделенных из гофрированной и анизотропной панелей. Гофрированные панели, волнистые листы нашли большое применение в различных сферах машиностроения, судостроения, авиастроения и др. В частности данные панели применяются в металлических зернохранилищах. Как правило данные панели представляют собой тонкостенные элементы с различным профилем гофрирования. От структуры (геометрии) волнистости зависит жесткость исследуемых тонкостенных панелей. При сравнении результатов расчетов пластины с геометрической анизотропией и пластины с ортотропными свойствами материала, которые исследовались в двух постановках, получены большие различия, как в качественных картинах, так и в количественных значениях. Исходя из этого, применимы традиционные методы расчета гофрированных панелей, в виде сплошной пластины с измененными свойств материла на ортотропные, слабо соответствуют действительности.Документ К 85-летию кафедры двигателей внутреннего сгорания(НТУ "ХПИ", 2015) Марченко, Андрей Петрович; Парсаданов, Игорь Владимирович; Пылев, Владимир АлександровичПосвящается генеральным конструкторам, руководителям и организаторам производства, выдающимся ученым, выпускникам кафедры ДВС НТУ "ХПИ", обеспечившим созданиее и развитие отечественного двигателестроения.Документ Кафедрa ТММ и САПР: к 50-летию факультета транспортного машиностроения(НТУ "ХПИ", 2015) Ткачук, Николай АнатольевичСтатья посвящена вопросам истории кафедры "Теория и системы автоматизированного проектирования механизмов и машин" Национального технического университета "Харьковский политехнический институт". Описаны вехи развития кафедры. Проиллюстрирован ряд научно-исследовательских работ, которые выполняла кафедра. Описаны научные коллективы и направления их деятельности. Приведены некоторые результаты исследований сложных механических и биомеханических систем. Сформированы перспективные направления развития учебного процесса и научных исследований на кафедре.Документ Математичні моделі ударно-контактної взаємодії елементів механічних систем(НТУ "ХПІ", 2015) Ткачук, Микола Миколайович; Грабовський, Андрій Володимирович; Скріпченко, Наталія БорисівнаРобота присвячена розробці, вдосконаленню та реалізації методів розв’язання зв’язаної задачі аналізу напружено-деформованого стану з урахуванням контактної взаємодії та геометричного синтезу складнопрофільних елементів машинобудівних конструкцій з кінематично генерованими поверхнями та динаміки віброударних систем на основі їхнього параметричного опису та інтеграції розрахун кових моделей різного рівня. Розроблено принципово нові підходи до розв'язання зв'язаних задач геометричного синтезу та аналізу напружено-деформованого стану складнопрофільних тіл, а також параметричного синтезу та аналізу динаміки віброударних систем. Запропоновано метод визначення кінематично генерованих поверхонь та створення скінченноелементних моделей. Розроблено новий напіваналітичний варіант методу граничних елементів, що відрізняється точним, а не приблизним, обчисленням коефіцієнтів визначальних рівнянь.Документ Методи забезпечення тактико-технічних характеристик військових гусеничних і колісних машин на етапі проектних досліджень(НТУ "ХПІ", 2015) Васильєв, Антон Юрійович; Ткачук, Микола Миколайович; Танченко, Андрій Юрійович; Мартиненко, Олександр ВікторовичСтаття містить загальні положення раціонального проектування та модернізації бронетанкової техніки. Розглядається питання необхідності врахування сукупної дії чинників на етапі проектних досліджень (особливо техніки спеціального призначення). Основною тенденцією сучасного часу є інтенсифікація режимів бойового застосування, що призводить до зростання рівня окремих чинників ураження, так і розширення множини чинників, які діють у сукупності на один і той же елемент військових гусеничних та колісних машин. Відповідно, виникає потреба у створенні нових, більш досконалих, адекватних і точних математичних і числових моделей для моделювання виникаючих у складових елементах машини складних сукупних фізико-механічних процесів і станів. При цьому особливо гостро виникає питання якості та адекватності комп’ютерного моделювання, яке дає змогу більш оперативно та економно обґрунтувати проектно-технологічні параметри складних систем та їх елементів, що забезпечують потрібний рівень тактико-технічних характеристик.Документ Методика визначення раціонального швидкісного режиму руху приміського електропоїзду з синхронними тяговими двигунами(НТУ "ХПІ", 2015) Любарський, Борис ГригоровичНа поточний момент при розробці та експлуатації нових типів електропоїздів виникає питання щодо визначення їх раціональних швидкісних режимів руху. В роботі розглядається методика, що дозволяє визначити раціональну максимальну швидкість руху електропоїзду з синхронними тяговими двигунами зі збудженням від постійних магнітів на підставі комплексного критерію ефективності. Для розглянутого в роботі приміського електропоїзду з тяговим електроприводом на основі синхронного тягового двигуна зі збудженням від постійних магнітів збільшення максимальної швидкості руху з 50 до 140 км/ч приводить до зростання витрати енергії, що обумовлене зростанням опору руху рухомого складу. Згідно відносного показника ефективності кращим рішенням є застосування електропоїзда з максимальною швидкістю руху.Документ Обзор исследований влияния водотопливных эмульсий на показатели дизеля(НТУ "ХПИ", 2015) Савченко, Анатолий Викторович; Мешков, Денис ВикторовичВыполнен аналитический обзор экспериментальных исследований по влиянию применения водотопливных эмульсий на экологические, энергетические, экономические и другие показатели дизеля: крутящий момент, мощность, уровень выбросов оксидов азота, удельный эффективный расход топлива. Рассмотрены механизмы воздействия водотопливных эмульсий на рабочий процесс дизеля. Отдельно рассмотрено влияние содержания воды в водотопливной эмульсии и угла опережения впрыскивания топлива на показатели дизеля.Документ Обоснование выбора тягового электродвигателя для двухпоточного электромеханического механизма поворота гусеничной машины(НТУ "ХПИ", 2015) Зыонг, Ши Хиеп; Волонцевич, Дмитрий ОлеговичПредлагается анализ основных типов электроприводов с точки зрения целесообразности их использования в двухпоточном электромеханическом механизме поворота гусеничной машины. Сделан вывод о том, что для указанного электропривода, работающего в жестко нестационарных, повторно-кратковременных режимах, с диапазоном скоростей от отрицательных до превышающих значение синхронной скорости, испытывающего значительные кратковременные перегрузки в сочетании с ударными перегрузками по ускорениям, связанные с движением машины по пересеченной местности, наиболее целесообразно использовать трехфазный асинхронный электродвигатель с преобразователем частоты источника питания.Документ Оптимізація техніко-економічних показників автомобільного дизеля з використанням функції бажаності Харінгтона(НТУ "ХПІ", 2015) Клименко, Олександр Миколайович; Пильов, Володимир Олександрович; Шульга, Ігор МиколайовичПроаналізовано можливості комплексного покращення техніко-економічних показників автомобільного дизеля при використанні систем автоматичного регулювання його теплового стану. Для розв’язання компромісної задачі запропоновано використовувати узагальнену функцію бажаності Харінгтона з метою оптимізації досліджуваних показників на кожному режимі заданої моделі експлуатації. За керуючі фактори використано режимні та регулювальні параметри роботи дизеля. Оцінено ефективність різних варіантів САР.