Кафедра "Програмна інженерія та інтелектуальні технології управління ім. А. В. Дабагяна"
Постійне посилання колекціїhttps://repository.kpi.kharkov.ua/handle/KhPI-Press/1665
Офіційний сайт кафедри http://web.kpi.kharkov.ua/asu
Від січня 2022 року кафедра має назву "Програмна інженерія та інтелектуальні технології управління ім. А. В. ДАБАГЯНА" (тоді ж, у січні 2022 року в окремий підрозділ виділилася кафедра "Інформаційні системи та технології"), попередні назви – "Програмна інженерія та інформаційні технології управління" (від 2015), "Автоматизовані системи управління" (від 1977); первісна назва – кафедра автоматичного управління рухом.
Кафедра автоматичного управління рухом заснована в 1964 році задля підготовки інженерів-дослідників у галузі автоматичного управління рухом з ініціативи професора Харківського політехнічного інституту Арега Вагаршаковича Дабагяна та генерального конструктора КБ "Електроприладобудування" Володимира Григоровича Сергєєва.
Кафедра входить до складу Навчально-наукового інституту комп'ютерних наук та інформаційних технологій Національного технічного університету "Харківський політехнічний інститут".
У складі науково-педагогічного колективу кафедри працюють: 4 доктора технічних наук; 24 кандидата наук: 22 – технічних, 1 – фізико-математичних, 1 – економічних, 1 – доктор філософії; 3 співробітників мають звання професора, 19 – доцента, 1 – старшого наукового співробітника.
Переглянути
Документ О декомпозиции несепарабельной задачи(Вища школа, 1979) Голоскоков, Александр ЕвгеньевичРассмотрен один из подходов расчленения несепарабельной задачи распределения самолетов по сети авиалиний гражданской авиации, основанный на использовании характерной особенности задачи, которая состоит в том,. что сеть авиалиний можно представить в виде совокупности узлов.Документ Оптимизация по эффективности двухуровневой экономической системы(Вища школа, 1979) Горелый, Алексей ВасильевичИсследуется состав целевых функций элементов двухуровневой иерархической системы без горизонтальных связей в случае оптимизации системы по эффективности вложенных ресурсов.Документ Построение стохастической модели планирования(Вища школа, 1979) Голоскоков, Александр ЕвгеньевичПланирование можно производить в условиях, когда параметры показателя качества и ограничений оказываются случайными или неопределенными.Документ Об одном подходе к формализации задачи распределения ресурсов(Вища школа, 1979) Лисицкий, Василий Лаврентьевич; Гамаюн, Игорь ПетровичРассматриваются вопросы формализации задачи распределения ресурсов при оптимальном планировании множества разработок, каждая из которых включает в себя известную номенклатуру этапов, выполняемых в заданной последовательности и следующих непрерывно один за другим.Документ Метод последовательных приближений при оптимизации комплекса технических средств транспортной системы(Вища школа, 1979) Годлевский, Михаил ДмитриевичРассматривается один из подходов проектирования комплекса технических средств (КТС) транспортной системы. Метод основан на построении оптимального параметрического ряда основных элементов КТС, который является первым приближением при оптимизации всей системы.Документ Об одной модели конфликтной ситуации(Вища школа, 1979) Лисицкий, Василий ЛаврентьевичРассматривается математическая модель для исследования поведения сложных систем в конфликтных ситуациях. Предлагается методика оценки выживаемости системы в конфликте.Документ Параметрическая декомпозиция и координация в иерархических системах(Вища школа, 1980) Голоскоков, Александр Евгеньевич; Гиттик, Ю. Л.Планирование и управление в реальных экономических системах связано с решением задач математического программирования большой размерности. Эффективными методами их решения являются иерархические процедуры оптимизации. Рассмотрена схема метода параметрической декомпозиции и ее применение к задаче распределения ресурсов. На основе полученной двухуровневой схемы оптимизации дана интерпретация различных аспектов проблемы координации в иерархических системах по М. Месаровичу.Документ О связи между принципом прогнозирования и параметрической декомпозицией(Вища школа, 1980) Гиттик, Ю. Л.; Голоскоков, Александр ЕвгеньевичДля решения задачи большой размерности построена двухуровневая система оптимизации, основанная на методе параметрической декомпозиции. Нахождение оптимального решения сводится к итеративному процессу обмена информацией между верхним и нижним уровнями системы. Для осуществления процесса координации введены некоторые функции оценки качества прогнозирования. Показано, что специальный выбор оценки качества прогнозирования позволяет трактовать метод параметрической декомпозиции как частное применение общего правила координации.Документ Постановка задачи маршрутизации в общей схеме формирования перспективного парка самолетов ГА(Вища школа, 1980) Котин, В. М.; Годлевский, Михаил Дмитриевич; Шурапей, А. М.Рассматривается задача перераспределения параметров сети авиалиний с точки зрения минимизации приведенных затрат на перспективный парк самолетов ГА. Предлагается метод перераспределения, учитывающий ограничения территориального характера, выполнения условия по частоте рейсов для каждой авиалинии. Обоснована экономическая эффективность метода. Указан подход к выбору авиалиний, которые необходимо подвергнуть маршрутизации.Документ Модель тематического планирования разработок на основе рационального использования трудовых ресурсов(Вища школа, 1983) Лисицкий, Василий Лаврентьевич; Гужва, Виктор Алексеевич; Ходько, А. М.Освещены вопросы планирования разработок в условиях ограниченности трудовых ресурсов. Предложена математическая модель планирования, обеспечивающая экономию живого труда за счет наилучшего выбора моментов завершения типовых этапов разработок на заданном интервале планирования.Документ О задаче реконструкции сети авиационно-технических баз по обслуживанию вертолетного парка(Вища школа, 1983) Шевченко, Сергей ВасильевичРассмотрена проблема реконструкции сети авиационно-технических баз совместно с распределением парка вертолетов, выполняющих авиационное обслуживание заказчиков по районам работ, на периодическое техническое обслуживание. Приведена математическая постановка задачи, которая сводится к задаче дискретного программирования.Документ Определение решающих распределений параметров модели перспективного планирования(Вища школа, 1983) Голоскоков, Александр Евгеньевич; Капустина, В. А.Рассмотрен один из подходов определения статистических данных параметра модели в зависимости от информированной структуры задачи. Методика, основанная на теореме Каратеодора позволяет свести исходную задачу к эквивалентной. Оптимальное решение последней представляет искомый статистический материал для нахождения закона распределения параметра модели.Документ Математическая модель структуры данных для управления диалогом в системах автоматизированного проектирования(Вища школа, 1983) Ткачук, Николай ВячеславовичРассмотрена математическая модель структуры данных для реализации диалогового режима в системах автоматизированного проектирования, адекватная альтернативному, иерархическому и итерационному характеру процесса конструирования технических объектов. Математический аппарат модели основан на использовании понятий класса контекстно-зависимых грамматик порождения, что позволяет в режиме диалога передать САПР ряд дополнительных функций и повысить ее эффективность и комфорт для пользователя.Документ Об одном алгоритме оптимизации обликовых характеристик модели парка пассажирских магистральных самолетов(Вища школа, 1983) Годлевский, Михаил ДмитриевичПредставлен алгоритм, основанный на совместном использовании одного из подходов последовательного анализа вариантов и двух градиентных методов, который был применен для оптимизации модели парка пассажирских магистральных самолетов с многоэкстремальной целевой функцией. Модель содержит восемь переменных. Конкретная реализация алгоритма осуществлена на примере сети, состоящей из 1930 авиалиний.Документ Информационное и программное обеспечение автоматизированной системы нормативов(Вища школа, 1983) Сафроненко, С. А.; Фомина, Е. Ю.; Баженов, Вячеслав Григорьевич; Ярох, А. И.Рассмотрены проблемы разработки и эксплуатации автоматизированной системы материальных нормативов на отраслевом уровне. Предложен общий подход к разработке информационного языка описания технико-экономических показателей, описанию концептуальной модели базы данных средствами языка отношений. Освещены вопросы автоматизации программирования средств обработки входных информационных потоков и поиска информации в базе данных с применением СУБД «БАНК-ОС».Документ Методы и модели адаптации транспортных систем к случайным колебаниям спроса на перевозки(Вища школа, 1984) Голоскоков, Александр Евгеньевич; Педан, В. С.Рассмотрены основные методы адаптации транспортных систем к случайным колебаниям спроса на перевозки. Даны рекомендации по их использованию. Один из подходов, заключающийся в оптимальном маневрировании парком транспортных средств на этапе оперативного управления, рассмотрен подробно. Предложена математическая модель и двухуровневая система ее оптимизации с использованием алгоритма параметрической декомпозиции.Документ Автоматно-лингвистическая модель управления диалогом в системах автоматизированного проектирования(Вища школа, 1984) Ткачук, Н. В.; Баженов, Вячеслав ГригорьевичРассмотрена математическая модель управления процессом диалога в проблемно-ориентированной системе автоматизированного проектирования, основанная на использовании понятия конечного инициального автомата Мура. Формальные объекты из определения такого автомата интерпретированы на уровне отдельных программных компонент диалоговой системы, предлагается методика ее реализации.Документ Постановка распределительной задачи в условиях нечеткой исходной информации(Вища школа, 1985) Голоскоков, Александр Евгеньевич; Москаленко, Г. Н.Рассмотрена одна из постановок распределительной задачи, параметры которой заданы в форме нечетких множеств. Построена математическая модель задачи распределения парка транспортных средств по сети маршрутов.Документ Алгоритм реконструкции сети аэродромов под старший тип с учетом ограничений на капитальные вложения(Вища школа, 1985) Годлевский, Михаил Дмитриевич; Чернышева, Н. П.; Никифоров, А. В.Предложен алгоритм, позволяющий свести до минимума эксплуатационные расходы. Показано, что специфика рассматриваемой задачи дает возможность многократно использовать простой перебор по отдельным булевым координатам. Достоинствами метода являются простота реализации и применимость к задачам большой размерности.Документ Вопросы автоматизации перспективного планирования в отрасли гражданской авиации(Вища школа, 1985) Горелый, Алексей ВАсильевич; Заруба, Виктор Яковлевич; Сухоруков, С. В.Рассмотрено алгоритмическое обеспечение перспективного планирования капитальных вложений в отрасли гражданской авиации. Описаны основные положения разработанной многошаговой аукционной процедуры принятия плановых решений, основанной на теоретико-игровом подходе. Предложена возможная форма автоматизации принятия плановых решений.