Вісник № 34
Постійне посилання колекціїhttps://repository.kpi.kharkov.ua/handle/KhPI-Press/17049
Переглянути
Документ Новый вид твердосплавных пружинно-пластинчатых червячных шеверов и возможности их изготовления(НТУ "ХПИ", 2015) Настасенко, В. А.Работа относится к области червячных зуборезных инструментов, в частности – к сборным червячным шеверам из пластин быстрорежущих сталей и твердых сплавов, предназначенным для обработки червячных зубчатых колес, а также к технологиям их изготовления. Проведен анализ известных пружинно-пластинчатых червячных инструментов, показаны их достоинства и недостатки и предложены новые конструкции, устраняющие данные недостатки. Показана предпочтительная сфера их применения и разработана технология их изготовления. Совокупность проведенных исследований позволяет рекомендовать данные инструменты для высокопроизводительной высокоточной чистовой обработки червячных колес.Документ Возможности использования AutoCAD при проектировании новых профилей зацепления(НТУ "ХПИ", 2015) Бошански, Мирослав; Орокоцки, Радослав; Янчек, РастилавСовременное машиностроение предъявляет высокие требования к деталям машин, которые часто являются противоречивыми. Поэтому задача поиска оптимальных параметров детали является очень сложной. Все это в полной мере относится и к зубчатым передачам. Перспективным является зацепление с выпукло-вогнутым контактом зубьев (ВВК). Данный тип зацепления описывается сложными функциональными зависимостями. Существующие программные продукты верхнего уровня (CATIA, Pro/ENGINEER, ANSYS) позволяют провести полный цикл синтеза и анализа зубчатых передач. Однако продукты нижнего уровня (AutoCAD) с расширением на языке программирования AutoLISP также позволяют синтезировать профиль зуба и провести геометрический анализ. В статье рассмотрена реализация геометрического синтеза и анализа зубчатых передач с ВВК в среде AutoCAD с расширением на AutoLISP Данная программная реализация позволяет создавать зубчатые колеса в 2D и 3D, редактировать синтезированный профиль и выводить контрольные размеры зубчатых колес.Документ Влияние состояния поверхностных слоёв, образуемых присадками на поверхностях трения, на характер деформации материалов сопряжений(НТУ "ХПИ", 2015) Захарченко, А. В.На основании современных трибологических источников предлагается аналитический обзор путей решения проблемы выбора по состоянию и характеру деформации поверхностных слоёв трибосопряжений определённого смазочного материала, который соответствует конкретным условиям эксплуатации. Систематизированы требования для нахождения пороговых значений результата совместного действия тепловых и механических нагрузок, когда поверхностные слои трущихся тел становятся химически и каталитически активными, что есть необходимым для интенсификации процессов образования эффективного химически модифицированного слоя.Документ Моделювання показників жорсткості епіциклу планетарного колісного редуктора(НТУ "ХПІ", 2015) Чанчін, А. М.На основі розроблених аналітичних моделей деформованого стану епіциклу у складі планетарних колісних редукторів тролейбусів отримано функцію зведеної питомої жорсткості, що дозволяє враховувати не тільки пружні деформації зубців та ободу під дією експлуатаційних навантажень, але й розміри утомної тріщини у процесі її розвитку. За даними аналізу експлуатаційних ушкоджень досліджено кінетику втомних тріщин на ободі епіциклів. Встановлено, що за наявності тріщини показник зведеної жорсткості епіциклу зменшується пропорційно розмірам тріщини, що сприяє виникненню параметричного резонансу в умовах віброударних режимів коливань та підтверджує можливість однозначної вібродіагностики втомних тріщин епіциклу в умовах тролейбусних депо.Документ Разработка концепции, структуры и принципов создания и функционирования новой технической системы синтеза зубчатых передач(НТУ "ХПИ", 2015) Кривошея, А. В.; Сторчак, М. Г.; Данильченко, Ю. М.; Тернюк, Николай Эмануилович; Воронцов, Б. С.; Устиненко, Александр ВитальевичВ статье обоснована необходимость, техническая и экономическая целесообразность создания новой технической системы синтеза зубчатых передач и ее поддерживающих математических моделей и информационных технологий с учетом жизненного цикла зубчатых передач. Представлена структура технической системы, концепция, принципы создания и функционирования. Рассмотренная система позволит синтезировать зубчатые передачи с более высокими качественными показателями и обеспечить валидацию всех этапов ее жизненного цикла.Документ Динамика напряжённо-деформированного состояния элементов цепного привода в металлическом и полимерном исполнении(НТУ "ХПИ", 2015) Пилипенко, О. И.; Полуян, А. В.Показан новый подход к расчёту динамики напряжённо-деформированного состояния элементов цепных передач, учитывающий реальные динамические процессы, неизбежно сопровождающие работу цепных приводов. Рассмотрено изменение: динамических нагрузок, действующих в двухмассовых цепных контурах, необходимой мощности цепных приводов, а также распределения напряжений, результирующих перемещений, коэффициента запаса прочности пластин звеньев металлического приводного роликового цепного контура и упругого монолитного звена полимерной цепи.Документ Аналіз основних факторів, що визначають аерогідродинамічний опір у високошвидкісних зубчастих передачах(НТУ "ХПІ", 2015) Ставицький, В. В.; Носко, П. Л.; Марченко, Д. М.; Філь, П. В.; Кравченко, В. М.У статті виявлено природу аерогідродинамічного опору обертанню зубчастих коліс та запропоно- вано прості аналітичні вирази, які надають можливість визначати енергетичну ефективність високошвидкісних зубчастих передач. На підставі рівняння масового балансу визначена щільність оливоповітряної суміші в западинах зубчастого колеса та встановлено число Ейлера, що визначає досягнення її критичного значення. Визначено межі впливу торцевих зазорів на втрати потужності та ефективності застосування змащування зануренням.Документ Особенности расчёта открытых зубчатых передач на прочность(НТУ "ХПИ", 2015) Виноградов, Б. В.; Федин, Д. А.Проведен анализ возможных причин неравномерности распределения нагрузки по длине контактных линий в открытых зубчатых передачах крупногабаритных мельниц. Показано, что в открытых зубчатых передачах крупногабаритных машин всегда имеет место неприрабатываемая составляющая погрешности зацепления. Методом конечных элементов исследовано напряженно-деформированное состояние самоустанавливающейся шестерни. Показано, что в отличие от стандартных инженерных методик метод конечных элементов позволяет получить данные для расчета на прочность.Документ Оптимизация основных конструктивных параметров высокоэкономичных прецессионных передаточных механизмов с телами качения(НТУ "ХПИ", 2015) Маргулис, Михаил Владимирович; Гордиенко, Я. О.В данной статье на основе анализа работ по волновым передачам с телами качения, а так же выполненных аналитических и экспериментальных исследований предложена методика по оптимизации основных конструктивных параметров данных передач по критерию минимизации массогабаритных параметров. Приведены зависимости, учитывающие влияние кривизны дорожек и тел качения, угла нутации и угла наклона фронта периодической дорожки качения на величины возникающих напряжений в процессе передачи вращающего момента.Документ Моделирование процесса износа эволютного профиля зуба звездочки цепной втулочно-роликовой передачи(НТУ "ХПИ", 2015) Андриенко, Сергей Владимирович; Кузнецова, Анна Вадимовна; Устиненко, Александр Витальевич; Протасов, Роман ВасильевичПри эксплуатации цепных передач в условиях повышенной запыленности, а также для звездочек ведущих колес гусеничной техники на первый план выходит проблема ускоренного абразивного износа рабочих профилей зубьев. Предложено решать эту проблему применением эволютного цепного зацепления, которое может обеспечить снижение скоростей скольжения и контактных давлений. Разработана методика синтеза профиля зуба звездочки на основе построения Бобилье. Определены радиусы кривизны профиля, скорости скольжения и контактные напряжения в цепном зацеплении. Проведено моделирование процесса износа зуба звездочки и разработана методика оценки ресурса цепной передачи по критерию износостойкости профиля зуба.Документ Сравнительный анализ точности авторского и дорезонансного методов измерения дисбаланса роторов(НТУ "ХПИ", 2015) Мамонтов, А. В.Приводится оценка метрологической точности авторского способа измерения статической неуравновешенности жестких роторов в сравнении с дорезонансным способом. Выводятся формулы для расчета составляющей относительной погрешности измерения, вызванной линейным трением. Результат анализа свидетельствует о том, что по точности измерения, авторский способ не уступает традиционному дорезонансному способу и может быть реализован на операциях балансировки роторов различных машин и механизмов.Документ Расчет распределения нагрузок по ширине зубьев, прогиба валов, сил, действующих на опоры, и получение сигналов для диагностики зубчатых передач в системе ASGEARS(НТУ "ХПИ", 2015) Дорофеев, В. Л.; Дорофеев, Д. В.; Журавлёв, В. Н.; Единович, А. Б.В статье описывается применение программного комплекса ASGEARS для расчета распределения нагрузок по ширине зубьев, прогиба валов и сил, действующих на опоры трансмиссий. Была применена специальная конечно-элементная модель расчета, функция формы которой полностью соответствует дифференциальному уравнению изгиба. Число ступеней вала, имеющих разные диаметры, не имеет ограничений. Учитывается угловое или радиальное закрепление узлов, радиальные силы или изгибающие моменты. ASGEARS имеет пятнадцати уровневую реляционную базу данных, в которой хранятся данные о размерах валов. Результаты расчета выводятся в численном и графическом виде. Полученные результаты расчета о прогибах валов передаются в систему расчета зубчатых передач, где рассчитываются распределения контактных и изгибных напряжений по ширине зубьев, жесткость элементов системы, радиальные и крутильные колебания. Приведены примеры ввода данных, результаты расчета.Документ Решение задач поиска рациональных параметров трансмиссий шахтных дизелевозов методами прямой оптимизации(НТУ "ХПИ", 2015) Клименко, И. Ю.; Таран, И. А.; Трубицин, М. Н.Рассмотрены основная (максимальный КПД) и вспомогательные задачи (аппроксимация экспериментальных данных) оптимизации параметров гидромеханических трансмиссий шахтных локомотивов при помощи модифицированного симплексного метода Нелдера-Мида. Показана возможность нахождения локальных экстремумов на основе предварительного зондирования пространства; равномерного перебора начальных симплексов (при помощи ЛП-τ сеток) и локализации найденных экстремумов с введением дополнительных ограничений на N-мерную область определения произвольной целевой функции.Документ Экспериментальное исследование контактного взаимодействия сложнопрофильных шероховатых тел с учетом податливости(НТУ "ХПИ", 2015) Скрипченко, Наталья Борисовна; Ткачук, Николай Николаевич; Атрошенко, Александр Александрович; Ткачук, Николай АнатольевичВ статье описана методика и результаты экспериментального исследования контактного взаимодействия сложнопрофильных тел. Использована технология чувствительных к давлению пленок, которые размещаются между контактирующими телами, они служат индикаторами для определения контактных площадок и датчиками для измерения распределения контактных давлений. По- казано соответствие применяемой модели упругому основанию Винклера. В работе экспериментально получена величина податливости промежуточного слоя.Документ Новиков Михаил Леонтьевич в воспоминаниях кандидата технических наук Яковлева А.С(НТУ "ХПИ", 2015) Яковлев, А. С.Статья посвящена 100-летию со дня рождения доктора технических наук, профессора М.Л. Новикова, создателя круговинтовой системы зацепления. Автор, который лично знал М.Л. Новикова, вспоминает о встречах с ним, анализирует достижения и проблемы в области внедрения передач Новикова. Рассмотрен вклад в развитие зацепления М.Л. Новикова ведущих советских ученых-"зубчатников", продолживших исследования после его кончины. Также кратко рассмотрена возможность образования передачи М.Л. Новикова классическими методами Виллиса и Оливье.Документ Экспериментальные исследования по изготовлению квазиглобоидных зубчатых колес(НТУ "ХПИ", 2015) Кузьменко, Н. Н.В статье рассмотрена технология изготовления зубьев квазиглобоидных зубчатых колес разной геометрии с помощью новой схемы формообразования, когда передние режущие грани не находятся в одной плоскости, в которой находится и ось вращения квазиглобоидной заготовки, что приводит к повышению точности изделия. Проведено исследование суммарного пятна контакта квазиглобоидной червячной зубчатой передачи. Определена площадь суммарного пятна контакта квазиглобоидных зубчатых передач.Документ Создание нормативной базы испытаний механических приводов общемашиностроительного применения(НТУ "ХПИ", 2015) Власенко, В. Н.; Добровольская, И. В.Рассмотрены работы ООО "НИИ "Редуктор" и ТК47 "Механические приводы" при создании нормативной базы испытаний механических приводов планетарного типа. Разработана и внедрена программа и методика испытаний ПМ-121, которая распространяется на опытные образцы и серийно выпускаемые редукторы и мотор-редукторы планетарные одно- и многоступенчатые, в том числе и блочные, составленные из модулей с планетарными передачами, общемашиностроительного применения), испытания которых выполняются в испытательном центре ООО "НИИ "Редуктор" и на машиностроительных предприятиях, выпускающих механические приводы планетарного типа. Допускается проведение испытаний по настоящей ПМ специальных планетарных редукторов и мотор-редукторов, назначение и условия применения которых аналогичны изделиям общемашиностроительного применения.Документ Дослідження спектру головних частот тренажера-гексаподу(НТУ "ХПІ", 2015) Яглінський, Віктор Петрович; Козерацький, Г. В.; Обайді, А. С.; Москвичов, М. М.У статті розроблено аналітичні залежності визначення головних частот динамічного тренажераекіпажів бойових мобільних машин. Визначені резонансні режими функціонування за шістьма узагальненими координатами. За результатами чисельного моделювання побудовано діаграми залежності головних частот від просторової конфігурації платформи гексаподу. Встановлено, що відхилення платформи від горизонтального положення зменшує першу, другу та четверту головні частоти, а третя і пята головні частоти збільшуються. Отримані аналітичні моделі дають змогу обрати умови функціонування тренажера в діапазоні допустимих значень резонансних частот.Документ Визначення можливості профілювання вихідних контурів циліндричних прямозубих передач кривими другого порядку(НТУ "ХПІ", 2015) Ткач, П. М.У статті розглянуто можливість застосування еліпсу, параболи та гіперболи для утворення про- філю вихідного контуру. Визначено граничні параметри профільного кута і коефіцієнта висоти профілю, за яких застосування зазначених кривих є можливим. Розроблено рекомендації з вибору параметрів вихідного контуру таких передач, установлено зв'язок між ними. Запропоновано загальний алгоритм вибору параметрів. Перевірено можливість застосування гіперболічного вихідного контуру замість традиційного та вихідного контуру для авіаційних зубчастих коліс. З використанням результатів даної роботи можна проводити подальші дослідження геометрії таких передач.Документ Об одном резерве повышения нагрузочной способности зубчатой передачи Новикова с исходным контуром по ГОСТ 30224-96(НТУ "ХПИ", 2015) Короткин, B. И.В данной статье рассмотрен вопрос о возможности снижения за счёт увеличения модуля как изгибных, так и контактных напряжений зубьев и повышении нагрузочной способности цилиндрической зубчатой передачи Новикова, выполненной на основе используемого на практике стандартного исходного контура по ГОСТ 30224-96. Работа передачи предполагается в реальных условиях, т.е. при наличии технологических погрешностей изготовления и сборки, а также с учётом податливости зубьев и деталей привода. Увеличение модуля осуществляется при сохранении радиальных и осевых габаритов зубчатой передачи. При обработке результатов моделирования получены рабочие формулы для расчёта эффективных контактных и изгибных напряжений, а также таблицы и графики. Показано, что при увеличении модуля на одну ступень снижаются контактные напряжения до 30% и изгибные до 60%, с возрастанием эффекта по мере понижения степени точности передачи. С учётом нелинейной связи между напряжениями и нагрузкой нагрузочная способность передачи повышается соответственно до 1,5 раз по контакту и до 2-х раз по изгибу.