Семененко Лариса Петровна директор Научно-технической библиотеки Национального технического университета «Харьковский политехнический институт» РАЗДЕЛ IX. АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКУРСНИКОВ В ЗОНЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БИБЛИОТЕКАРЕЙ АДАПТАЦІЯ ПЕРШОКУРСНИКІВ У ЗОНІ ВІДПОВІДАЛЬНОСТІ БІБЛІОТЕКАРІВ THE ADAPTATION OF THE FIRST-YEAR STUDENTS IN THE LIBRARIANS RESPONSIBILITY AREA Аннотация В разделе рассмотрены дидактический и психолого-педагогический аспекты проблемы адаптации первокурсников высших учебных заведений и участие библиотек в управлении процессом дидактической адаптации. Ключевые слова: социально-психологическая адаптация, дидактическая адаптация, информационная адаптация, оптимизация учебно-познавательной деятельности, библиотеки высших учебных заведений, первокурсники, причины неуспешности, эмоциональная неустойчивость, библиотекарь-куратор, информационная культура, куратор содержания, академическая доброчестность. Адаптация первокурсников в зоне ответственности библиотекарей I 183 Анотація У розділі розглянуті дидактичний і психолого-педагогічний аспекти проблеми адаптації першокурсників вищих навчальних закладів і участь бібліотек в управлінні процесом дидактичної адаптації. Ключові слова: соціально-психологічна адаптація, дидактична адаптація, інформаційна адаптація, оптимізація навчально-пізнавальної діяльності, бібліотеки вищих навчальних закладів, першокурсники, причини неуспішності, емоційна нестійкість, бібліотекар-куратор, інформаційна культура, куратор змісту, академічна доброчесність. Annotation The part considers the didactic and psychological and pedagogical aspects of the problem of adaptation of first-year students of higher educational institutions and the participation of libraries in the management of the process of didactic adaptation. Key words: social and psychological adaptation, didactic adaptation, informational adaptation, optimization of learning and cognitive activity, libraries of higher educational institutions, first-year students, causes of unsuccessfulness, emotional instability, librarian-curator, information culture, content curator, academic integrity. В XXI веке, как ни странно, ярко проявляется тенденция к росту количества функционально неграмотных людей, имеющих высшее образование [26]. Обращает на себя внимание, что далеко не все они умеют логично подавать свои собственные идеи, излагать свои мысли в статье, а тем более — в научном докладе. Иногда они не умеют активно взаимодействовать с социальной средой, не разбираются в гуманитарных и других вопросах. Функционально неграмотных людей можно легко определить: предлагая определения научных категорий, они одновременно не могут объяснить свои взгляды доступно для окружающих. Прикрываясь терминологией и демонстрируя знания теории вопроса, они не умеют принимать правильные решения на практике или даже отказываются от самостоятельного принятия решения из-за нежелания нести за него ответственность. 184 I Раздел IX Изменения в системе организации учебного процесса и в системе отбора абитуриентов, использование инновационных подходов и педагогических технологий в преподавании в вузе, активное взаимодействие участников образовательного процесса должны не только изменить отношение студентов к учебному процессу, но и сформировать у них способность к проектированию будущего, ответственность за него, веру в себя и предупредить появление все новых функционально неграмотных людей дипломом о высшем образовании. От успешной адаптации, которую мы понимаем как процесс гармонизации при взаимодействии индивида со средой, зависит не только профессиональный карьерный рост, но и личностное развитие будущего специалиста. Это многогранный процесс ак- тивизации социальных и биологических резервов молодых людей, находящихся в стадии развития и становления, и он требует в первую очередь повышенного внимания к первокурсникам [29, с. 103]. По нашему мнению, не совсем справедливо, что среди множества задач высшей школы на второй план отодвинута задача организации «безболезненного» периода адаптации студентов в новой социокультурной среде (среда нового города, вуза, студенческой группы, общежития и др.), поскольку адаптация является частью широкомасштабного процесса социализации личности. Эффективность процесса адаптации во многом зависит от познавательных особенностей первокурсника, от уровня его подготовки на момент поступления в вуз. Готовность человека к эффективной деятельности рассматривалась в исследованиях А. Д. Ганюшкина, М. И. Дьяченко, В. С. Мерлина, В. Н. Мясищева, К. К. Платонова как условие успешного выполнения деятельности, как избирательная активность, настраивающая организм, личность на будущую деятельность [2] В. А. Крутецким готовность к обучению рассматривается как разновидность готовности к деятельности в целом. Выделена группа субъективных факторов (желание учиться, заниматься Адаптация первокурсников в зоне ответственности библиотекарей I 185 данным видом деятельности и т. д.) и объективных (уровень развития познавательных и сенсомоторных способностей и сформированности соответствующих знаний и навыков) [9]. В научной литературе обозначились два подхода к изучению готовности к деятельности: функциональный (М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, В. А. Сластенин) и личностный (В. С. Ильин, Е. С. Кузьмин, Я. Л. Коломинский, В. С. Мерлин, В. В. Сери- ков, В. А. Ядов, П. М. Якобсон). Учеба в вузе требует от каждого студента довольно высокого уровня общего интеллектуального развития, в частности восприятия, представлений, памяти, мышления, внимания, эрудированности, широты познавательных интересов, уровня владения определенным кругом логических операций и т. д. Снижение этого уровня возможно компенсировать за счет повышенной мотивации или работоспособности, усидчивости, тщательности и аккуратности в процессе самоорганизации учебной деятельности, нацеленных на выработку у студента навыков продуктивной деятельности и творческого мышления. Многофакторность проблемы адаптации проявляется в том, что технология адаптации служит одновременно условием и механизмом реализации других факторов обучения, которые воздействуют на сложный процесс адаптации совместно и коррелированно. Регулируя корреляционные связи между факторами, можно реально управлять процессом дидактической адаптации [2]. Адаптированность включает такие компоненты: «адаптация», «самоприятие», «приятие других», «эмоциональная комфортность», «интернальность», «стремление к доминированию». Эмоциональная комфортность отражает характер преобладающих эмоций в жизни студента. Ее высокий показатель демонстрирует преобладание положительных эмоций, ощущение благополучия своей жизни; низкий — наличие выраженных отрицательных эмоциональных состояний. «Интернальность» отражает, в какой степени человек ощущает себя активным субъектом собственной деятельности, а в какой пассивным 186 I Раздел IX объектом действия других людей и внешних обстоятельств. Высокие показатели «стремления к доминированию» в межличностных отношениях говорят о склонности подавлять другого человека, чувствовать превосходство над другими, а низкие — о склонности к подчинению, мягкости, покорности [5, с. 11]. Под дидактической адаптацией к учебному процессу мы понимаем результат этого взаимодействия, характеризующийся успешностью обучения. Наиболее значимыми для дидактической адаптации являются социальный, психолого-педагогический и дидактический аспекты, ведь результатом образовательного процесса должна стать личность специалиста, обладающая профессионально важными характеристиками, в том числе, — психологическими [20, с. 7]. По наличию психогенных факторов студентов можно, отнести к группе риска, так как обучение в вузе сопровождается значительным психоэмоциональным напряжением [16, с. 82]. К трудностям адаптации можно отнести недостаток внимания, рассеянность, душевную депрессию, слабую волю [19, с. 118]. Уже к середине первого семестра у большинства первокурсников отмечается повышенная тревожность, вызванная ощущением абсолютного непонимания материала (особенно физики, математики) и страхом перед перспективой отчисления. Общее возбуждение, эмоциональная неустойчивость студентов в первый семестр обучения может привести к потерям в контингенте обучающихся [9]. Психологические проблемы мешают полноценной учебе. Социальные проблемы, недостаточное материальное обеспечение, низкий уровень самооценки способностей и возможностей ухудшают социальное самочувствие, повышают уровень тревожности у значительной части студентов, негативно влияют на дальнейшее развитие их способностей. Такие черты личности, как самостоятельность, целеустремленность, решительность, коммуникабельность у большинства первокурсников еще не сформированы. Первокурсники быстро учатся преодолению трудностей, умению решать специальные образовательные задачи и могут Адаптация первокурсников в зоне ответственности библиотекарей I 187 проявлять достаточно высокую настойчивость в достижении поставленной ими цели, резко увеличивая способность к терпению [3], но эмоциональное перенапряжение может привести к формированию дидактических неврозов. Первокурсники чаще говорят о сложности чтения специальной литературы; отмечают. что наибольшую сложность у них вызывают требования преподавателей (30%) и большая учебная нагрузка (34%), а самой сложной формой занятия для них является семинар (более 40%). Необходимо создавать условия активизации творческой деятельности студентов, а для этого следует: обеспечивать высокий уровень фундаментальной и специальной подготовки, применять технологии интеграции образования и науки, обучать навыкам эффективной работы в команде, развивать и использовать личные способности студентов, создавать условия для приобретения практического опыта выполнения реальных проектных, научно-технических и патентных разработок, привлекать к творческой деятельности студентов. Актуальным остается поиск и внедрение в педагогический процесс оптимальных, строго дифференцированных профилактических программ, направленных на повышение адаптационного потенциала студентов. Целесообразно разработать программу психолого-педагогической поддержки социальнопсихологической и дидактической адаптации первокурсников: провести психологические тренинги, направленные на обучение первокурсников правильной организации учебной деятельно- сти, подготовку к экзаменам, приобретение навыков саморегуляции, развитие коммуникативных способностей и улучшение микроклимата в учебных группах. Библиотеки высших учебных заведений призваны принимать самое активное участие в процессе дидактической адаптации студентов как целенаправленного процесса согласованного взаимодействия субъектов обучения с учетом их возможностей и дидактической среды, регулируемого с помощью специальных дидактических средств и методов дидактики. 188 I Раздел IX Библиотека может выступить в роли организатора тренингов, предоставить удобные помещения для их проведения, привлечь к этой работе преподавателей и студентов-психологов, что позволит последним получить дополнительные практические навыки, а первокурсникам — существенно снизить процент отчисленных. Основные профессионально значимые личностные качества формируются у студентов при личном общении с преподавателем, которого воспринимают как некий эталон профессионала. К сожалению, в Украине длительное время не налажена система подготовки кадров для преподавания в высшей школе [14]. Для приглашения на преподавательскую работу «главным критерием являются научные успехи. В то же время способность к преподаванию, умение или неумение объяснять — эти понятия в расчет не берутся вообще и в число имеющих значение критериев не входят» [18, с. 261]. Нейтрализовать такие психологические проблемы можно за счет разработки и внедрения методов рационализации и оптимизации самостоятельной работы; повышения педагогического и ораторского мастерства преподавателей; преодоления стереотипов, существующих у преподавателей и студентов относительно друг друга; формирования коммуникативной компетентности педагога, повышения уровня информационной культуры; целенаправленного развития умения автономно учиться, где преподаватель будет выполнять направляющую роль. Все участники научно-педагогического процесса в высшей школе должны помочь студенту нивелировать влияние негативных факторов и содействовать развитию его способностей профессионально и оперативно решать научные, технические и организационные задачи. Без такого взаимодействия решить проблему подготовки гуманитарной и научно-технической элиты будет сложно. Миссия современной библиотеки высшего учебного заведения — всячески способствовать раскрытию потенциала человека в его творчестве и талантах, помогать реализовать ему свой интеллект и способности. Творческий потенциал Адаптация первокурсников в зоне ответственности библиотекарей I 189 молодежи является одним из главных ресурсов прогресса человечества [23,с. 175]. Пропагандируя и раскрывая через книгу смысл общечеловеческих ценностей, исторического, научного и культурного наследия, библиотеки влияют на уровень и качество усвоения дисциплин и тем самым реализуют свою когнитивную функцию. Полезными будут любые усилия преподавателей и библиотекарей, которые помогут первокурснику сформировать систему определенных социальных ценностей, мировоззрение, выработать концепцию жизни, воспитать социально-психологические качества и определенный склад мышления, ощутить вкус успеха и поверить в свои силы. В условиях увеличения доли самостоятельной работы в учебной нагрузке считаем целесообразным направить усилия библиотек высших учебных заведений на содействие адаптации первокурсников. Безусловно, что для абсолютного большинства первокурсников адаптация к обучению в вузе проходит легко и быстро, особенно это касается вопросов взаимодействия с сокурсниками в условиях благоприятного микроклимата в группе, вовлеченности в общественную жизнь университета. Активность в вопросах социального взаимодействия и взаимоотношений влияет на их стрессоустойчивость, эмоциональное состояние и личностное развитие. Более трети первокурсников больше полагаются на себя, а не на помощь куратора или психолога, хотя абсолютное большинство считает, что куратор необходим каждой группе, а некоторые считают, что он нужен только отдельным студентам. Первокурсники считают помощь в подготовке к экзаменам основной, но их успеваемость следует повышать, целенаправленно формируя личность будущего специалиста. Следует весь учебно-воспитательный процесс приспосабливать к индивидуальным особенностям студентов [21, с. 86]. Во многих ведущих вузах изучается вопрос готовности первокурсников к обучению и уровень их адаптированности. 190 I Раздел IX Мониторинг уровня адаптированности первокурсников, позволяет выявить затруднения, с которыми они сталкиваются вначале обучения в вузе, проанализировать эффективность предпринятых усилий, сделать выводы о доминировании тех или иных факторов и откорректировать дальнейший план действий. Анализ результатов многих исследований, где объектом выступали первокурсники, позволил выявить, что первокурсники сталкиваются с теми же трудностями, что и почти 10 лет назад. Среди причин неуспешности первокурсников многие исследователи отмечают нехватку усидчивости, неумение работать над книгой длительное время, недостаточный уровень школьной подготовки и, как следствие, — недостаток знаний; отсутствие надлежащих навыков работы с научными, справочными и библиографическими изданиями; отсутствие навыков самоорганизации и управления собственным временем, навыков самостоятельной работы со значительным объемом информации; неготовность к изменениям в организации обучения, к новым формам контроля за успеваемостью и др. Посещение занятий, ведение четких конспектов и самостоятельная работа с учебными, научными и научно-методическими изданиями являются обязательными составляющими успеха студента в учебной деятельности. Лектор не заменяет учебник, не имеет возможности остановиться на всех, даже основных положениях изучаемого курса, он менее строг в изложении, труднее законспектировать его мысли с той полнотой, как это можно сделать по книге (как традиционной, так и электронной). Именно они представляют читателю полную информацию для самостоятельного изучения. Недостаточное трудолюбие, чтобы понять, выделить главное, записать научный текст, и неорганизованность, чтобы сформировать и упорядочить учебную информацию, приводят к поверхностному восприятию изучаемого материала, и как следствие — к неуспешности, огорчениям и даже отказу от дальнейшего обучения. С одной стороны — принудительный Адаптация первокурсников в зоне ответственности библиотекарей I 191 характер образования, а с другой — изменение форм контроля посещаемости и подготовки к занятиям становятся для первокурсника мощным соблазном использовать ресурс времени не на учебные, а на иные цели. Нельзя заставить человека чему- то учиться, он должен захотеть этого сам. Иногда даже наличие сложной структуры библиотеки и удаленность отдельных ее подразделений приводят к отказу студента от возможности воспользоваться ее услугами или подсобными фондами [23, с. 174] По нашим наблюдениям, первокурсники испытывают затруднения при селекции учебного материала даже в изданиях, рекомендованных преподавателями. Отсутствие навыков работы с системой карточных каталогов не позволяет пользователю быстро найти в них нужное издание. Возможности многоаспектного поиска в системе карточных каталогов они также не используют. Работа с карточными каталогами вызывает у них раздражение и сопротивление. Вопросы успешной адаптации в условиях быстро меняющейся информационной среды тоже заслуживают рассмотрения. Навыки осуществления навигации и систематизирования не приходят сами собой, как и мотивация учиться в такой среде. Получить навыки рациональной образовательной деятельности, самостоятельной работы, формирования правильного поискового образа для получения релевантной информации, анализ полученной информации первокурсники могут на практических занятиях по поиску научного и учебного контента по своей будущей специальности. Считаем целесообразным, чтобы в технических, да и не только технических высших учебных заведениях, кроме курса «Введение в специальность» читался отдельный курс «Оптимизация учебно-познавательной деятельности» с целью мотивировать активную учебно-познавательную деятельность, сформировать умения и навыки ее оптимизации. А пока этого нет — усилия библиотекарей, направленные на адаптацию первокурсников, приобретают еще большую ценность. 192 I Раздел IX Хотя 100% первокурсников и имеют навыки работы с ПК, но, при необходимости быстро найти релевантную информацию, с заданием справляются не более 10-15%. Опрос показал, что большинство из них выбирает первый же предложенный ответ, полностью полагаясь на поисковые системы. Технологией поиска в электронном каталоге не владеет абсолютное большинство первокурсников, но быстро ее осваивают после нескольких практических занятий с библиографами. При астрономическом числе текстовой информации в электронном виде публикации не становятся более доступными: одни из-за необходимости оплаты полнотекстового варианта издания, другие — из-за языкового барьера и различий в понятийно-терминологическом аппарате, а иные — из-за сложностей поиска необходимой информации. Множество доступных текстов создают информационный шум, что приводит к непродуктивным затратам времени. Важно обладать информа- ционной культурой, т. е. уметь комфортно взаимодействовать с информационной средой. Информационная культура является составной частью базисной культуры личности, как характеристики человека. Она позволяет эффективно работать с информацией, искать, получать ее, накапливать информацию, а информационная адаптация — анализировать и обрабатывать ее. Информационная адаптация предполагает наличие навыков работы с персональным компьютером; умение работать с различными базами данных; оперативно получать релевантную научную, учебную информацию и трансформировать ее в учебно-воспитательные цели; систематизировать полученные данные и разрабатывать собственные приемы об- учения; включаться в командную деятельность; использовать новые технологии усвоения информации и коммуникации. Информационная адаптация позволяет приспособиться человеку к взаимодействию с информационной средой. Она закре- пляет уверенность в том, что он самостоятельно может решать важные задачи, пробуждает желание расширять и углублять сферу познания. Адаптация первокурсников в зоне ответственности библиотекарей I 193 Целенаправленное формирование информационных умений позволит студентам осознанно подходить к работе с учебной информацией, что существенно облегчит процесс ее усвоения и снимет вопрос о психологической перегрузке, а период адап- тации станет менее напряженным. Среди эффективных форм, способствующих повышению информационной культуры, а следовательно, и адаптации первокурсников, можно назвать организацию института библиотекаря-куратора [25], практические занятия по информационной культуре, дистанционные курсы «Информационная культура» и «Куратор содержания» [23], которые активно развиваются, как и вся система дистанционного обучения. Внедрение института библиотекаря-куратора нацелено на создание максимально благоприятных условий для саморазвития личности первокурсников. В первые месяцы обучения библиотекарь-куратор организует экскурсии по библиотеке, знакомит студентов с новой средой, структурой библиотеки, правилами пользования библиотекой, богатством ее фондов, ресурсами и услугами, проводит первые занятия по информационной культуре, привлекает студентов к участию в массовых мероприятиях. Библиотекарь-куратор встречается с первокурсниками на переменах и после замятий, консультирует, помогает решать их «библиотечные проблемы». Библиотекарь не только вовлекает студентов в число пользователей библиотеки, но и привлекает к использованию документо-информационных ресурсов региона и научно-достоверных информационных ресурсов, знакомит с правилами пользования документными и информационными ресурсами, условиями доступа к ним, что стимулирует ежедневную самостоятельную подготовку к занятиям. В последующем эта работа значительно усложняется, потому что после первоначального ознакомления с учебными материалами у студента возникает реальная потребность в поиске информации. Для помощи первокурсникам в овладении учебной программой библиографы проводят 194 I Раздел IX лекционные и практические занятия по информационной культуре, знакомят их с выставками учебников для первокурсников, с полнотекстовыми проблемно- ориентированными базами данных. При подготовке таких занятий соблюдаются основные требования к организации поиска информации в электронных библиотеках. Тесная работа кураторов с читателями заставила обратить внимание библиотекарей на то, «как» и «что» ищут их читатели в электронном каталоге и в электронных библиотеках, и как следствие — улучшить лингвистическое обеспечение собственных электронных ресурсов, поскольку студент формулирует свой запрос в терминах предметной области, которые имеют хорошо устоявшуюся терминологию. Студента, прежде всего, интересует определение понятий, категорий, свойств, взаимозависимости понятий [1]. Обратная связь заставляет библиотекарей пересмотреть требования к информационно-поисковым системам, учитывать терминологический состав учебных материалов, профессиональный язык предметной области. Казалось бы, какое отно- шение качество лингвистического обеспечения электронных БД имеет к адаптации? Оно обеспечивает первокурснику легкий путь к поиску релевантной информации, вызывает чувство успешности, убирает барьеры, которые возникают из-за значи- тельного информационного шума. Электронные библиотеки содержат значительный объем необходимых учебных материалов, которые могут активно обновляться, поэтому библиотекари должны как можно раньше обучать студентов работе с ними, предоставлять своим читателям персональное виртуальное пространство, всячески поддерживая систему дистанционного образования [1]. Об уровне адаптированности можно судить по показателям успеваемости (результаты сдачи кредитов, сессии в целом), удовлетворенности избранной специальностью, удовлетворенности процессом обучения, желанию продолжить обучение, Адаптация первокурсников в зоне ответственности библиотекарей I 195 активностью в студенческой группе и удовлетворенностью положением в ней [15]. Библиотеки активно формируют репозитарии своих высших учебных заведений, базы данных учебных и всего комплекса методических изданий в помощь изучению дисциплин, проблемно ориентированные базы данных, обеспечивают доступ к электронным библиотечным системам и к стандартизованным электронным учебным материалам, позволяющим студентам работать самостоятельно в собственном темпе без помощи преподавателя. Электронные учебные материалы позволяют ин- дивидуализировать учебный процесс, т. е. сориентировать его на формирование творческой индивидуальности обучаемых [8, с. 223], а наличие электронных учебников и методических изданий, возможность удаленного доступа к ним в любое время суток позволяет сэкономить средства, затрачиваемые на получение адекватного результата в традиционных системах обучения. Необходимость работать над книгой длительное время поначалу действительно приводит к быстрой утомляемости, но вовлеченность в предмет изучения и возможность использования электронных словарей и справочников делают работу более продуктивной. «Вовлеченность в предмет изучения» — еще одно ключевое понятие! Организация в стенах библиотеки неформальных встреч первокурсников с ведущими преподавателями- новаторами, успешными выпускниками, где участники встречи меняют свои роли «обучающий и обучающийся» на общую роль «читатели», будут способствовать формированию у первокурсника адекватного представления о своей будущей профессии. Они могут заинтересовать, зажечь, увлечь первокурсника перспективами профессии, научными открытиями, нестандартными подходами к преподаванию. Неформальность таких встреч позволит лучше представить первокурсникам возможности, которые профессия открывает перед ними в будущем, ведь «они смогли, значит и я смогу...». Библиотекари уже сейчас предпринимают много усилий, чтобы создать максимально благоприятные 196 I Раздел IX условия и для такого общения, и для работы с учебными и научными изданиями, обеспечивают доступность профильных электронных ресурсов. Образовательная среда должна создавать и поддерживать условия для продуктивной работы педагогических кадров и студенчества. Разнообразие образовательных программ и согласованных с ними педагогических технологий должны обеспечиваться соответствующей информационной и социальной средой. Информатизация является одним из приоритетных направлений развития образования, она создает предпосылки для широкого внедрения в практику педагогических инноваций. Внедрение средств современных информационных технологий требует от преподавателей тщательной дидактической проработки, а от библиотекарей — готовности информационного и библиографического сопровождения учебного процесса. Электронные данные видоизменяются: становятся сложнее и разнообразнее. Кардинально изменилось соотношение ценной и бесполезной информации. В 2013 году International Data Corporation (IDC) прогнозировала, что к 2020 году доля полезной информации составит всего 35% от всей сгенерированной [7]. Изменения в современном мире превращают актуальную сегодня информацию в абсолютно бесполезную, т. е. не являющуюся необходимой для принятия решения и генерирования новой информации [11]. Современный человек за месяц получает и обрабатывает столько же информации, сколько человек XVII века — за всю жизнь. Размер интернет-аудитории Украины в мае 2013 года был более 16 млн, а в июне 2017 года — 22 млн человек (старше 15 лет составляют 64,84% пользователей Интернета). ПК используют 19,2 млн, смартфоны — 10,2 млн, планшеты — 2,6 млн |6|. Авторы хотят писать больше, информация становится доступной, но перестает быть уникальной, фундаментальной. Студентам значительно труднее анализировать и воспринимать необходимую информацию. Эти факторы не поддаются Адаптация первокурсников в зоне ответственности библиотекарей I 197 управлению, но можно научить пользователя учитывать их при поиске источников информации, проведении поиска, селекции документов. Чаще всего первокурсники, да и не только они, пользуются легкодоступной информацией из Интернета, доверяют незнакомым источникам. Это побуждает библиотеки «идти за своим читателем» в Интернет, формировать свои странички в социальных сетях, развивать сайты, блоги. Если библиотека не имеет своего сайта, то она как бы вообще не существует. Анализ сайтов библиотек высших учебных заведений показал, что они развиваются динамичнее, чем большинство сайтов самих учебных за- ведений. Доля ресурсов отдельных библиотек составляет до 70% совокупных ресурсов вузов. Электронные книги и журналы, полнотекстовые базы данных, сводные электронные каталоги дают неограниченный доступ к достоверным знаниям. Первокурсника необходимо как можно раньше научить технологии поиска, систематизации, анализа ин- формации, в том числе и расположенной в сети Интернет, но для этого в библиотеках должны быть подготовлены кураторы контента (контент-менеджеры). Для обучения именно таких специалистов целесообразно использовать дистанционный курс «Куратор содержания» (научно-техническая библиотека выполняет часть работы под руководством профессора В. Н. Кухаренко, заведующего Проблемной лабораторией дистанционного образования НТУ «ХПИ»). Дистанционная форма обучения позволяет специалистам комфортно обучаться в удобное время, получать индивидуальные консультации, самостоятельно определять для себя контент и место обучения. Сетевые сервисы Интернет обеспечивают куратора инструментами для формирования персональной учебной среды, на базе которой создается персональная учебная сеть, которая в свою очередь позволяет организовать взаимодействие между отдельными людьми и группами. Активно развиваются массовые открытые электронные курсы (MOOCs, massive open online courses) и движение за открытый доступ (ОА — Open Access). Библиотекари должны информировать об этом своих 198 I Раздел IX пользователей и подсказывать первокурсникам дополнительные возможности бесплатного образования. Библиотека вуза выступает и источником знания, и источником социальной адаптации молодого поколения. Сотрудники библиотеки могут внести значительный вклад в формирование комфортной образовательной среды в университете, обеспечи- вающей полноценную деятельность студентам, преподавателям, аспирантам, ученым, помочь пользователям овладеть навыками не только информационной, но и IT- культуры; повысить уровень личных компетенций в самостоятельной работе; научить новым формам представления данных. Научно-техническая библиотека НТУ «ХПИ», имея доступ к базам данных знаний и обширным документным и информационным ресурсам, к основным направлениям своей деятельности отнесла и выявление лучших образцов педагогического мастерства, и информирование о них преподавателей. Так, уже традиционными стали презентации образовательных ресурсов и ресурсов по педагогическим технологиям в рамках работы «Школы педагогического мастерства», поскольку для достижения успеха необходимо выполнять не только контрольные функции, но и совершенствовать саму педагогическую деятельность. Эффективной формой взаимодействия библиотекарей и преподавателей могут быть школы инноватики, в рамках деятельности которых библиотечные работники могут проводить учебнометодические семинары, тренинги, педагогические мастерские, обзоры научно-достоверных ресурсов в помощь образованию. Научные и практические работники часто не знают, какими возможностями располагают библиотеки, откуда и в какой форме можно получить необходимые для работы материалы, не всегда владеют технологией разработки дистанционных курсов. Организация совместной деятельности студентов, преподавателей и библиотекарей на принципах гуманизации повышает уровень ответственности и педагога, и библиотекаря. Взаимодействие должно носить характер содержательного, творческого союза, а не формальный характер, определяющий Адаптация первокурсников в зоне ответственности библиотекарей I 199 ся рамками «библиотекарь-преподаватель-студент», «библиотекарь-студент» и соответствующей субординацией. Помогая педагогическим и научным сотрудникам, библиотекари тем самым опосредованно помогают и студентам. Итак, адаптация студентов-первокурсников — динамически сложный, многофакторный процесс и главная часть проблемы оптимизации процесса обучения в вузе, решение которой позволит значительно сократить отсев студентов на первых курсах по неуспеваемости и повысить качественный уровень подготовки специалистов. Большинство студентов (67%) поступают в украинские вузы без доминирующей мотивации на получение профессиональных знаний, и значительная их часть ориентируется не на получение знаний, а на получение формальных атрибутов образования (дипломов). Только 14% имеют устойчивую ориентацию на профессиональную работу по полученной специальности, а 54% вообще не намерены работать по полученной специальности [27, с. 21]. Обеспечение академической доброчестности в Украине стало заботой не только педагогов и ученых, но и библиотекарей совсем недавно. Академическая доброчестность — это преданность таким ценностям, как честность, доверие, справедливость, уважение, ответственность, а также готовность отстаивать эти ценности и бороться за них [30]. Особо это важно в условиях создания международной сети знаний [27, с. 10]. Библиотеки высших учебных заведений активно поддерживают движение академической доброчестности. Очень важно разъяснить суть, философию и принципы академической доброчестности именно первокурсникам, научить их правилам академического письма. Лучше предотвратить нарушения академической этики, чем потом бороться со следствием пагубных привычек. Молодые люди должны понимать, что жизненный успех зависит прежде всего от их знаний, умений и этических установок, а не от знакомств или связей. Станут другими университеты, другим станет все общество [4, с. 39]. 200 I Раздел IX Список литературы 1. Бочаров Б. П. Роль бібліотек вищих навчальних закладів в організації дистанційної освіти / Б. П. Бочаров, М. Ю. Воєводіна, Л. П. Семененко // Короленківські читання 2007 : матеріали наук. конф. ХДНБК, 8 жовт. 2007 р. — Харків, 2007. — С. 12-17. 2. Вопросы формирования готовности к профессиональной деятельности : экспресс-информация / отв. ред. Ю. К. Васильев. — М., 1978. - 46 с. 3. Высоцкий А. И. Волевая активность школьников и методы ее изучения /А. И. Высоцкий. — Челябинск: Челяб. ГПИ, 1979. — 69с. 4. Добко Т Академічна культура та доброчесність як соціальний капітал сучасного університету / Т. Добко. В. Турчиновський // Академічна чесність як основа сталого розвитку університету / міжнар. благод. фонд «Міжнародний фонд досліджень освітньої політики» ; заг. ред. Т. В. Фінікова, А. Є. Артюхова. — Київ, 2016.-С. 37-51. 5. Дубровин Д. Н. Психологическая адаптация как фактор личностного самоопределения : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 / Дубровин Дмитрий Николаевич. — М., 2005. — 23 с. 6. Интернет-аудитории Украины в июне: исследование Gemius [Электронный ресурсі // Marketing Media Review. — Режим доступа: http://mmr.ua/show/internet-auditoriya_ukrainy_v_iyune_ issledovanie_gemius. 7. Карпенко О. Как развивается аудитория Уанета: исследование Gemius [Электронный ресурс] / О. Карпенко // AIN |Интернет-журнал). — Режим доступа: https://ain.ua/2013/08/16/kak- razvivaetsya-auditoriya-uaneta- issledovanie-gemius. 8. Кирсанов Л. Л. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема / А. А. Кирсанов. — Казань : Изд-во Казан, ун-та, 1982. — 224 с. 9. Кокорина О. Р. Гуманистическое взаимодействие преподавателей и студентов как условие педагогического содействия адаптации студентов педагогического колледжа / О. Р. Кокорина // Сред. проф. образование. — 2009. — № 1. — С. 57- 60. 10. Корнеев М. Фактчекинг: 5 надежных способов проверить информацию [Электронный ресурсі / Максим Корнеев // Media Toolbox. — Режим доступа: http://mediatoolbox.ru/factchecking/. Адаптация первокурсников в зоне ответственности библиотекарей I 201 11. Крыштафович Л. Классы, типы, виды информации (Электронный ресурс] / Андрей Крыштафович // Сайт «Андрей Крыштафович: работник знаний». — Режим доступа: https://www.info- know.com/klassy-tipy-i-vidy-inforrnacii 12. Кухаренко В. //. Куратор содержания в дистанционном обуче нии [Электронный ресурс] / В. Н. Кухаренко // E-learning. - Режим доступа:http://kvn-e-learning.blogspot.com/2012/12/ blog-post.html. 13. Кухаренко В. М. Куратор змісту [ Електроний ресурс] / В. М. Кухаренко // Еволюція бібліотек у контексті динаміки розвитку інформаційних технологій»: міжнар. науково-практ. семінар. — Режим доступу: http://repository.kpi.kharkov.ua/handle/KliPI Press/167. 14. Медведев В. Подготовка преподавателя высшей школы: компетентностный подход / В. Медведев, Ю. Татур // Высш. образование в России. — 2007. —№ 11. — С. 46—56. 15. Муратова Е. И. Дидактические условия организации профессиональной адаптации студентов технического университета / Е. И. Муратова, Т. Ю. Дорохова // Вести. ТГУ. Гуманитарные науки. Педагогика. — 2007. — Вып. 5. — С. 34-36. 16. Психологические и социальные аспекты адаптации студентов / Р. В. Бисалиев, О. А. Куц, И. А. Кузнецов, И. Ф. Деманова // Соврем, наукоемкие технологии. — 2007. — № 5. — С. 82-83. 17. Пользователи Интернета в мире [Электронный ресурс] // Интернет в России и мире. — Режим доступа: http://www.bizhit.ru/ index/polzovateli_interneta_v_mire/0-404. 18. Садовничий В. Л. Университетское образование / В. А. Садовничий. — М., 1995. — 379 с. 19. Сайгушев П. Я. Пиктографические педагогические задачи как средство рефлексивного управления процессом профессионального становления учителя // Сиб. пед. журн. — 2006. - № 1.-С. 114-125. 20. Сальников Н. JI. Реформирование высшей школы: концепция новой образовательной модели / Н. Л. Сальников, С. Б. Буру- хин // Высш. образование в России. — 2008. — № 2. — С. 3-11. 21. Седин В. И. Адаптация студента к обучению в вузе: психологические аспекты / В. И. Седин, Е. В. Леонова // Высш. образование в России. — 2009. — № 7. — С. 83—89. 22. Семененко Л. П. Дидактическая адаптация первокурсников / Л. П. Семененко, А. А. Семененко // Сучасна бібліотека в інноваційному освітньому просторі : матеріали наук.-практ. 202 I Раздел IX конф., Луганськ, 17-18 берез. 2011 р. — Луганськ, 2011. — С. 130-140. 23. Семененко Л. П. Дистанционный курс «Куратор содержания» ;как эффективное средство адаптации студентов / Л. П. Семененко, Ю. Н. Главчева, М. М. Черевыщенко//Дистанційна освіта України-2013. Інформаційне освітнє середовище у системі дистанційного навчання в закладах освіти: інноваційні а психолого-педагогічні аспекти : матеріали Міжнар. наук.-практ. конф., 25-27 листоп. 2013 р. — Харків : ХНАДУ, 2013.— С. 174-179. 24. Семененко Л. П. До Європи знань — через підвищення якості світи / Л. П. Семененко // Культура народов Причериомоья. - 2005. - № 60, т. 1. - С. 60-66. 25. Семененко Л. П. Институт «библиотекаря-куратора» как эффективная форма социально-психологической адаптации первокурсника вуза/Л. П. Семененко// Бібліотечно-інформаційний сервіс: сучасний стан і перспективи розвитку: матеріали міжнар. наук.-практ. конф., 14-15 жовт. 2010 р. — Харків : ХНТУСГ, 2010.-С. 227-235. 26. Тощенко Ж. Т.. Парадоксальный человек : монография / Ж. Т. Тощенко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2008. - 543 с. 27. Фініков Т. Академічна доброчесність: глобальний контекст та національна потреба //Академічна чесність як основа сталого розвитку університету / міжнар. благод. фонд «Міжнародний фонд досліджень освітньої політики»; заг. ред. Т. В. Фінікова, А. Є. Артюхова. — Київ : Таксон, 2016. — С. 9-36. 28. Харченко Н. Динамика пользования Интернет в Украине: май 017 / Наталья Харченко // Сайт «Киевский международный институт социологии: социологические и маркетинговые исследования». — Режим доступа: http://www.kiis.com.ua/?lang=rus&cat=reports&id=705&page= 1 29. Шолохова Г. П. Адаптация первокурсников к условиям обучения в вузе и ее психолого-педагогические особенности / Г. П. Шолохова, И. В. Чикова // Вести. ОГУ. — 2014. — № 3. — С. 103-107. 30. The Fundamental Values of Academic Integrity [Электронный рecypc] / International Center for Academic Integrity. — Second edition. — Clemson University, 2014. — Режим доступа: http:// www.academicintegrity.org/icai/assets/Revised_FV_2014.pdf У книзі вперше у вітчизняній науковій літературі піднімаються питання, пов’язані зі змінами місця і ролі сучасної вузівської бібліотеки. її функціональних обов'язків і основних напрямів діяльності. Керівники бібліотек найбільших харківських вузів аналізують ситуацію, в якій працюють сьогодні їх підрозділи, узагальнюють накопичений досвід і приходять до єдиного висновку: бібліотека як і раніше виступає найважливішим системоутворюючим елементом усього академічного культурно-освітнього середовища, а початковою функцією її була і залишається діяльність з формування високоосвіченої, культурної, етичної особи. Просування інформаційної культури розглядається як важливий чинник виконання бібліотекою її головних функціональних обов'язків. Книгу призначено всім, хто цікавиться розвитком освіти в Україні. Наукове видання БІБЛІОТЕКА В СИСТЕМІ АКАДЕМІЧНИХ ЦІННОСТЕЙ УНІВЕРСИТЕТУ За загальною редакцією доктора історичних наук професора В. І. АСТАХОВОЇ Монографія Російською мовою Формат 60x84/16. Ум. друк. арк. 11,86. Наклад 100 пр. Зам. № 92. Видавництво Народної української академії Свідоцтво № 1153 від 16.12.2002 р. Україна. 61000. Харків. МСП, вул. Лермонтовська. 27. Друк ТОВ «Золоті сторінки» вул. Маршала Бажанова, 28, м. Харків, 61002 Тел./факс (057) 701-0-701 Свідоцтво суб’єкта видавничої справи ДК № 276 від 12.12.2000 р.