Ананьев, В. М.Дорофеев, В. Л.Капелевич, А. Л.2017-07-112017-07-112009Ананьев В. М. Новые подходы к проектированию зубчатых передач авиационных редукторов / В. М. Ананьев, В. Л. Дорофеев, А. Л. Капелевич // Вестник Нац. техн. ун-та "ХПИ" : сб. науч. тр. Темат. вып. : Проблемы механического привода. – Харьков : НТУ "ХПИ", 2009. – № 20. – С. 19-29.https://repository.kpi.kharkov.ua/handle/KhPI-Press/30624В статье приводятся сведения о новых подходах расчета и проектирования зубчатых передач для редукторов авиационных двигателей. Описанные подходы реализованы при проектировании турбовинтового газотурбинного двигателя TВ7-117С (Россия), используемого на самолете ИЛ-114. Новизной редуктора TВ7-117С является применение зубчатых колес с несимметричными зубьями. При заданной толщине на вершине зуба переход от симметричных к несимметричным зубьям позволяет улучшить качественные показатели: во внешнем зацеплении солнечного колеса с сателлитом – за счет увеличения угла зацепления и во внутреннем зацеплении сателлита с эпициклом – за счет увеличения коэффициента перекрытия при уменьшении угла зацепления. При проектировании геометрии зубчатых передач с несимметричными зубьями использовался метод обобщающих параметров или метод прямого проектирования, при котором сначала выбираются параметры зубчатых передач с необходимыми качественными показателями, а затем разрабатываются параметры производящих контуров инструмента. Такой подход к проектированию обеспечивает повышение несущей способности зубчатых передач, снижение динамических нагрузок и виброактивности, увеличение КПД и ресурса редуктора. Метод не ограничен только авиационной промышленностью, он начинает применяться в других отраслях промышленности.ruтурбовинтовой газотурбинный двигательсамолет ИЛ-114зубчатые колесанесимметричные зубьяметод прямого проектированияметод обобщающих параметровНовые подходы к проектированию зубчатых передач авиационных редукторовArticle