Раскин, Лев ГригорьевичКарпенко, Вячеслав Васильевич2017-01-302017-01-302016Раскин Л. Г. Расчет рационального числа каналов системы обслуживания множества территориально распределённых клиентов / Л. Г. Раскин, В. В. Карпенко // Вісник Нац. техн. ун-ту "ХПІ" : зб. наук. пр. Сер. : Системний аналіз, управління та інформаційні технології. – Харків : НТУ "ХПІ", 2016. – № 37 (1209). – С. 28-34.https://repository.kpi.kharkov.ua/handle/KhPI-Press/26721Рассмотрена система массового обслуживания с марковским входным потоком и немарковским процессом обслуживания. Для описания этой системы предложено асимметричное трехпараметрическое распределение. Введен критерий эффективности системы с использованием марковской аппроксимации реального закона распределения продолжительности обслуживания. Эта аппроксимация основана на распределении Эрланга второго порядка. Предложена формула для расчёта средней продолжительности ожидания начала обслуживания, позволяющая определить рациональное число каналов обслуживания в рассматриваемой системе обработки данных, полученных в результате социологического опроса населения о его отношении к тем или иным партиям.We consider the queuing system with Markov and non-Markov input flow maintenance process. For a description of the system prompted the asymmetrical three-parameter distribution. The equations to calculate the average queue length and average waiting period before the start of the service. Introduced by the criterion of effectiveness of the system using Markov approximation of the real law of distribution service duration. This approximation is based on Erlang distribution of the second order. Markov model of service offered with the use of Erlang approximation. The formula for the calculation of the average duration of waiting the start of service, allowing defining a rational number of service channels in the system.ruсистема массового обслуживаниямарковский входной потокнемарковский процесс обслуживаниярациональное число каналов обслуживанияраспределение Эрлангаасимметричное трехпараметрическое распределениемарковская модель обслуживаниярасчёт продолжительности ожиданияqueuing systemMarkov input flownon-Markov process of servicerational number of service channelsErlang distributionasymmetrical three-parameter distributionMarkov model of servicewaiting for the calculationРасчет рационального числа каналов системы обслуживания множества территориально распределённых клиентовCalculation of the set of rational numbers of geographically distributed service system channelsArticle