О проективности художественного произведения (на материале заметок И. Е. Репина и А. М. Горького о Л. Н. Толстом)

Ескіз

Дата

2019

ORCID

DOI

doi.org/10.34142/2312-1572.2019.04.70.05

item.page.thesis.degree.name

item.page.thesis.degree.level

item.page.thesis.degree.discipline

item.page.thesis.degree.department

item.page.thesis.degree.grantor

item.page.thesis.degree.advisor

item.page.thesis.degree.committeeMember

Назва журналу

Номер ISSN

Назва тому

Видавець

Харьковский национальный педагогический университет им. Г. С. Сковороды

Анотація

В статье исследуются элементы проективности художественного произведения на материале заметок И. Е. Репина и А. М. Горького о Л. Н. Толстом. Вслед за М. Н. Правдиным проективность произведения определяется как сходство эффекта от изображаемого и изображения в сознании воспринимающего на уровне конкретного образа. Переход воспринимающего от текста к действительности, осуществляющийся на уровне некоторого осознания, понимания, т. е. на уровне абстрактных связей между образами, характерен для текстов концептуального типа. Эти же принципы отражения действительности в тексте (в широком смысле) могут быть выделены и при восприятии словесных текстов, однако в этом случае проективность и концептуальность предстают как результат вторичного разграничения этих двух принципов, которое проводится на фоне концептуального отражения действительности вербальным текстом. Автором выделяются такие единицы текста, обусловливающие его проективность, как способность занимать определенное место в пространстве и во времени, структура и характерный внешний вид, а также экспрессивность, эксплицитность Я автора, документализм, небольшой размер текста, короткие предложения, ритм, особенности интонации и повторы. Делается вывод о значительно большей проективности заметок И. Е. Репина о Л. Н. Толстом по сравнению с заметками А. М. Горького, что подтверждает гипотезу о том, что проективность относится к свойствам мышления и мировосприятия художника и проявляется в различных сторонах его деятельности.
The article examines the elements of the projectivity of literary texts based on notes by I. Repin and M. Gorky about L. N. Tolstoy. Following M. N. Pravdin, the projectivity of a work is defined as the similarity of the effect of the represented one and the representation in the mind of the perceiver at the level of a specific image. The transition of the perceiver from the text to reality, carried out at the level of some awareness, understanding, that is at the level of abstract connections between images, is characteristic of conceptual texts. The same principles of reflection of reality in the text (in the broad sense) can be highlighted in the perception of verbal texts, however in this case projectivity and conceptuality appear as a result of the secondary differentiation of these two principles, which is carried out on the background of the conceptual reflection of reality by verbal text. The author identifies such units of text, that determine its projectivity, as the ability to occupy a specific place in space and time, structure and specific appearance, as well as expressiveness, expressiveness of the author’s self, documentalism, small text size, short sentences, rhythm, intonation and repetition features.

Опис

Ключові слова

концептуальность, физическая форма, экспрессия, документализм, короткие предложения, повторы, русская литература, projectivity, conceptuality, physical form, appearance, expression, documentary, the author's self, short sentences, repetitions

Бібліографічний опис

Мирошниченко М. П. О проективности художественного произведения (на материале заметок И. Е. Репина и А. М. Горького о Л. Н. Толстом) / М. П. Мирошниченко // Русская филология. Вестник ХНПУ им. Г. С. Сковороды : науч.-метод. журн. – 2019. – Т. 4, № 70. – С. 32-37.

item.page.endorsement

item.page.review

item.page.supplemented

item.page.referenced