Вісник № 25

Постійне посилання колекціїhttps://repository.kpi.kharkov.ua/handle/KhPI-Press/37540

Переглянути

Результати пошуку

Зараз показуємо 1 - 10 з 29
  • Ескіз
    Документ
    Паретооптимизация параметров тренажера-гексапода по критериям маневренности
    (НТУ "ХПИ", 2018) Яглинский, Виктор Петрович; Козерацкий, Геннадий Владимирович; Хихловский, Анатолий Брониславович; Озернюк, Олег Тимофеевич
    Для тщательной подготовки экипажа мобильных транспортных объектов по принятию быстрых решений по удержанию курса и мгновенных реакций по изменению движения предложено усовершенствовать тренажерную технологию путем эффективного использования рабочей зоны и снижения риска возникновения сингулярных конфигураций механизма тренажера. Предложены новые методы оценки свойства "маневренность" механизма параллельной структуры и кинематики типа гексапод в виде критериев эффективности рабочей зоны и сингулярности конфигураций. В результате Паретооптимизации критериальных показателей определена область оптимальных значений отношения радиусов ориентации шарниров платформы гексапда в интервале 0,75…0,95. Установлено, что конструктивные размеры авиатренажера модели Ан 124-100-D АНТК "Антонов" расположены в оптимальной области. Рекомендуемый диапазон значений углов тангажа (от 20º до 50º) позволяет эффективно использовать рабочую зону тренажера при одновременном снижении риска возникновения сингулярных конфигураций.
  • Ескіз
    Документ
    Параметрические колебания в планетарных колесных редукторах
    (НТУ "ХПИ", 2018) Яглинский, Виктор Петрович; Гутыря, Сергей Семенович; Чанчин, Андрей Николаевич; Хомяк, Юрий Мефодиевич
    Разработана математическая модель параметрических колебаний в планетарных колесных редукторах (ПКР) троллейбусов. Модель учитывает циклические деформации тонкостенного обода и зубьев в зацеплении эпицикла с сателлитами. Дифференциальное уравнение колебаний эпицикла приведено к виду уравнений Матье-Хилла с переменными периодическими коэффициентами. На основании диаграммы Айнса-Стретта определены области неустойчивости параметрических колебаний "критериального элемента" – тонкостенного эпицикла для прямозубых и косозубых передач с учетом влияния зазоров в зацеплениях. Установлены диапазоны значений критических скоростей движения троллейбусов, соответствующие проявлению первых трех параметрических резонансов эпицикла ПКР в составе конструкций ведущих мостов 1-го и 3-го поколений известных фирм-производителей. Обоснован критерий виброустойчивости эпицикла, установлены расчетные значения вероятности параметрических резонансов. Теоретически подтвержден положительный эффект от применения косозубого зацепления в ПКР, что обеспечивает минимальную глубину пульсации жесткости, сужение области неустойчивости параметрических колебаний эпицикла, уменьшает вероятность зарождения и развития усталостных трещин.
  • Ескіз
    Документ
    Анализ реакции волоконных материалов на действие нагрузок на основе микромеханических моделей
    (НТУ "ХПИ", 2018) Ткачук, Николай Николаевич
    В работе предложены нелинейные физические и математические модели на основе микромеханики волоконных материалов на уровне статистических ансамблей их цепочек. Для решения поставленной задачи создания теоретических основ расчета деформирования элементов машиностроительных конструкций из таких материалов использовались методы механики сплошной среды, в частности, для формирования уравнений состояния. Для вывода нелинейных уравнений, описывающих физико-механические свойства полимерных материалов, привлекались и усовершенствовались соотношения статистической микромеханики волоконных цепочек, находящихся во взаимодействии друг с другом. На основе вариационных принципов построены новые вариационные формулировки общих задач определения деформирования волоконных материалов под действием загрузок с учетом влияния истории нагружения. Учитывается, в частности, трение волокон и проскальзывание отдельных воло- кон друг относительно друга. Предложены также модели гомогенизации свойств волоконных материалов. Они отличаются от известных процедурой осреднения с привлечением интегрирования с весом по замкнутой поверхности вокруг точки усреднения. На этой основе осуществлен переход от свойств микромоделей к свойствам макромеханических моделей. В результате разработаны новые, более адекватные нелинейные математические модели поведения материала, построенные с привлечением принципиально новых авторских подходов к описанию физико-механических свойств на микроуровне статистических наборов волоконных цепочек и пространственной гомогенизации их макросвойств. На этой основе могут быть установлены новые закономерности поведения волоконных материалов и композиций на их основе под механической нагрузкой. В конечном итоге создана основа для формирования макромеханических свойств материалов на основе математического моделирования микроансамблей волоконных цепочек и нитевых сетей, что предоставляет возможности прогнозирования свойств не только существующих, но и еще только создаваемых материалов. Разработана база для конструирования материалов с заданными физико-механическими свойствами.
  • Ескіз
    Документ
    Mathematical model for formation of spur gear teeth by a hyperbolic reference profile
    (NTU "KhPI", 2018) Tkach, P. M.; Nosko, P. L.; Revyakina, O. O.; Bashta, O. V.; Kornienko, A. O.; Tisov, O. V.; Tsybri, Yu. O.
    The aim of this work is to create a fundamentals of mathematical model which consists in definition of geometry of a generating surface and machining gearing for novel cylindrical spur transmission. The generating surface is considered as rack-cutter with teeth, which profiled by hyperbola – a curve which is smooth at whole addendum and dedendum parts of reference profile. The equations of teeth surfaces which help the basic performances of this generating surface surveyed, namely quadratic forms and normal curvatures in the given directions are presented. The equations of machining gearing which help to obtain the equations of surfaces of teeth which can be applied both for working surfaces and for their fillets are obtained. For these surfaces quadratic forms also defined. Boundaries of a contact zone are defined. The results obtained in a paper can be used for definition of quality indicators of serviceability of novel transmissions which will allow carrying out a comparative estimation of novel transmission with conventional one and with other types of transmissions.
  • Ескіз
    Документ
    Трехмерное моделирование поверхностей зубьев в CAD-системах для генерации программы к станкам с ЧПУ
    (НТУ "ХПИ", 2018) Стрельников, Виктор Никитович; Суков, Максим Геннадьевич
    Разработана методика, позволяющая оптимизировать геометрические параметры сопряженных элементов зубчатого и червячного зацепления высших кинематических пар, на уровне математической модели. В пределах основного закона зацепления корректировать главные кривизны активных поверхностей, удовлетворяя оптимальным условиям образования гидродинамического масляного клина, минимизации энергетических потерь и износа зубьев, максимальной несущей способности по контактным нагрузкам. Широкие позитивные возможности математическое моделирование приобретает в условиях нарезки зубьев крупных зубчатых и червячных колес на универсальных станках с ЧПУ, принципиальным образом отличающейся от методов копирования и обкатки, где поверхности зубьев формируются не только на основе геометрического моделирования, но и жесткой инструментально-станочной кинематики, определяющей самостоятельное направление при формообразовании поверхностей зубьев. Свобода относительно станочной модуляции формируемых поверхностей зубьев, при их нарезании на универсальных станках с ЧПУ, обеспечивает возможность оптимизации фактически основных параметров зубчатого и червячного зацепления. Метод такой оптимизации поверхностей зубьев и представляет основное содержание работы.
  • Ескіз
    Документ
    Моделирование и анализ НДС эволютного зацепления в системе Autodesk Fusion
    (НТУ "ХПИ", 2018) Протасов, Роман Васильевич; Устиненко, Александр Витальевич; Андриенко, Сергей Владимирович; Ткаченко, Виталий Николаевич
    В статье рассмотрены возможности программы Autodesk Fusion при проектировании зубчатых и цепных передач, а также анализ напряженно-деформированного состояния в программном модуле Simulation. Приведена методика синтеза и анализа прямозубой зубчатой и цепной передачи с эволютным зацеплением, которое характеризуется выпукло-вогнутым контактом. Тестовые расчеты напряженно-деформированного состояния и контактного давления показали сходимость результатов с аналитическими расчетами. Использование программного комплекса Autodesk Fusion позволило ускорить исследование новых эволютных передач.
  • Ескіз
    Документ
    Решения контактных задач применительно к косозубым передачам
    (НТУ "ХПИ", 2018) Попов, Алексей Павлович; Савенков, Олег Игоревич; Попова, Лариса Алексеевна
    Представлены решения контактных задач зубчатых передач с косыми зубьями без учёта и с учётом нелинейной зависимости между упругими перемещениями зубьев и возникающими в них напряжениями. Показано, что нагрузочная способность передач по контактным напряжениям с учётом нелинейной зависимости между упругими деформациями и напряжениями на 11,4 % выше таковой, имеющей место без учёта указанной нелинейности. Предложенные решения выполнены на основе новой теории контактной прочности упруго сжатых тел, разработанной проф. А. П. Поповым.
  • Ескіз
    Документ
    Technical evolution and reliability of trolleybus’s traction transmission
    (NTU "KhPI", 2018) Oborskyj, Genadij Oleksandrovych; Hutyria, Serhij Semenovych; Yaglinskij, Victor Petrovych; Chanchin, Andrij Mykolajovych
    Based on the analysis of the indicators of functionality and structure of the trolleybus’s traction transmission (TT), some characteristic differences have been established for the classification of 4 generations of drive axles (DA) structures of known world manufacturers. The calculation models and methods for increasing the probability of a fail-safe transmission’s and DA system work, consisting of aggregates, modules, mechanisms, parts and connections, are analyzed. A method is proposed and example is given of predicting the parametric reliability of a planetary wheel gear (PWG) in DA system by two criteria: fatigue strength and vibration resistance of "criteria element" – thin-walled epicycle of "weak link" – PWG.
  • Ескіз
    Документ
    До 100-річчя заснування Одеського національного політехнічного університету
    (НТУ "ХПІ", 2018) Оборський, Геннадій Олександрович
  • Ескіз
    Документ
    Методология решения новых научно-технических задач инструментального производства
    (НТУ "ХПИ", 2018) Настасенко, Валентин Алексеевич
    Работа связана с развитием методологии решения научно-технических задач системными методами в сфере инструментального производства и предусматривает разработку структур и правил для анализа комплекса возникающих при этом проблем и путей поиска возможных решений. Для этого систематизирован процесс выбора и постановки задач на начальных этапах их решения с учетом уровня их сложности и потребности общества в данной разработке, создание которой может быть обеспечено при надлежащем уровне развития экономики, науки, техники и промышленного производства. Установлены структурные связи и принципы комбинаторики при выборе исходных параметров и схемы их варьирования для решения выбранных задач. Предложена система приемов и правил для расширения круга возможных решений с учетом общих критериев развития техники, а также охвата всех возможных решений и выбора лучших из них за счет использования метода морфологического анализа, функционально-стоимостного анализа и других системных методов. На этой базе разработана обобщенная структурная система из апробированных методов решения задач на всех этапах разработки и производства продукции и обоснованы правила их применения, что позволяет судить о создании методологии. Предложенные структурные схемы, принципы и приемы могут быть рекомендованы для использования при выборе и решении любых видов научно-технических задач.