Вісники НТУ "ХПІ"
Постійне посилання на розділhttps://repository.kpi.kharkov.ua/handle/KhPI-Press/2494
З 1961 р. у ХПІ видається збірник наукових праць "Вісник Харківського політехнічного інституту".
Згідно до наказу ректора № 158-1 від 07.05.2001 року "Про упорядкування видання вісника НТУ "ХПІ", збірник був перейменований у Вісник Національного Технічного Університету "ХПІ".
Вісник Національного технічного університету "Харківський політехнічний інститут" включено до переліку спеціалізованих видань ВАК України і виходить по серіях, що відображають наукові напрямки діяльності вчених університету та потенційних здобувачів вчених ступенів та звань.
Зараз налічується 30 діючих тематичних редколегій. Вісник друкує статті як співробітників НТУ "ХПІ", так і статті авторів інших наукових закладів України та зарубіжжя, які представлені у даному розділі.
Переглянути
10 результатів
Результати пошуку
Документ Упрочнение деталей прокатного оборудования многокомпонентными титановыми покрытиями с помощью инновационной СВС-технологии(НТУ "ХПІ", 2018) Середа, Борис Петрович; Палехова, Ирина Владимировна; Середа, Дмитрий БорисовичРассмотрена СВС-технология получения многокомпонентных титановых покрытий в режиме теплового самовоспламенения на сталях массового назначения. Исследованы закономерности и механизмы их формирования. Экспериментально установлена роль активаторов в процессе диффузионного насыщения, а также зависимость толщины покрытий от технологических параметров процесса (температуры и продолжительности изотермической выдержки). Экспериментально установлено, что максимальная концентрация порошка меди в СВС-шихте не должна превышать 7-8%, так как ее рост приводит к резкому увеличению максимальной температуры воспламенения tm, что приведет к перегреву металла основы и снижению ее физико-механических свойств, а также к спеканию шихты и, следовательно, уменьшению ее газопроницаемости для составляющих газовой фазы. По результатам рентгеноструктурного и металлографического анализов установлено, что полученные покрытия имеют многофазное строение: на поверхности технически чистого железа и углеродистых сталей образуется слой алюминида Fe₂Al₅, твердых растворов FeAl, Fe₃Al, легированных титаном и зона твердого раствора Ti и Al в α-Fe. Изучено влияние составов реакционных смесей на свойства полученных покрытий. Показаны результаты исследований структуры и свойств комплексных титановых покрытий, полученных в условиях самораспространяющегося высокотемпературного синтеза в различных составах реакционных шихт. Приведен сравнительный анализ эксплуатационных характеристик СВС-покрытий и диффузионных покрытий, полученных методом химико-термической обработки. Испытания показали, что коррозионная стойкость СВС-покрытий в 1,6-1,7 раза выше, чем покрытий, полученных в результате диффузионного насыщения. Это может быть обусловлено микролегированием зерен покрытия (как границ, так и тела зерна) алюминием и хромом при СВС-процессе.Документ Получение инновационных алюмосилицированных покрытий, работающих в условиях коксохимического производства(НТУ "ХПІ", 2018) Середа, Борис Петрович; Гайдаенко, Александр Сергеевич; Середа, Дмитрий БорисовичВ статье рассматриваются получение коррозионностойких алитированых покрытий на стальных подложках. Исследованы закономерности и механизмы формирования защитных слоев. Установлена зависимость толщины покрытий от технологических параметров процесса. С использованием методов математического моделирования разработаны оптимальные составы СВС-шихт для нанесения комплексных покрытий. Изучено влияние составов СВС-шихт на свойства полученных покрытий. Стали с нанесенными защитными алитироваными покрытиями, показали увеличение коррозионной стойкости в 1,9-2,1 раза, по сравнению с материалом, обработанным при изотермических условиях при эксплуатации оборудования в условиях коксохимического производства.Документ Инновационная технология получения хромированных диффузионных покрытий с использованием композиционных насыщающих сред(НТУ "ХПІ", 2018) Середа, Борис Петрович; Кругляк, Ирина Васильевна; Кругляк, Дмитрий ОлеговичРассмотрена инновационная технология формирования хромированных покрытий с использование 6 м композиционных насыщающих сред на конструкционных материалах и сплавах. исследованы закономерности и механизмы формирования диффузионных покрытий. установлена зависимость толщины покрытий от технологических параметров процесса. С использованием методов математического моделирования разработаны оптимальные составы композиционных насыщающихся сред для нанесения комплексных покрытий. Изучено влияние составов композиционных насыщающихся сред на свойства полученных покрытий. С целью анализа процесса формирования хромированных диффузионных покрытий с использованием композиционных насыщающих сред выполнен расчет равновесного состояния продуктов реакций в многокомпонентных композиционных системах.Документ Получение инновационных алитированных покрытий на конструкционных материалах, работающих в условиях коксохимического производства(НТУ "ХПІ", 2018) Середа, Борис Петрович; Кругляк, Ирина Васильевна; Гайдаенко, Александр СергеевичВ статье рассматриваются получение коррозионностойких алитированных покрытий на стальных и медных подложках. Коррозионностойкие покрытия получали в режиме теплового самовоспламенения СВС-шихт. Данный вид защиты является наиболее перспективным и менее дорогостоящим. В настоящей работе исследовали возможность нанесения покрытий в неизотермических условиях. Стали с нанесенными защитными алитированными покрытиями, показали увеличение коррозионной стойкости в 1,6-1,8 раза, по сравнению с материалом, обработанным при изотермических условиях при эксплуатации оборудования в условиях коксохимического производства.Документ Инновационная технология упрочнения конструкционных материалов легированными титановыми покрытиями(НТУ "ХПІ", 2018) Середа, Борис Петрович; Палехова, Ирина ВладимировнаРассмотрена газотранспортная СВС-технология формирования легированных титановых покрытий в режиме теплового самовоспламенения на конструкционных материалах и сплавах. Исследованы закономерности и механизмы формирования защитных слоев. Установлена зависимость толщины покрытий от технологических параметров процесса. С использованием методов математического моделирования разработаны оптимальные составы СВС-шихт для наесения комплексных покрытий. Изучено влияние составов СВС-шихт на свойства полученных покрытий. С целью анализа процесса формирования комплексных легированных покрытий на основе титана в условиях СВС выполнен расчет равновесного состояния продуктов реакций в многокомпонентных порошковых системах. Предложена кинетическая схема химических превращений. Представлены результаты микроскопического и рентгеноструктурного анализов фазового состава полученных покрытий. Рассмотрено влияние поверхностного СВС-упрочнения материалов на эксплуатационные характеристики материалов.Документ Заходи підвищення продуктиності самоскидів в умовах кар'єру металургійного підприємства(НТУ "ХПІ", 2018) Середа, Борис Петрович; Муковська, Дар'я ЯківнаВизначення потрібної кількості витрати палива на промислових підприємствах є однією з найбільш важливих задач, оптимальне рішення якої дозволяє суттєво зменшити витрати на транспортне забезпечення процесів основного і допоміжного виробництва і збуту готової продукції підприємства. Раціональне використання палива самоскидів в маршрутах перевезення металургійних шлаків та продуктів їх переробки в умовах кар'єру металургійного підприємства є важливим напрямком науково-технічного прогресу на транспорті. Проведено обґрунтування актуальності та необхідності дослідження заходів зниження витрати палива самоскидами при перевезенні металургійних шлаків та продуктів їх переробки в умовах кар'єру металургійного підприємства. Проведено дослідження роботи сучасного кар'єру металургійного підприємства. Проведений аналіз діючої системи роботи парку самоскидів кар'єру металургійного підприємства. Визначені основні проблеми в організації роботи кар'єрних автомобілів самоскидів. Проведений аналіз існуючих методів зниження витрати палива та їх ефективність. Проведений пошук іноваційних рішень спрямованих на збільшення продуктивності і зменшення витрати палива автомобілями самоскидами. Визначені і запропоновані інноваційні шляхи та заходи економії споживаного палива, шляхом вдосконалення конструкції, вузлів та агрегатів самоскидів системи технічного обслуговування і ремонту парку самоскидів. Отримані результати можуть бути використані для вирішення комплексу задач, пов'язаних з раціональним використанням палива, зокрема, при визначенні, плануванні, нормуванні необхідної кількості палива, що на сьогоднішній день є однією з найбільш важливих та актуальних задач для сучасних металургійних підприємств. Запропоновані заходи, дозволять правильно оцінити досягнутий рівень виробництва і визначити наявність внутрішніх резервів, використання яких забезпечить раціональне використання палива парку самоскидів, збільшити обсяг перевезеного вантажу, знизити питомі витрати палива, знизити собівартість перевезень.Документ Упрочнение валков прокатного стана титановыми покрытиями в условиях СВС(НТУ "ХПИ", 2017) Середа, Борис Петрович; Палехова, Ирина ВладимировнаРассмотрены результаты исследований процессов нанесения многокомпонентных титановых покрытий в режиме теплового самовоспламенения на углеродистых сталях. С помощью методов математического моделирования разработаны оптимальные составы СВС-смесей для нанесения комплексных покрытий. Изучено влияние составов реакционных смесей на свойства полученных покрытий. Приведена схема формирования защитных покрытий. Установлены кинетические и теплофизические закономерности роста слоев. Представлены результаты микроскопического и рентгеноструктурного анализов фазового состава полученных покрытий, выполнен анализ их качественных характеристик.Документ Математическое моделирование процессов упрочнения железо-углеродистых сплавов титаном, хромом и бором в условиях самораспространяющегося высокотемпературного синтеза(НТУ "ХПИ", 2017) Середа, Борис Петрович; Палехова, Ирина ВладимировнаРассмотрена газотранспортная СВС-технология нанесения титановых покрытий, легированных бором и хромом. Показаны результаты исследований их структуры и свойств. С применением методов математического моделирования разработаны оптимальные составы СВС-смесей для нанесения износостойких покрытий на деталях машин в условиях самораспространяющегося высокотемпературного синтеза. Проведены исследования износостойкости полученных слоев, на углеродистых сталях. Метод СВС обеспечил получение на углеродистых сталях качественных покрытий на основе титана при снижении материальных и энергетических затрат. Проведено моделирование по поиску оптимальных порошковых СВС-смесей для получения износостойких защитных титановых покрытий на сталях 45 и У8 c использованием технологии самораспространяющегося высокотемпературного синтеза. Исследованы структуры защитных слоев и их износостойкость в условиях трения скольжения. Титаноборированные и титанохромированные стали с СВС-покрытиями обладают улучшенными показателями износостойкости (в 6,0-6,4 и 1,8-2,0 раза, соответственно) по сравнению с образцами без покрытия. Химико-термическую обработку осуществляли в реакторе открытого типа (Р=10⁵ Па) в рабочем интервале температур 900–1100 °С. Продолжительность изотермической выдержки варьировалась от 30 до 60 минут.Документ Минимизация расхода энергии на включение и остановку главного исполнительного механизма КПМ(НТУ "ХПИ", 2009) Середа, Борис Петрович; Васильченко, Т. А.Рассмотрены вопросы минимизации расхода энергии на включение и выключение главного исполнительного механизма. Получены аналитические зависимости для расчета критериев оптимальности в зависимости от параметров привода.Документ Розробка ресурсозберігаючої технології отримання інтерметалідних сплавів в умовах СВС-пресування(НТУ "ХПІ", 2015) Середа, Борис Петрович; Бєлоконь, Юрій Олександрович; Кругляк, Ірина Василівна; Харченко, Олександр Вікторович; Кругляк, Дмитро Олегович; Середа, Дмитро БорисовичЗапропонована технологія СВС-пресування при виробництві інтерметалідних сплавів є конкурентоспроможною, ресурсо- та енергозберігаючою, дає змогу отримувати заготівлі з жароміцних і жаростійких матеріалів з заданими службовими характеристиками правильної та контрольованої форми. Встановлено, що при збільшенні зусилля пресування до 70 тонн, витримці 20 с та дисперсності порошку титану 80 мкм пористість отриманого зразку зменшується до показника 1…3%.