Вісники НТУ "ХПІ"

Постійне посилання на розділhttps://repository.kpi.kharkov.ua/handle/KhPI-Press/2494


З 1961 р. у ХПІ видається збірник наукових праць "Вісник Харківського політехнічного інституту".
Згідно до наказу ректора № 158-1 від 07.05.2001 року "Про упорядкування видання вісника НТУ "ХПІ", збірник був перейменований у Вісник Національного Технічного Університету "ХПІ".
Вісник Національного технічного університету "Харківський політехнічний інститут" включено до переліку спеціалізованих видань ВАК України і виходить по серіях, що відображають наукові напрямки діяльності вчених університету та потенційних здобувачів вчених ступенів та звань.
Зараз налічується 30 діючих тематичних редколегій. Вісник друкує статті як співробітників НТУ "ХПІ", так і статті авторів інших наукових закладів України та зарубіжжя, які представлені у даному розділі.

Переглянути

Результати пошуку

Зараз показуємо 1 - 6 з 6
  • Ескіз
    Документ
    Исследование контактных напряжений при прокатке в режиме гидродинамического трения
    (Национальный технический университет "Харьковский политехнический институт", 2019) Максименко, Олег Павлович; Лобойко, Дарья Игоревна; Постольник, Лилия Васильевна
    Результаты экспериментальных исследований, опубликованные в ряде отечественных и зарубежных источников, показывают, что процесс холодной прокатки с применением эффективных технологических смазок совершается устойчиво без частичных пробуксовок при однозонном скольжении металла в валках или даже при «отрицательном» опережении. С позиции современной теории такие условия прокатки трудно объяснить, так как она исходит из того, что предельные условия определяются равенством угла нейтрального сечения нулю. Поэтому целью настоящей работы является изучение закономерностей процесса прокатки при однозонном скольжении полосы в очаге деформации и в частности исследование распределения контактных напряжений при прокатке в режиме гидродинамического трения. Проведенные нами опыты показывают, что, опережение существенно зависит от толщины смазочной пленки в контакте полосы с валками и при значительной величине ее прокатка протекает в условиях однозонного скольжения. Поэтому в теоретическом исследовании исходили из гидродинамического закона трения в очаге деформации. Учитывая, что закон Баруса не отражает реальной картины изменения вязкости смазки от давления из-за возможности перехода ее в твердое фазовое состояние, пришлось несколько изменить принятую модель. При этом исходили из равенства полных сил гидродинамического трения и трения скольжения. Подставляя эту модель в дифференциальное уравнение Кармана и решая его при известных граничных условиях рассчитывали эпюры контактных напряжений для трех случаев прокатки: при наличии опережения, при нулевом его значении и при однозонном скольжении металла в валках. В первом случае эпюры контактных напряжений существенно от известных не отличались. При прокатке с нулевым опережением кривая распределения нормального давления расположена существенно ниже по сравнению с первым случаем, но ни в одном сечении давление не было ниже среднего сопротивления деформации метала, что свидетельствовало об отсутствии нормальных продольных растягивающих напряжений. При прокатке с «отрицательным» опережением вблизи выхода металла из валков возникают вышеуказанные напряжения. Проверка на продольную устойчивость показала, что во всех трех случаях процесс совершается устойчиво без частичных пробуксовок. Важно отметить, что прокатка при нулевом опережении является энергетически выгодным процессом.
  • Ескіз
    Документ
    Исследование энергетического взаимодействия в очаге деформации при прокатке
    (НТУ "ХПІ", 2018) Максименко, Олег Павлович; Лобойко, Дарья Игоревна; Минина, Юлия Александровна
    Исследования с целью создания новых технологий, требуют более точного учёта энергетических затрат в зоне контакта полосы с валками. Для этого было проведено исследование, направленное на разработку новой методики определения момента формоизменения металла, основанная на расчете средней результирующей внутренних продольных сил в очаге деформации. Предложенная методика определения момента, основана на ранее предложенной методике оценки продольной устойчивости процесса прокатки. Эта методика позволяет на основе решения дифференциального уравнения Т. Кармана получить теоретические эпюры распределения нормального давления, удельных сил трения и текущих значений внутренних напряжений вдоль очага деформации. На основе этих теоретических эпюр определяется средняя результирующая внутренних продольных сил пластически деформируемого металла. В работе был выполнен сравнительный анализ величины момента, создаваемого средней результирующей внутренних продольных сил с величиной момента формоизменения, определяемого по известной формуле Финка. Расчеты показали, что существует определенная согласованность между изменением момента формоизменения, определенным по известной формуле и моментом от действия средней результирующей внутренних сил, определенной по предложенной методике. В зависимости от рассматриваемых параметров прокатки они синхронно либо возрастают, либо уменьшаются. Теоретические исследования показали, что средняя результирующая представляет собой внутреннюю силу, которую необходимо преодолеть активным силам, чтобы обеспечить формоизменение металла в продольном направлении. Именно в этом заключается физическая суть этой силы. Расчеты момента формоизменения по предложенной методике дают результаты превышающие значения его, вычисленные по формуле Финка на 15-30 %. Исследования в работе также показали, что момент формоизменения полосы зависит от условий трения на контакте.
  • Ескіз
    Документ
    Усовершенствованный метод расчета площади контактной поверхности соприкосновения металла с валками при поперечно-винтовой прокатке
    (НТУ "ХПІ", 2018) Балакин, Валерий Федорович; Степаненко, Александр Николаевич; Гармашев, Денис Юрьевич
    Для повышения точности определения формы и площади контакта трубной заготовки с валком предложена универсальная методика, основанная на математической модели формоизменения металла при поперечно-винтовой прокатке. Указанная математическая модель позволяет пошагово строить контуры очага деформации с учетом закономерностей развития контура прокатываемой гильзы в очаге деформации. Пятно контакта валка с заготовкой представляет собой криволинейную поверхность, существенно меняющуюся в зависимости от траектории движения заготовки в процессе прокатки. Определение площади контактной поверхности металла с валками при поперечно-винтовой прокатке осуществляется с использованием распространенных графических пакетов, таких как QFORM, DEFORM, ANSYS, SOLIDWORK, Компас, AUTOCAD. В предлагаемой методике непрерывно учитывается изменение параметров деформируемого тела (радиуса заготовки, толщины стенки гильзы) относительно оси прокатки с учетом разворота валков. Использование предлагаемой методики моделирования, обладающей минимальными допущениями, дёт возможность получить фактическое значение площади контакта металла с прокатным инструментом для каждого участка очага деформации, отстоящего друг от друга на величину полушага подачи гильзы. Появляется возможность исследования фактического очага деформации по мере продвижения гильзы с учетом ее формоизменения в очаге деформации. Площадь контакта металла с валком, полученная путем ее графического построения хорошо совпадает с результатами натурного промышленного эксперимента и на 20 % точнее, чем при расчете с использованием метода, основанного на приближенном описании формы очага деформации эллипсами. Полученные данные площади контакта являются исходными данными для расчета энергосиловых параметров процесса прошивки (раскатки). Сравнительный анализ показал, что отклонение полученных моделированием значений усилия металла на валок от промышленно-экспериментальных данных не превышает 10 %. Предложенная методика может быть использован при анализе процессов поперечно-винтовой прокатки: прошивке, раскатке (элонгировании). Полученные результаты позволяют сделать заключение о возможности использования разработанного принципа описания свободного контура раската при разработке компьютерных алгоритмов моделирования поперечно-винтовой прокатки.
  • Ескіз
    Документ
    Особенности оценки продольной устойчивости полосы в очаге деформации при прокатке с натяжением
    (НТУ "ХПИ", 2015) Максименко, О. П.; Лобойко, Д. И.
    Предложена методика оценки продольной устойчивости процесса прокатки с натяжением. На основе новой методики по опытным данным был проведен анализ влияния заднего натяжения на продольную устойчивость процесса прокатки. Анализ показал, что с увеличением заднего натяжения результирующая продольных сил по абсолютной величине уменьшается и, следовательно, снижается устойчивость процесса прокатки. Результат работы показывает, что необходимо учитывать величину средней результирующей внутренних сил при назначении режимов натяжения полосы, особенно в случаях непрерывной прокатки.
  • Ескіз
    Документ
    Уточнений метод розрахунку подвоєного опору металу зрушенню при холодній тонколистовій прокатці
    (НТУ "ХПІ", 2014) Коробко, Т. Б.; Присяжний, А. Г.; Святой, М. О.; Коренко, М. Г.
    У статті проаналізовані математичні моделі напруження плинності і подвоєного опору металу зрушенню при холодному тонколистовому прокатуванні. На основі виконаного аналізу показана доцільність урахування у вказаних моделях впливу температурно-швидкісних умов процесу деформації. Вдосконалена авторами статті числова математична модель дозволила уточнити розрахунок подвоєного опору металу зрушенню із врахуванням температури і швидкості холодної тонколистової прокатки, а також реального характеру розподілу по довжині осередку деформації геометричних параметрів і показників зовнішнього контактного тертя.
  • Ескіз
    Документ
    Усовершенствованная методика расчета энергосиловых параметров прокатки
    (НТУ "ХПИ", 2013) Юхновский, Ю. М.; Кононенко, Д. Ю.; Русаков, А. С.
    Усовершенствована методика расчета энергосиловых параметров прокатки, более подходящая современным представлениям теории прокатки о течении металла. В ходе расчетов выведена формула для определения момента прокатки, с помощью которой можно также определить давление металла на валки или один из важнейших технологических параметров – уширение