Вісники НТУ "ХПІ"

Постійне посилання на розділhttps://repository.kpi.kharkov.ua/handle/KhPI-Press/2494


З 1961 р. у ХПІ видається збірник наукових праць "Вісник Харківського політехнічного інституту".
Згідно до наказу ректора № 158-1 від 07.05.2001 року "Про упорядкування видання вісника НТУ "ХПІ", збірник був перейменований у Вісник Національного Технічного Університету "ХПІ".
Вісник Національного технічного університету "Харківський політехнічний інститут" включено до переліку спеціалізованих видань ВАК України і виходить по серіях, що відображають наукові напрямки діяльності вчених університету та потенційних здобувачів вчених ступенів та звань.
Зараз налічується 30 діючих тематичних редколегій. Вісник друкує статті як співробітників НТУ "ХПІ", так і статті авторів інших наукових закладів України та зарубіжжя, які представлені у даному розділі.

Переглянути

Результати пошуку

Зараз показуємо 1 - 10 з 23
  • Ескіз
    Документ
    Оценка допустимых амплитуд внешнего воздействия на бесплатформенные инерционные навигационные системы
    (Національний технічний університет "Харківський політехнічний інститут", 2021) Погорелов, Сергей Юрьевич; Хавин, Валерий Львович
    В современной авиационно-космической технике широко используются бесплатформенные инерциальные навигационные системы (БИНС), использующие волоконно-оптические (ВОГ) или кольцевые лазерные (КЛГ) гироскопы. Во время эксплуатации таких систем происходит поворот осей чувствительности относительно базовой системы координат. Образующиеся углы между осями базовой системы координат и осями чувствительности навигационной системы (неортогональности) являются одним из факторов, приводящих к увеличению погрешностей измерений прибора, что сказывается на точности измерений. В процессе эксплуатации на систему воздействуют вибрации различной природы, воздействие которых способно способствовать появлению неортогональностей. Целью настоящей работы является определение максимально допустимых амплитуд вибраций, воздействующих на корпус БИНС по допускаемым величинам отклонения осей чувствительности ВОГ для двух вариантов компоновки БИНС. Рассмотрен подход к определению допустимых амплитуд внешнего гармонического воздействия на блок бесплатформенной инерциальной навигационной системы на основе волоконно-оптических либо кольцевых лазерных гироскопов. Разработана расчетная схема, математическая и конечноэлементная модели для расчета собственных частот и вынужденных колебаний блока бесплатформенной инерциальной навигационной системы. В различных частотных диапазонах численными расчетами определены граничные значения амплитуд внешнего гармоничного воздействия на основание конкретных конфигураций сборки БИНС. Установлено, что опасные состояния имеют место в районе 1-й собственной частоты системы, а также и вблизи более высоких частот. Сопоставление результатов по вариантам конструкции 1 и 2 позволяет сделать вывод, что для ослабления влияния вибраций на точность работы блока БИНС целесообразно, чтобы низшие собственные частоты колебаний для сборки БИНС были максимально высокими (более 1000 Гц).
  • Ескіз
    Документ
    Моделирование и анализ собственных колебаний системы ТФО с турбиной 500 мВт
    (Национальный технический университет "Харьковский политехнический институт", 2019) Красников, Сергей Васильевич
    Проведен анализ собственных колебаний системы турбоагрегат-фундамент-основание с турбиной мощностью 500 МВт в частотном диапазоне приближенном к частоте колебаний электромагнитной природы от генератора. Объектом исследования является система турбоагрегат-фундамент-основание.. Для исследования выбрана система с паровой турбиной, которая содержит несколько типовых корпусов. Для моделирования и проведения численных расчетных исследований использован метод конечных элементов. Построены геометрические и конечно-элементные модели системы турбоагрегат-фундамент-основание с учетом особенностей взаимодействия гибких корпусов турбины с фундаментом. Проведены расчеты собственных колебаний. Получены собственные частоты и формы колебаний. Полученные результаты дают качественную оценку причин повышенной вибрации отдельных элементов рассматриваемой системы.
  • Ескіз
    Документ
    Моделирование и анализ собственных колебаний корпусных элементов турбоагрегата мощностью 500 МВт
    (НТУ "ХПІ", 2018) Красников, Сергей Васильевич
    Проведено моделирование системы турбоагрегат-фундамент-основание с турбиной мощностью 500 МВт. Объектом исследования являются наиболее гибкие элементы системы - корпуса цилиндров низкого давления. В исследовании рассматривается паровая турбина, которая содержит четыре типовых корпуса. Для моделирования и проведения численных расчетных исследований использован метод конечных элементов. Построены геометрические и конечно-элементные модели элементов системы турбоагрегат-фундамент-основание и всей системы в целом. Проведены расчеты собственных колебаний. Получены значения собственных частот и собственные формы колебаний. Полученные результаты позволяют дать качественную оценку вибрационного состояния системы турбоагрегат-фундамент-основание и выявить причины повышенной вибрации отдельных ее элементов.
  • Ескіз
    Документ
    Оценка остаточного ресурса зубчатых передач в процессе эксплуатации
    (НТУ "ХПИ", 2018) Гаврилов, Сергей Алексеевич; Ишин, Николай Николаевич; Гоман, Аркадий Михайлович; Скороходов, Андрей Станиславович; Дакало, Юрий Александрович
    Показано, что одним из основных факторов, определяющих ресурс зубчатых передач, является динамическая составляющая нагрузки в зубчатом зацеплении каждой пары зубьев. Приведены результаты экспериментальных исследований зависимости коэффициента динамичности зубчатых передач от наработки, причем его изменение с ростом наработки во время эксплуатации определяется по результатам мониторинга вибрации. Изложен методический подход, позволяющий рассчитать, во сколько раз повышается мера повреждения зубчатой передачи за счёт изменения коэффициента динамичности. На примере показано, как вследствие увеличения коэффициента динамичности экспериментальной зубчатой пары мера повреждаемости испытуемой передачи возрастает по изгибной выносливости на 81 %, по контактной выносливости на 33 %. Полученные коэффициенты повышения повреждаемости позволяют пересчитывать значения остаточных ресурсов работы в зависимости от уже достигнутой наработки.
  • Ескіз
    Документ
    Обзор современных методов обработки деталей сложных форм типа моноколесо из монолитной заготовки
    (НТУ "ХПИ", 2018) Бондарь, Инна Владимировна; Криворучко, Дмитрий Владимирович
    В настоящее время детали машин становятся все более сложными и точными. В этих условиях применение многоосевых станков с ЧПУ является действенным решением поставленных задач, так как различные компоновки этих станков позволяют обрабатывать детали разной серийности, габаритов и конфигураций. В работе представлена классификация деталей, требующих пятиосевой обработки. Рассмотрены особенности и резервы повышения эффективности пятиосевой обработки выделенных типов деталей. Отдельно рассмотрены методы повышения эффективности пятиосевой обработки деталей сложных форм (типа турбинных лопаток, крыльчаток и др.) на всех этапах обработки (черновая обработка; получистовая обработка; чистовая обработка). Выделены моменты, которым следует уделять особое внимание при пятиосевой обработке деталей сложных форм типа моноколесо из монолитной заготовки.
  • Ескіз
    Документ
    Динамическая модель процессов фрезерования
    (НТУ "ХПИ", 2008) Автономова, Людмила Владимировна; Погорелов, Сергей Юрьевич; Прево, И. Д.; Хавин, Валерий Львович
    Запропонована уточнена математична модель для розрахунку вібрацій інструмента при фрезеруванні. На відміну від традиційної моделі з двома мірами свободи модель має п’ять мір свободи, що забезпечує більш високу точність розрахунків.
  • Ескіз
    Документ
    Обзор некоторых ключевых направлений исследований ученых НТУ "ХПИ" в области динамики конструкций
    (НТУ "ХПИ", 2017) Назаренко, Сергей Александрович; Ткачук, Николай Анатольевич
    В статье сделан обзор этапов развития основных направлений исследований ученых и выпускников НТУ "ХПИ" в области динамики конструкций: от строительных стержневых систем до уникальных космических установок. Рассмотрена эволюция основных достижений в XIX – XXІ ст. в области теоретического, экспериментального и компьютерного исследования научно–технических проблем динамики. Показано, как математизация исследовательской деятельности привела к появлению новых моделей и методик анализа динамики конструкций с многоуровневой структурой в условиях интенсивных нагружений. Представлено изменение организационных форм работы ученых от индивидуальной к коллективной: созданию лабораторий, отраслевых НИИ, институтов Академии наук, научно – учебных кластеров и комплексов.
  • Ескіз
    Документ
    О реализуемости условий инвариантности в схемах со структурной избыточностью
    (Вища школа, 1985) Карачун, В. В.; Дидковский, В. С.
    Описан двухканальный метод достижения инвариантности выходного сигнала трехстепенного гироскопа по отношению к колебаниям основания прибора. Получены формулы для определения дрейфа нуля выходных сигналов при нерегулярной качке.
  • Ескіз
    Документ
    Вибромониторинг технического состояния зубчатых колес планетарных редукторов
    (НТУ "ХПИ", 2017) Гаврилов, Сергей Алексеевич; Ишин, Николай Николаевич; Гоман, Аркадий Михайлович; Скороходов, Андрей Станиславович
    Решается задача поиска признаков изменения технического состояния зубчатых колес планетарной зубчатой передачи, используемых при вибро-диагностике. Приведены результаты исследований виброактивности редуктора мотор-колеса самосвала БЕЛАЗ в эксплуатационных условиях. Предлагаемые в качестве критериев оценки технического состояния элементов редуктора дискриминанты однозначно зависят от состояния зубчатых колес и могут быть использованы при вибромониторинге технического состояния планетарных редукторов мобильных машин.
  • Ескіз
    Документ
    Пятиосевая обработка на фрезерных станках с ЧПУ
    (НТУ "ХПИ", 2017) Бондарь, Инна Владимировна; Криворучко, Дмитрий Владимирович
    В настоящее время, детали машин становятся все более сложными и точными. Это требует развития новых технологий механической обработки. В этих условиях многоосевая обработка на фрезерных станках с ЧПУ является одной из таких технологий. Несмотря на 20-ти летнюю историю развития этот подход все еще требует повышения эффективности для реализации современных задач. В работе представлена классификация пятиосевых станков и описаны сферы их применения. Рассмотрены преимущества и проблемы пятиосевой обработки. Проанализированы современные методы повышения ее эффективности.