Кафедра "Двигуни та гібридні енергетичні установки"

Постійне посилання колекціїhttps://repository.kpi.kharkov.ua/handle/KhPI-Press/54

Офіційний сайт кафедри http://web.kpi.kharkov.ua/diesel/glavnaya

Від 2022 року кафедра має назву "Двигуни та гібридні енергетичні установки", первісна назва – "Двигуни внутрішнього сгоряння".

Кафедра "Двигуни внутрішнього згоряння" (ДВЗ) заснована 9 липня 1930 року у Харківському Механіко машинобудівному інституті. Читання курсів по ДВЗ розпочали на механічному факультеті ще в 1910 році, дисципліну "ДВЗ" і проєктування ДВЗ протягом 1910-1913 рр. читав граф Сергій Йосипович Доррер. Спеціальність "ДВЗ" у Харківському технологічному інституті була організована в 1918 році. У її джерел, а пізніше й кафедри ДВЗ стояв Василь Трохимович Цвєтков (1887–1954).

Від 1980 року вона є базовою серед українських закладів вищої освіти з моторобудування. За час існування кафедра підготувала понад 4000 випускників. Сьогодні на кафедрі навчається понад 200 студентів. Обсяг ліцензійного набору є одним з найбільших в університеті.

Кафедра входить до складу Навчально-наукового інституту енергетики, електроніки та електромеханіки Національного технічного університету "Харківський політехнічний інститут".

У складі науково-педагогічного колективу кафедри працюють: 2 доктора технічних наук, 6 кандидатів технічних наук; 2 співробітника мають звання професора, 5 – доцента. Серед викладачів кафедри 3 лауреата Державної премії України, 2 лауреата премії Кабінету міністрів. Від 2001 року по 2016 рік кафедру очолював Заслужений діяч науки і техніки України, лауреат Нагороди Ярослава Мудрого Академії наук Вищої школи України, Лауреат державної премії в галузі науки і техніки 2008 року, професор, доктор технічних наук, проректор університету з наукової роботи – Андрій Петрович Марченко.

Переглянути

Результати пошуку

Зараз показуємо 1 - 9 з 9
  • Ескіз
    Документ
    Определение составляющих неравномерности суммарного крутящего момента при отключении цилиндров
    (Національний технічний університет "Харківський політехнічний інститут", 2021) Колесникова, Татьяна Николаевна; Заренбин, Владимир Георгиевич; Сакно, Ольга Петровна
    Рассмотрено одно из актуальных направлений повышения топливной экономичности и снижения токсичности отработавших газов, а именно, отключение цилиндров двигателей внутреннего сгорания на режимах холостого хода и частичных нагрузок. Существующие на сегодня ДВС с отключением цилиндров располагают достаточными техническими решениями, обеспечивающими высокие топливно-экономические и экологические показатели рабочего процесса двигателя. Наряду с этим такие двигатели требуют решения следующих задач: улучшение массогабаритных показателей, снижение стоимости и упрощение конструкции, повышение надежности и тому подобное. К основным задачам транспортных средств относится также снижение уровня вибрации двигателя. Эта задача особенно актуальна для ДВС с отключением цилиндров. При отключении цилиндров растет неравномерность суммарного крутящего момента от рабочих процессов в активных цилиндрах и, как следствие, неравномерность хода двигателя, которая влияет на динамические характеристики автомобиля в целом. Для решения этой задачи были рассмотрены общие положения неравномерности крутящего момента двигателей внутреннего сгорания. Были обработаны суммарные крутящие моменты различных двигателей и получены данные о неравномерности крутящих моментов. Разработана методика исследования влияния отключения цилиндров, в частности числа активных цилиндров,на неравномерность суммарного крутящего момента. Введено понятие степени изменения неравномерности крутящего момента двигателя с отключением цилиндров и предложено уравнение для его определения в зависимости от числа активных цилиндров. Также введено понятие степени изменения коэффициента неравномерности крутящего момента двигателя при отключены цилиндров. Выполнен пример расчета четырехцилиндрового четырёхтактного рядного двигателя для возможности сравнения изменения неравномерности крутящего момента при отключении цилиндров в данном двигателе. В результате выполненных расчетов было установлено, что коэффициент неравномерности крутящего момента при работе двигателя на 3-х, 2-х и 1-м цилиндрах в среднем возрастает соответственно в 1,5; 2 и 3 раза. Проанализированы результаты расчетов и приведены гистограммы при всех возможных значениях числа активных цилиндров.
  • Ескіз
    Документ
    Расчет утечки газов в ДВС при динамической модели функционирования поршневых колец
    (НТУ "ХПИ", 2018) Заренбин, Владимир Георгиевич; Колесникова, Татьяна Николаевна
    Предложен расчет утечек газов через кольцевые уплотнения ДВС с учетом динамики поршневых колец. Отмечены недостатки предыдущих работ в этой области. Дана количественная оценка утечек газов через кольцевое уплотнение быстроходного дизеля, которая подтвердила известные ранее экспериментальные зависимости истечения газов от частоты вращения коленчатого вала двигателя. Приведены формулы для расчета утечек газов при различных случаях взаимного расположения колец в канавках поршня. Предоставлено пример расчета утечек для быстроходного дизеля. Отмечено, что по характеру изменения истечения газов от частоты вращения коленчатого вала можно выявить нарушения в нормальной работе поршневых колец и наметить пути совершенствования кольцевого уплотнения. Сделаны достоверные выводы и указаны пути экспериментальной оценки динамической устойчивости кольцевого уплотнения.
  • Ескіз
    Документ
    К расчету течения газов через кольцевые уплотнения ДВС с учетом динамики поршневых колец
    (НТУ "ХПИ", 2017) Заренбин, Владимир Георгиевич; Колесникова, Татьяна Николаевна
    Предложена математическая модель течения газов через кольцевые уплотнения цилиндро-поршневой группы, которая учитывает дросселирующее влияние верхнего пояса поршня и изменения проходных сечений и объемов кольцевого лабиринта, вызванных перемещением поршневых колец в канавках поршня. Представлены расчетные и экспериментальные данные по перемещению поршневых колец в канавках поршня. Отмечается существенное влияние поведения второго компрессионного кольца на динамическую устойчивость кольцевого уплотнения. Сопоставление экспериментальных данных с результатами расчетов показывает их удовлетворительную сходимость.
  • Ескіз
    Документ
    Оценка влияния покрытия на температуру вспышки на скользящем контакте
    (НТУ "ХПИ", 2016) Заренбин, Владимир Георгиевич; Колесникова, Татьяна Николаевна
    Предложена уточненная расчетная оценка влияния покрытия на неустановившуюся температурную вспышку в условиях скользящего контактирования при граничном или сухом трении с учетом теплофизических свойств слоистой структуры пары трения. Приведены зависимости температуры вспышки на множественном контакте от толщины покрытия при различных значениях относительной продолжительности цикла нагружения и их числа. Дан пример оценки влияния медного покрытия на температурную вспышку в паре трения гильза цилиндра – поршневое кольцо быстроходного дизеля.
  • Ескіз
    Документ
    Расчет температур при множественном контакте в условиях неустановившихся режимов трения
    (НТУ "ХПИ", 2014) Заренбин, Владимир Георгиевич; Мищенко, Николай Иванович; Богомолов, Виталий Виленович
    Предложен метод расчета максимальной температуры при множественном контакте в условиях неустановившихся режимов трения с учетом приведенных теплофизических характеристик. Для нахождения температуры вспышки использован метод суперпозиций. Приведены зависимости температурной вспышки от числа циклов нагружения и относительной площади контакта. С помощью предложенного расчета были оценены значения рассматриваемых величин температур для трибосопряжения "гильза цилиндра - поршневое кольцо" быстроходного дизеля, которое, как известно, в значительной степени лимитирует работоспособность двигателя.
  • Ескіз
    Документ
    К расчету на заедание деталей ЦПГ ДВС
    (НТУ "ХПИ", 2013) Заренбин, Владимир Георгиевич; Мищенко, Николай Иванович; Богомолов, Виталий Виленович
    The method of calculation on seizure of details of cylinder-pistons group of internal combustion engine is offered. Calculations were made taking into account thermophysical and temporal factors in the area of contact at the unset character of friction. The offered method includes calculation in two stages: calculation of maximal temperature on a contact and timing, for which on a microledge an adsorption layer can be restored. The results of calculation enable to conduct theoretical estimation of probability of appearance of jamming in the pair of friction piston-ring-shell of cylinder of internal combustion engine in the conditions of the repeatedly-temporal mode of friction.
  • Ескіз
    Документ
    Погрешности элементов бесшатунного двигателя с кривошипно-кулисным механизмом
    (НТУ "ХПИ", 2005) Мищенко, Николай Иванович; Заренбин, Владимир Георгиевич; Колесникова, Татьяна Николаевна; Супрун, Владимир Леонидович
    Рассмотрены погрешности, возникающие при изготовлении и монтаже элементов бесшатунного двигателя. Приведены соотношения для определения угловых колебаний кулисы и радиального перемещения поршня, вызванных действием погрешностей.
  • Ескіз
    Документ
    Методика оптимизации конструктивных параметров бесшатунного двигателя, основанная на использовании теории малых отклонений
    (НТУ "ХПИ", 2005) Мищенко, Николай Иванович; Заренбин, Владимир Георгиевич; Химченко, А. В.; Крамарь, С. Н.; Колесникова, Татьяна Николаевна
    Для нахождения рациональных технологических и монтажных допусков, а также выбора оптимальных конструктивных параметров двигателя предлагается методика, основанная на методе малых отклонений. Методика применима для любой поршневой машины, но наиболее рационально использовать ее для бесшатунного двигателя
  • Ескіз
    Документ
    Особенности проектирования бензинового двигателя с переменной степенью сжатия
    (НТУ "ХПИ", 2006) Мищенко, Николай Иванович; Заренбин, Владимир Георгиевич; Колесникова, Татьяна Николаевна; Супрун, Владимир Леонидович
    Рассмотрены некоторые вопросы проектирования бензинового двухтактного двигателя с переменной степенью сжатия. Описана методика расчета кривошипно-камерного продувочного компрессора такого двигателя.