Кафедра "Двигуни та гібридні енергетичні установки"

Постійне посилання колекціїhttps://repository.kpi.kharkov.ua/handle/KhPI-Press/54

Офіційний сайт кафедри http://web.kpi.kharkov.ua/diesel/glavnaya

Від 2022 року кафедра має назву "Двигуни та гібридні енергетичні установки", первісна назва – "Двигуни внутрішнього сгоряння".

Кафедра "Двигуни внутрішнього згоряння" (ДВЗ) заснована 9 липня 1930 року у Харківському Механіко машинобудівному інституті. Читання курсів по ДВЗ розпочали на механічному факультеті ще в 1910 році, дисципліну "ДВЗ" і проєктування ДВЗ протягом 1910-1913 рр. читав граф Сергій Йосипович Доррер. Спеціальність "ДВЗ" у Харківському технологічному інституті була організована в 1918 році. У її джерел, а пізніше й кафедри ДВЗ стояв Василь Трохимович Цвєтков (1887–1954).

Від 1980 року вона є базовою серед українських закладів вищої освіти з моторобудування. За час існування кафедра підготувала понад 4000 випускників. Сьогодні на кафедрі навчається понад 200 студентів. Обсяг ліцензійного набору є одним з найбільших в університеті.

Кафедра входить до складу Навчально-наукового інституту енергетики, електроніки та електромеханіки Національного технічного університету "Харківський політехнічний інститут".

У складі науково-педагогічного колективу кафедри працюють: 2 доктора технічних наук, 6 кандидатів технічних наук; 2 співробітника мають звання професора, 5 – доцента. Серед викладачів кафедри 3 лауреата Державної премії України, 2 лауреата премії Кабінету міністрів. Від 2001 року по 2016 рік кафедру очолював Заслужений діяч науки і техніки України, лауреат Нагороди Ярослава Мудрого Академії наук Вищої школи України, Лауреат державної премії в галузі науки і техніки 2008 року, професор, доктор технічних наук, проректор університету з наукової роботи – Андрій Петрович Марченко.

Переглянути

Результати пошуку

Зараз показуємо 1 - 9 з 9
  • Ескіз
    Документ
    Концепция оценки эффективности управления экологической безопасностью процесса эксплуатации энергетических установок с поршневым ДВС
    (НТУ "ХПИ", 2016) Кондратенко, Александр Николаевич
    Приведены предпосылки и общая концепция создания критерия эффективности функционирования системы управления экологической безопасностью процесса эксплуатации энергетических установок с поршневыми двигателями внутреннего сгорания. Критерий является основой реализации последнего уровня такой систе- мы управления, замыкая ее обратной связью, путем применения мониторинга показателей экологической безопасности окружающей природной среды и урбосистем, а также контроля эффективности работы самой системы. Определено иерархическое место критерия в структуре жизненного цикла и состава энергетической установки, обоснован выбор его составляющих.
  • Ескіз
    Документ
    Методологический подход к построению системы управления экологической безопасностью эксплуатации энергетических установок
    (НТУ "ХПИ", 2015) Вамболь, Сергей Александрович; Строков, Александр Петрович; Вамболь, Виола Владиславовна; Кондратенко, Александр Николаевич
    Рассмотрены виды источников негативного влияния на окружающую природную среду поршневых двигателей внутреннего сгорания – поллютанты, вредные факторы и отходы. На основе системного подхода и принципа многоуровневой декомпозиции предложены общая и детализированная схемы системы управления экологической безопасностью эксплуатации энергетических установок с ДВС, а также выполнена формализация решения задачи ее построения.
  • Ескіз
    Документ
    Регенерация фильтров твердых частиц дизелей
    (НТУ "ХПИ", 2014) Кондратенко, Александр Николаевич; Строков, Александр Петрович; Вамболь, Сергей Александрович; Семикин, Виталий Максимович
    Проведены результаты анализа информации из научно-технических литературных источников, авторских свидетельств и патентов по вопросам особенностей протекания процесса регенерации фильтров твердых частиц (ФТЧ) дизельных двигателей, а также способов организации такого процесса, систем и устройств, реализующих эти способы. По результатам анализа полученных данных составлена классификация современных методов и средств реализации процесса регенерации ФТЧ дизелей. Выявлено, что такой процесс следует принципиально разделить на регенерацию I и II рода, соответственно, на очистку ФЭ от окисляемых и от неокисляемых фракций твердых частиц.
  • Ескіз
    Документ
    Регенерация фильтра твёрдых частиц дизеля с насыпкой из природного цеолита
    (НТУ "ХПИ", 2014) Кондратенко, Александр Николаевич; Строков, Александр Петрович; Вамболь, Сергей Александрович; Авраменко, Андрей Николаевич
    На основе анализа информации из научно-технических литературных источников выбраны возможные способы и средства для регенерации разработанного в отделе поршневых энергоустановок Института проблем машиностроения им. А. Н. Подгорного НАН Украины фильтра твердых частиц (ФТЧ) дизеля с насыпкой из природного цеолита в сетчатых кассетах. По результатам анализа предложены варианты реализации процессов регенерации I и II рода для разработанного ФТЧ. Оценены значения эксплуатационных параметров этих процессов.
  • Ескіз
    Документ
    Экспериментальное исследование действующего макета фильтрующего элемента фильтра твердых частиц дизеля с насыпкой из природного цеолита. Часть 2
    (НТУ "ХПИ", 2013) Кондратенко, Александр Николаевич; Строков, Александр Петрович; Хожаинов, Сергей Петрович
    Present paper describes the experimental studies of the breadboard operating sample of the filter element of diesel particulate filter on the engine test bench. As a result of testing the research object, which contains in its structure bulk natural zeolite, its flow characteristic were obtained. Also, the dependence on the degree of exhaust gases purification from diesel’s particulate matter from the load and speed modes of the diesel 2ЧН10,5/12 was obtained, and also the time of the diesel engine running at peak torque load and the temperature of its exhaust gases. The data obtained are in good agreement with the results of studies on engineless research facility. Designed filter element has an acceptable value of the degree of purification of exhaust gases from diesel particulates.
  • Ескіз
    Документ
    Экспериментальное исследование действующего макета фильтрующего элемента фильтра твердых частиц дизеля с насыпкой из природного цеолита. Часть 1
    (НТУ "ХПИ", 2013) Кондратенко, Александр Николаевич; Строков, Александр Петрович; Карасиченко, Николай Михайлович
    Present paper describes the experimental studies breadboard operating sample of the filter element of particulate filter on the engine test bench. As a result of testing of the research object, which contains in its structure bulk natural zeolite, obtained his degree of flow characteristic and purification of diesel’s exhaust gases from particulate matter. Obtained data are in good agreement with the results of studies on engineless test-bench research facility. The factors affecting the degree of exhaust gases purification by the filter from diesel particulates are detected. To determine the degree of influence of these factors on the parameter of the filter requires the upgrading of the engine test bench and repeat the experimental study.
  • Ескіз
    Документ
    Современные методы очистки отработавших газов дизелей от твердых частиц
    (НТУ "ХПИ", 2010) Строков, Александр Петрович; Кондратенко, Александр Николаевич
    В статье рассмотрены особенности состава отработавших газов дизелей. Изучены способы и методы очистки отработавших газов дизелей от твердых частиц. Предложены новая конструкция и способ функционирования фильтра твердых частиц для системы очистки отработавших газов дизеля. Ил. 1. Библогр. 21 назв.
  • Ескіз
    Документ
    Расчетная оценка гидравлического сопротивления модуля фильтра твердых частиц быстроходного дизеля
    (НТУ "ХПИ", 2011) Строков, Александр Петрович; Кондратенко, Александр Николаевич
    В работе сформулированы требования к конструктивным параметрам фильтра твердых частиц дизеля. Проведена оценка гидравлического сопротивления модуля для нескольких вариантов конструкции фильтра. Сформулированы рекомендации для уточненного расчета гидравлического сопротивления модуля фильтра твердых частиц дизеля.
  • Ескіз
    Документ
    Моделирование тепло- и массообменных процессов в фильтре твердых частиц дизеля. Часть 2: дополнение баз данных по свойствам материалов фильтра и рабочего тела, определение значений краевых условий
    (НТУ "ХПИ", 2012) Кондратенко, Александр Николаевич; Строков, Александр Петрович; Семикин, Виталий Максимович
    В работе приводится обоснование необходимости дополнения баз данных программного комплекса CosmosFloWorks по свойствам материалов, из которых будет изготовлен модуль фильтра твердых частиц дизеля и реального текучего тела, с использованием экспериментальных и литературных источников. Описана модернизированная система отбора проб моторного стенда с дизелем 2Ч10,5/12 и представлена методика экспериментального определения краевых условий математической модели процесса течения отработавших газов в фильтре. Ил. 6. Библиогр. 12 назв.