Кафедра "Двигуни та гібридні енергетичні установки"

Постійне посилання колекціїhttps://repository.kpi.kharkov.ua/handle/KhPI-Press/54

Офіційний сайт кафедри http://web.kpi.kharkov.ua/diesel/glavnaya

Від 2022 року кафедра має назву "Двигуни та гібридні енергетичні установки", первісна назва – "Двигуни внутрішнього сгоряння".

Кафедра "Двигуни внутрішнього згоряння" (ДВЗ) заснована 9 липня 1930 року у Харківському Механіко машинобудівному інституті. Читання курсів по ДВЗ розпочали на механічному факультеті ще в 1910 році, дисципліну "ДВЗ" і проєктування ДВЗ протягом 1910-1913 рр. читав граф Сергій Йосипович Доррер. Спеціальність "ДВЗ" у Харківському технологічному інституті була організована в 1918 році. У її джерел, а пізніше й кафедри ДВЗ стояв Василь Трохимович Цвєтков (1887–1954).

Від 1980 року вона є базовою серед українських закладів вищої освіти з моторобудування. За час існування кафедра підготувала понад 4000 випускників. Сьогодні на кафедрі навчається понад 200 студентів. Обсяг ліцензійного набору є одним з найбільших в університеті.

Кафедра входить до складу Навчально-наукового інституту енергетики, електроніки та електромеханіки Національного технічного університету "Харківський політехнічний інститут".

У складі науково-педагогічного колективу кафедри працюють: 2 доктора технічних наук, 6 кандидатів технічних наук; 2 співробітника мають звання професора, 5 – доцента. Серед викладачів кафедри 3 лауреата Державної премії України, 2 лауреата премії Кабінету міністрів. Від 2001 року по 2016 рік кафедру очолював Заслужений діяч науки і техніки України, лауреат Нагороди Ярослава Мудрого Академії наук Вищої школи України, Лауреат державної премії в галузі науки і техніки 2008 року, професор, доктор технічних наук, проректор університету з наукової роботи – Андрій Петрович Марченко.

Переглянути

Результати пошуку

Зараз показуємо 1 - 10 з 79
  • Ескіз
    Документ
    Моторные свойства низкокалорийных газовых топлив и их влияние на показатели двигателей внутреннего сгорания
    (Інститут газу НАН України, 2014) Марченко, Андрей Петрович; Осетров, Александр Александрович; Кравченко, Сергей Сергеевич; Хамза, Омар А.
    Выполнен анализ возможности использования низкокалорийных газовых топлив (НГТ) в двигателях 11ГД100М с форкамерно-факельным зажиганием и качественным регулированием мощности. Проанализированы свойства НГТ и их влияние на показатели рабочих процессов двигателя. Показано, что двигатели с форкамерно-факельным зажиганием менее чувствительны к изменению компонентного состава топлива и более приспособлены к сжиганию обедненных смесей НГТ с воздухом. Выполнено расчетное исследование рабочего процесса двигателя 11ГД100М при его работе на НГТ. Показано, что использование всех видов НГТ приводит к увеличению объемного расхода топлива двигателем. При этом более высокие индикаторные показатели двигателя достигаются при использовании пиролизного, коксового и генераторного газов. Выполнен анализ способа обогащения состава топливно-воздушной смеси в качестве эффективного мероприятия по улучшению показателей двигателя при работе на НГТ.
  • Ескіз
    Документ
    Проблемы и перспективы производства синтетических газовых топлив в Украине (Обзор)
    (Інститут газу НАН України, 2013) Марченко, Андрей Петрович; Осетров, Александр Александрович; Кравченко, Сергей Сергеевич
    Рассмотрены проблемы и перспективы производства синтетических газовых топлив в мире и Украине. Проанализированы современное состояние проблемы, сырьевая база для производства синтез-газа, процессы и технологии его получения, перспективные способы газификации, влияние различных факторов на эффективность процессов газификации и производства синтетических топлив. Показано, что технологии газификации интенсивно развиваются и используются в процессах тепло- и электроснабжения, производства моторных топлив, водорода, метанола, синтетического природного газа и большого количества других товарных продуктов. Наиболее перспективными видами сырья для производства синтез-газа в Украине являются уголь, торф, промышленные и городские отходы. Рассмотрены особенности и перспективы разных способов газификации, в частности, технологий фирм BGL, HTW, GE, Shell и др. Особое внимание уделено вопросам эффективности процессов и технологий на разных этапах производства синтез-газа и синтетических топлив.
  • Ескіз
    Документ
    Применение позисторных нагревателей в гидросистеме ЖЗ для смазки узлов трения горизонтальных шпинделей слябинга 1150 ПАО "Запорожсталь"
    (НТУ "ХПІ", 2018) Грицюк, Александр Васильевич; Марченко, Андрей Петрович; Музыкин, Юрий Дмитриевич; Гайдамака, Анатолий Владимирович; Татьков, Владимир Викторович; Рязанов, А. А.; Шаров, В. Г.; Ершов, Н. А.
    Рассмотрены узлы трения горизонтальных универсальных шпинделей обжимных станов, для которых используется централизованная система смазки. Такими узлами являются подшипники жидкостного трения и шарниры на опорах скольжения. Рассмотрены условия их работы и показано, что термостатирование смазочной жидкости является обязательным условием для обеспечения надежности их использования. Предложены два способа реализации этого условия: в гидробаке, посредством использования нагревательных перегородок, и непосредственно перед точкой смазки, за счет нагрева масла в указателе потока. Для этого разработаны нагревательные устройства на базе позисторных элементов, которые прошли апробацию в гидросистеме централизованной смазки ЖЗ слябинга 1150 ПАО "Запорожсталь".
  • Ескіз
    Документ
    100 лет специальности "Двигатели внутреннего сгорания" в Украине
    (НТУ "ХПИ", 2018) Марченко, Андрей Петрович; Парсаданов, Игорь Владимирович; Пылев, Владимир Александрович
  • Ескіз
    Документ
    Термостатирование смазочных жидкостей для промасливания холодного проката
    (НТУ "ХПИ", 2017) Грицюк, Александр Васильевич; Марченко, Андрей Петрович; Музыкин, Юрий Дмитриевич; Татьков, Владимир Викторович; Николенко, Андрей Георгиевич; Чистяков, Александр Николаевич; Кречман, Виталий Анатольевич
    Рассмотрены требования, предъявляемые к консервационным смазкам при нанесении их на поверхность холоднокатанного листа методом распыления, и показано, что качество масляной пленки зависит от стабильности поддержания температуры масла в зоне распыла. В случае термостатирования в гидробаке предложены перегородки в виде маслонагревателя с позисторными нагревательными элементами. В случае термостатирования смазочной жидкости непосредственно в потоке перед выходом в форсунку используется малогабаритный нагреватель проточного типа. Контроль и настройка нагревательных устройств осуществляется с помощью контролера, сигналы которого через интерфейс фиксируются, обрабатываются и архивируются. Показаны способы реализации данного требования в зависимости от технологических и эксплуатационных условий холодной прокатки. Предложенные технические решения для термостатирования смазочных жидкостей прошли апробацию в цехе ЦХП-1 металлургического комбината ПАО "Запорожсталь".
  • Ескіз
    Документ
    Применение методов компьютерно-интегрированного ресурсного проектирования к литым деталям ДВС по критерию эксплуатационных характеристик на примере колеса турбины турбокомпрессора
    (НТУ "ХПИ", 2008) Акимов, Олег Викторович; Солошенко, В. А.; Марченко, Андрей Петрович; Петросянц, В. А.
    Розглядаються проблеми впливу технологічних відхилень на міцнісні та динамічні характеристики турбокомпресора. Знайдена щільність розподілу перевантаження для системи з 11 лезами і дисперсією для "параметра розладу" 0.5-3.0 під дією 5-ї, 6-ї збуджуючих гармонік. Розглядається деформація воскової моделі турбіни при охолоджуванні (третя стадія виробництва). Таке пошкодження приводить до скорочення нахилу лез в зовнішньому діаметрі біля отвору турбіни до 4±0.5 градусів. Виконаний перехідний тепловий і термопружній аналіз для одного сектора моделі з використанням методу скінченних елементів. Сформульована і розв’язана зворотна задача отримання заданого кінцевого профілю леза турбіни.
  • Ескіз
    Документ
    К 80-летию со дня рождения Н. К. Рязанцева
    (НТУ "ХПИ", 2017) Марченко, Андрей Петрович; Епифанов, Виталий Валерьевич; Парсаданов, Игорь Владимирович
  • Ескіз
    Документ
    Снижение расхода топлива дизеля типа 5ТДФ путем регулирования системы охлаждения
    (НТУ "ХПИ", 2015) Марченко, Андрей Петрович; Линьков, Олег Юрьевич; Федоров, Андрей Юрьевич
  • Ескіз
    Документ
    Обзор компьютерно-интегрированных систем и технологий изготовления поршней двигателей внутреннего сгорания
    (Технологический центр, 2015) Акимов, Олег Викторович; Гусау, Идрис Гарба; Марченко, Андрей Петрович
    Рассмотрены технологические особенности изготовления поршней двигателей внутреннего сгорания (ДВС) с учетом эксплуатационных особенностей, формирующих функциональные требования к материалу поршня. Приведены рекомендации по выбору систем конструкторско-технологической подготовки производства поршней, позволяющих создавать универсальные технологии совместного компьютерно-интегрированного проектирования поршней ДВС.
  • Ескіз
    Документ
    Методика моделирования нестационарного высокочастотного температурного состояния поршня двигателя внутреннего сгорания
    (Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана (национальный исследовательский университет), 2013) Марченко, Андрей Петрович; Пылев, Вячеслав Владимирович
    Низкотеплопроводные покрытия поверхности камеры сгорания являются перспективным средством улучшения показателей двигателей внутреннего сгорания. Однако осуществлению моделирования нестационарного высокочастотного температурного состояния деталей при учете возникающего эффекта частично-динамической теплоизоляции препятствует значительный объем вычислений. В данной работе предложена методика, согласно которой моделируемое температурное поле разделяется на расчетные области с различной постановкой задачи теплопроводности; установлены колебания температуры поверхности поршня с корундовым покрытием; определена динамическая составляющая теплоизолирующего эффекта. Применение приведенной методики позволяет уточнить расчет рабочего процесса двигателя.