Кафедра "Двигуни та гібридні енергетичні установки"
Постійне посилання колекціїhttps://repository.kpi.kharkov.ua/handle/KhPI-Press/54
Офіційний сайт кафедри http://web.kpi.kharkov.ua/diesel/glavnaya
Від 2022 року кафедра має назву "Двигуни та гібридні енергетичні установки", первісна назва – "Двигуни внутрішнього сгоряння".
Кафедра "Двигуни внутрішнього згоряння" (ДВЗ) заснована 9 липня 1930 року у Харківському Механіко машинобудівному інституті. Читання курсів по ДВЗ розпочали на механічному факультеті ще в 1910 році, дисципліну "ДВЗ" і проєктування ДВЗ протягом 1910-1913 рр. читав граф Сергій Йосипович Доррер. Спеціальність "ДВЗ" у Харківському технологічному інституті була організована в 1918 році. У її джерел, а пізніше й кафедри ДВЗ стояв Василь Трохимович Цвєтков (1887–1954).
Від 1980 року вона є базовою серед українських закладів вищої освіти з моторобудування. За час існування кафедра підготувала понад 4000 випускників. Сьогодні на кафедрі навчається понад 200 студентів. Обсяг ліцензійного набору є одним з найбільших в університеті.
Кафедра входить до складу Навчально-наукового інституту енергетики, електроніки та електромеханіки Національного технічного університету "Харківський політехнічний інститут".
У складі науково-педагогічного колективу кафедри працюють: 2 доктора технічних наук, 6 кандидатів технічних наук; 2 співробітника мають звання професора, 5 – доцента. Серед викладачів кафедри 3 лауреата Державної премії України, 2 лауреата премії Кабінету міністрів. Від 2001 року по 2016 рік кафедру очолював Заслужений діяч науки і техніки України, лауреат Нагороди Ярослава Мудрого Академії наук Вищої школи України, Лауреат державної премії в галузі науки і техніки 2008 року, професор, доктор технічних наук, проректор університету з наукової роботи – Андрій Петрович Марченко.
Переглянути
Фільтри
Налаштування
Результати пошуку
Документ Влияние геометрии проточной части газоподающего модуля на процесс подачи газового топлива в малооборотном газодизельном двигателе(Національний технічний університет "Харківський політехнічний інститут", 2021) Марченко, Андрей Петрович; Белоусов, Евгений Викторович; Савчук, Владимир Петрович; Вербовский, Валерий Степанович; Рыбальченко, Николай ЕвгеньевичИспользование газовых топлив для судовых двухтактных малооборотных двигателей внутреннего сгорания рассматривается Международной морской организацией как основной инструмент реализации принятой в 2018 году программы по сокращению выбросов парниковых газов к 2050 году вдвое по сравнению с уровнем 2008 года. В этой связи ведущие мировые производители этого типа двигателей ведут активные научные и проектно-конструкторские работы, направленные на их разработку, проектирование, производство и внедрение в практику эксплуатации. В данном классе двигателей существует ряд ограничений, не позволяющих применить для них имеющийся опыт переоборудования на газовое топливо четырехтактных судовых двигателей. В этой связи каждый производитель разрабатывает свои подходы к решению данной проблемы. В результате наметились два принципиально отличающихся подхода – это подача газового топлива непосредственно в рабочий цилиндр в начале и в конце такта сжатия. Каждому из этих методов свойственны свои преимущества и недостатки. Ранее авторами было показано, что помимо уже реализованных технических решений могут быть использованы другие подходы, связанные с подачей газового топлива в рабочий цилиндр под давлением 4,0...6,0 МПа, которые позволяют сочетать в себе преимущества обоих реализованных на практике методов и существенно сократить свойственные им недостатки. В частности, как эффективный метод борьбы с детонационным сгоранием, имеющем место в двигателях низкого давления, является сокращение времени пребывания газовоздушной смеси в рабочем цилиндре двигателя на такте сжатия. В свою очередь, это время зависит от давления, под которым газовое топливо подводится к газопдающему модулю и от особенностей его истечения через проточную часть этого устройства. Исследованию влияния конструктивных особенностей проточной части на формирование траекторий движения газового топлива и параметров его истечения из газового модуля в рабочий цилиндр в условиях меняющегося противодавления посвящена данная статья.Документ Моторные свойства низкокалорийных газовых топлив и их влияние на показатели двигателей внутреннего сгорания(Інститут газу НАН України, 2014) Марченко, Андрей Петрович; Осетров, Александр Александрович; Кравченко, Сергей Сергеевич; Хамза, Омар А.Выполнен анализ возможности использования низкокалорийных газовых топлив (НГТ) в двигателях 11ГД100М с форкамерно-факельным зажиганием и качественным регулированием мощности. Проанализированы свойства НГТ и их влияние на показатели рабочих процессов двигателя. Показано, что двигатели с форкамерно-факельным зажиганием менее чувствительны к изменению компонентного состава топлива и более приспособлены к сжиганию обедненных смесей НГТ с воздухом. Выполнено расчетное исследование рабочего процесса двигателя 11ГД100М при его работе на НГТ. Показано, что использование всех видов НГТ приводит к увеличению объемного расхода топлива двигателем. При этом более высокие индикаторные показатели двигателя достигаются при использовании пиролизного, коксового и генераторного газов. Выполнен анализ способа обогащения состава топливно-воздушной смеси в качестве эффективного мероприятия по улучшению показателей двигателя при работе на НГТ.Документ Проблемы и перспективы производства синтетических газовых топлив в Украине (Обзор)(Інститут газу НАН України, 2013) Марченко, Андрей Петрович; Осетров, Александр Александрович; Кравченко, Сергей СергеевичРассмотрены проблемы и перспективы производства синтетических газовых топлив в мире и Украине. Проанализированы современное состояние проблемы, сырьевая база для производства синтез-газа, процессы и технологии его получения, перспективные способы газификации, влияние различных факторов на эффективность процессов газификации и производства синтетических топлив. Показано, что технологии газификации интенсивно развиваются и используются в процессах тепло- и электроснабжения, производства моторных топлив, водорода, метанола, синтетического природного газа и большого количества других товарных продуктов. Наиболее перспективными видами сырья для производства синтез-газа в Украине являются уголь, торф, промышленные и городские отходы. Рассмотрены особенности и перспективы разных способов газификации, в частности, технологий фирм BGL, HTW, GE, Shell и др. Особое внимание уделено вопросам эффективности процессов и технологий на разных этапах производства синтез-газа и синтетических топлив.Документ Исследование влияния давления подачи и сечений сопловых каналов на процессы топливоподачи в газодизельных малооборотных двухтактных двигателях низкого давления(Національний технічний університет "Харківський політехнічний інститут", 2020) Марченко, Андрей Петрович; Белоусов, Евгений Викторович; Савчук, Владимир Петрович; Вербовский, Валерий СтепановичВ настоявшее время ведущими производителями судовых малооборотных двигателей ведутся интенсивные работы по их переводу на газовые топлива. В основном это продиктовано возросшими требованиями к снижению выбросов парниковых газов в атмосферу. В силу конструктивных особенностей в этом классе двигателей возможно только внутреннее смесеобразование, к организации которого существует несколько принципиально разных подходов, из которых в настоящее время реализовано только два. Фирма MAN разработала и наладила производство двигателей с подачей газового топлива в пространство рабочего цилиндра под высоким давлением в конце такта сжатия, а фирма WinGD – под низким давлением в начале такта сжатия. Обоим подходам свойственны как преимущества, так и существенные недостатки. Предыдущие исследования авторов показали, что подача газового топлива на такте сжатия под давлениями 4,5...6 МПа позволяет сократить время пребывания газовоздушной смеси в рабочем цилиндре и уменьшить вероятность возникновения детонационного сгорания. Существенное влияние на расходные характеристики газоподающих модулей и на характер истечения из них оказывает то обстоятельство, что процесс смесеобразования на такте сжатия протекает в условиях изменяющегося противодавления. Поскольку дозирование цикловой порции в таких двигателях регулируется временем открытия газоподающих модулей, понимание основных закономерностей истечения газового топлива из них является основой для выбора правильного времени их открытия и закрытия. Авторами разработана математическая модель, позволяющая определить характер истечения и расход газового топлива через газоподающие модули двигателя в условиях изменяющегося противодавления в рабочем цилиндре. В данной работе было исследовано влияние давления газового топлива перед газоподающими модулями и сечения их сопловых каналов на характер истечения газового топлива из них. По результатам расчетов определены оптимальные давления и сечения сопловых каналов и их связь с углами открытия и закрытия газовых клапанов, исходя из условия постоянства расхода на всем участке подачи и максимального смещения участка подачи к концу процесса сжатия.Документ Применение позисторных нагревателей в гидросистеме ЖЗ для смазки узлов трения горизонтальных шпинделей слябинга 1150 ПАО "Запорожсталь"(НТУ "ХПІ", 2018) Грицюк, Александр Васильевич; Марченко, Андрей Петрович; Музыкин, Юрий Дмитриевич; Гайдамака, Анатолий Владимирович; Татьков, Владимир Викторович; Рязанов, А. А.; Шаров, В. Г.; Ершов, Н. А.Рассмотрены узлы трения горизонтальных универсальных шпинделей обжимных станов, для которых используется централизованная система смазки. Такими узлами являются подшипники жидкостного трения и шарниры на опорах скольжения. Рассмотрены условия их работы и показано, что термостатирование смазочной жидкости является обязательным условием для обеспечения надежности их использования. Предложены два способа реализации этого условия: в гидробаке, посредством использования нагревательных перегородок, и непосредственно перед точкой смазки, за счет нагрева масла в указателе потока. Для этого разработаны нагревательные устройства на базе позисторных элементов, которые прошли апробацию в гидросистеме централизованной смазки ЖЗ слябинга 1150 ПАО "Запорожсталь".Документ 100 лет специальности "Двигатели внутреннего сгорания" в Украине(НТУ "ХПИ", 2018) Марченко, Андрей Петрович; Парсаданов, Игорь Владимирович; Пылев, Владимир АлександровичДокумент Термостатирование смазочных жидкостей для промасливания холодного проката(НТУ "ХПИ", 2017) Грицюк, Александр Васильевич; Марченко, Андрей Петрович; Музыкин, Юрий Дмитриевич; Татьков, Владимир Викторович; Николенко, Андрей Георгиевич; Чистяков, Александр Николаевич; Кречман, Виталий АнатольевичРассмотрены требования, предъявляемые к консервационным смазкам при нанесении их на поверхность холоднокатанного листа методом распыления, и показано, что качество масляной пленки зависит от стабильности поддержания температуры масла в зоне распыла. В случае термостатирования в гидробаке предложены перегородки в виде маслонагревателя с позисторными нагревательными элементами. В случае термостатирования смазочной жидкости непосредственно в потоке перед выходом в форсунку используется малогабаритный нагреватель проточного типа. Контроль и настройка нагревательных устройств осуществляется с помощью контролера, сигналы которого через интерфейс фиксируются, обрабатываются и архивируются. Показаны способы реализации данного требования в зависимости от технологических и эксплуатационных условий холодной прокатки. Предложенные технические решения для термостатирования смазочных жидкостей прошли апробацию в цехе ЦХП-1 металлургического комбината ПАО "Запорожсталь".Документ Применение методов компьютерно-интегрированного ресурсного проектирования к литым деталям ДВС по критерию эксплуатационных характеристик на примере колеса турбины турбокомпрессора(НТУ "ХПИ", 2008) Акимов, Олег Викторович; Солошенко, В. А.; Марченко, Андрей Петрович; Петросянц, В. А.Розглядаються проблеми впливу технологічних відхилень на міцнісні та динамічні характеристики турбокомпресора. Знайдена щільність розподілу перевантаження для системи з 11 лезами і дисперсією для "параметра розладу" 0.5-3.0 під дією 5-ї, 6-ї збуджуючих гармонік. Розглядається деформація воскової моделі турбіни при охолоджуванні (третя стадія виробництва). Таке пошкодження приводить до скорочення нахилу лез в зовнішньому діаметрі біля отвору турбіни до 4±0.5 градусів. Виконаний перехідний тепловий і термопружній аналіз для одного сектора моделі з використанням методу скінченних елементів. Сформульована і розв’язана зворотна задача отримання заданого кінцевого профілю леза турбіни.Документ К 80-летию со дня рождения Н. К. Рязанцева(НТУ "ХПИ", 2017) Марченко, Андрей Петрович; Епифанов, Виталий Валерьевич; Парсаданов, Игорь ВладимировичДокумент Снижение расхода топлива дизеля типа 5ТДФ путем регулирования системы охлаждения(НТУ "ХПИ", 2015) Марченко, Андрей Петрович; Линьков, Олег Юрьевич; Федоров, Андрей Юрьевич