Кафедра "Двигуни та гібридні енергетичні установки"

Постійне посилання колекціїhttps://repository.kpi.kharkov.ua/handle/KhPI-Press/54

Офіційний сайт кафедри http://web.kpi.kharkov.ua/diesel/glavnaya

Від 2022 року кафедра має назву "Двигуни та гібридні енергетичні установки", первісна назва – "Двигуни внутрішнього сгоряння".

Кафедра "Двигуни внутрішнього згоряння" (ДВЗ) заснована 9 липня 1930 року у Харківському Механіко машинобудівному інституті. Читання курсів по ДВЗ розпочали на механічному факультеті ще в 1910 році, дисципліну "ДВЗ" і проєктування ДВЗ протягом 1910-1913 рр. читав граф Сергій Йосипович Доррер. Спеціальність "ДВЗ" у Харківському технологічному інституті була організована в 1918 році. У її джерел, а пізніше й кафедри ДВЗ стояв Василь Трохимович Цвєтков (1887–1954).

Від 1980 року вона є базовою серед українських закладів вищої освіти з моторобудування. За час існування кафедра підготувала понад 4000 випускників. Сьогодні на кафедрі навчається понад 200 студентів. Обсяг ліцензійного набору є одним з найбільших в університеті.

Кафедра входить до складу Навчально-наукового інституту енергетики, електроніки та електромеханіки Національного технічного університету "Харківський політехнічний інститут".

У складі науково-педагогічного колективу кафедри працюють: 2 доктора технічних наук, 6 кандидатів технічних наук; 2 співробітника мають звання професора, 5 – доцента. Серед викладачів кафедри 3 лауреата Державної премії України, 2 лауреата премії Кабінету міністрів. Від 2001 року по 2016 рік кафедру очолював Заслужений діяч науки і техніки України, лауреат Нагороди Ярослава Мудрого Академії наук Вищої школи України, Лауреат державної премії в галузі науки і техніки 2008 року, професор, доктор технічних наук, проректор університету з наукової роботи – Андрій Петрович Марченко.

Переглянути

Результати пошуку

Зараз показуємо 1 - 6 з 6
  • Ескіз
    Документ
    Двигатель для автомобиля малого класса
    (НТУ "ХПИ", 2004) Некрасов, В. Г.
    Приведены результаты первого этапа разработки конструкции опытного образца двигателя для автомобиля малого класса, отвечающего современным условиям по топливной экономичности и токсичности отработавших газов. Рассмотрен принципиальный подход к технологической схеме двигателя и приведены технические решения, закладываемые в конструкцию двигателя. Даны прогнозные показатели
  • Ескіз
    Документ
    Силовой агрегат микроавтомобиля
    (НТУ "ХПИ", 2005) Некрасов, В. Г.
    Рассматриваются элементы двигателя нового поколения, такие как механизм преобразования движения поршневого двигателя в виде кривошипно-ползунного механизма с ползунами продольного и поперечного перемещения, а также паровой утилизатор, совмещенный с аккумулятором кинетической энергии – супермаховиком, позволяющим аккумулировать энергию и увеличить динамичность автомобиля при малой мощности его двигателя. Показана возможная схема размещения конденсатора пара на автомобиле малого класса.
  • Ескіз
    Документ
    Оптимальная конструкция ДВС
    (НТУ "ХПИ", 2006) Некрасов, В. Г.; Куанышев, М. К.; Каукаров, А. К.; Мухтаров, А. Т.
    Рассмотрен подход к разработке оптимального автомобильного двигателя, преимущественно, для автомобиля малого класса, модуль которого может служить базой для создания двигателей всего мощностного ряда автомобильных двигателей. Мероприятия, повышающие термический, индикаторный и механический КПД, а также необходимость утилизации тепла отработавших газов послужили основанием для разработки двухпоршневого модуля с оппозитным расположением цилиндров на основе кривошипно-кулисного механизма преобразования движения. Двигатель дизельного типа, с продолженным расширением. Цилиндр выполнен в виде двухслойной гильзы с внутренним слоем из материала с низкой теплопроводностью. Механизм газораспределения применен золотникового типа, при этом роль золотника выполняет вращающийся цилиндр с крышкой гильзы. Для снижения потерь на трение в механизме газораспределения и для уплотнения поршня применен композитный антифрикционный материал с использованием графита, а также применены подшипники в кинематических парах механизма преобразования движения с пониженным трением.
  • Ескіз
    Документ
    Повышение качества подшипников скольжения ДВС
    (НТУ "ХПИ", 2007) Некрасов, В. Г.; Куанышев, М. К.
    Рассматриваются подшипники скольжения в кинематическом механизме двигателей внутреннего сгорания. Приведены физические параметры, оказывающие влияние на качественные показатели подшипников. Показано, что применяемые в настоящее время в массовом порядке стандартные вкладыши подшипников с поверхностью скольжения из алюминиево-оловянного сплава не обеспечивают большого ресурса. Рекомендовано применение вкладышей из меди. Приведены сравнительные результаты процесса изнашивания в подшипнике с алюминиевыми и медными вкладышами на машине трения. Показано, что медные вкладыши обеспечивают увеличение ресурса подшипника почти в десять раз, что снижает затраты на ремонт двигателя более чем в восемь раз.
  • Ескіз
    Документ
    Двигатели на азотном топливе
    (НТУ "ХПИ", 2008) Некрасов, В. Г.; Макаров, А. Ф.; Злыденный, А. А.; Мурзагалиев, А. Ж.
    Азото-водородные композиции в виде водного раствора продуктов азотного синтеза карбамида и аммиачной селитры являются альтернативным, безопасным, экологически чистым возобновляемым моторным топливом. Энерговыделение азотного топлива происходит по принципу газораспада азото-водородных соединений и последующего сгорания водорода и углерода в среде выделившегося при газораспаде кислорода без участия атмосферного воздуха. Рассматриваются возможные конструкция двигателей на азотном топливе, турбинные и поршневык. Эффективный процесс энерговыделения при температуре не более 700(градусов)С и исключение использования атмосферного воздуха открывает новые перспективы создания объемных двигателей поточного принципа действия с вращающимися рабочими элементами. Показаны схемы двигателей винтовой конструкции с цилиндрическими роторами, а также перспективные схемы винтовых двигателей глубокого расширения. Ил. 4. Библиогр. 23 назв.
  • Ескіз
    Документ
    Исследование сухого уплотнения двигателя внутреннего сгорания
    (НТУ "ХПИ", 2010) Каукаров, А. К.; Мендебаев, Т. М.; Некрасов, В. Г.; Куанышев, М. К.
    Исследовано уплотнение поршня в цилиндре без использования смазочного масла. Была разработана конструкция компрессионных колец, состоящая из двух колец, размещенных в одном пазу поршня. Каждое из колец выполнено из двух полуколец со ступенчатым контактом половин в вертикальной плоскости и пружинами для их прижатия к зеркалу цилиндра. Стыки колец сдвинуты относительно друг друга на 90 градусов. Цилиндрическая поверхность колец имеет проточку, в которую заложен антифрикционный слой из твердеющей пасты на основе графита. Был подобран состав пасты, содержащий 75% графитового порошка и 25% связующего жидкого стекла. Паста проверена на прочность в отдельном виде, а также в кольцах. Испытана термическая стойкость пасты при прокаливании. Определено усилие на сдвиг колец в цилиндре, компрессия в двигателе. Износ колец изучался при их работе в опытном двигателе. Получены положительные показатели сухого уплотнения. Табл. 5. Ил. 5. Библиогр. 7.