Кафедра "Двигуни та гібридні енергетичні установки"

Постійне посилання колекціїhttps://repository.kpi.kharkov.ua/handle/KhPI-Press/54

Офіційний сайт кафедри http://web.kpi.kharkov.ua/diesel/glavnaya

Від 2022 року кафедра має назву "Двигуни та гібридні енергетичні установки", первісна назва – "Двигуни внутрішнього сгоряння".

Кафедра "Двигуни внутрішнього згоряння" (ДВЗ) заснована 9 липня 1930 року у Харківському Механіко машинобудівному інституті. Читання курсів по ДВЗ розпочали на механічному факультеті ще в 1910 році, дисципліну "ДВЗ" і проєктування ДВЗ протягом 1910-1913 рр. читав граф Сергій Йосипович Доррер. Спеціальність "ДВЗ" у Харківському технологічному інституті була організована в 1918 році. У її джерел, а пізніше й кафедри ДВЗ стояв Василь Трохимович Цвєтков (1887–1954).

Від 1980 року вона є базовою серед українських закладів вищої освіти з моторобудування. За час існування кафедра підготувала понад 4000 випускників. Сьогодні на кафедрі навчається понад 200 студентів. Обсяг ліцензійного набору є одним з найбільших в університеті.

Кафедра входить до складу Навчально-наукового інституту енергетики, електроніки та електромеханіки Національного технічного університету "Харківський політехнічний інститут".

У складі науково-педагогічного колективу кафедри працюють: 2 доктора технічних наук, 6 кандидатів технічних наук; 2 співробітника мають звання професора, 5 – доцента. Серед викладачів кафедри 3 лауреата Державної премії України, 2 лауреата премії Кабінету міністрів. Від 2001 року по 2016 рік кафедру очолював Заслужений діяч науки і техніки України, лауреат Нагороди Ярослава Мудрого Академії наук Вищої школи України, Лауреат державної премії в галузі науки і техніки 2008 року, професор, доктор технічних наук, проректор університету з наукової роботи – Андрій Петрович Марченко.

Переглянути

Результати пошуку

Зараз показуємо 1 - 8 з 8
  • Ескіз
    Документ
    Моторные свойства низкокалорийных газовых топлив и их влияние на показатели двигателей внутреннего сгорания
    (Інститут газу НАН України, 2014) Марченко, Андрей Петрович; Осетров, Александр Александрович; Кравченко, Сергей Сергеевич; Хамза, Омар А.
    Выполнен анализ возможности использования низкокалорийных газовых топлив (НГТ) в двигателях 11ГД100М с форкамерно-факельным зажиганием и качественным регулированием мощности. Проанализированы свойства НГТ и их влияние на показатели рабочих процессов двигателя. Показано, что двигатели с форкамерно-факельным зажиганием менее чувствительны к изменению компонентного состава топлива и более приспособлены к сжиганию обедненных смесей НГТ с воздухом. Выполнено расчетное исследование рабочего процесса двигателя 11ГД100М при его работе на НГТ. Показано, что использование всех видов НГТ приводит к увеличению объемного расхода топлива двигателем. При этом более высокие индикаторные показатели двигателя достигаются при использовании пиролизного, коксового и генераторного газов. Выполнен анализ способа обогащения состава топливно-воздушной смеси в качестве эффективного мероприятия по улучшению показателей двигателя при работе на НГТ.
  • Ескіз
    Документ
    Проблемы и перспективы производства синтетических газовых топлив в Украине (Обзор)
    (Інститут газу НАН України, 2013) Марченко, Андрей Петрович; Осетров, Александр Александрович; Кравченко, Сергей Сергеевич
    Рассмотрены проблемы и перспективы производства синтетических газовых топлив в мире и Украине. Проанализированы современное состояние проблемы, сырьевая база для производства синтез-газа, процессы и технологии его получения, перспективные способы газификации, влияние различных факторов на эффективность процессов газификации и производства синтетических топлив. Показано, что технологии газификации интенсивно развиваются и используются в процессах тепло- и электроснабжения, производства моторных топлив, водорода, метанола, синтетического природного газа и большого количества других товарных продуктов. Наиболее перспективными видами сырья для производства синтез-газа в Украине являются уголь, торф, промышленные и городские отходы. Рассмотрены особенности и перспективы разных способов газификации, в частности, технологий фирм BGL, HTW, GE, Shell и др. Особое внимание уделено вопросам эффективности процессов и технологий на разных этапах производства синтез-газа и синтетических топлив.
  • Ескіз
    Документ
    Результаты исследований рабочего процесса и токсичности дизеля, работающего на топливах растительного происхождения
    (НТУ "ХПИ", 2003) Марченко, Андрей Петрович; Минак, А. Ф.; Слабун, И. А.; Осетров, Александр Александрович; Линьков, Олег Юрьевич; Марков, К. В.; Аскрепов, Д. Н.
    В статье рассматриваются вопросы, связанные с рабочим процессом и токсичностью дизеля при его работе на топливах растительного происхождения. В качестве топлив использовались смеси дизельного топлива с рапсовым маслом, а также этиловый эфир рапсового масла.
  • Ескіз
    Документ
    Математическая модель процесса сгорания топлива в дизеле
    (НТУ "ХПИ", 2013) Марченко, Андрей Петрович; Осетров, Александр Александрович; Линьков, Олег Юрьевич
    The spectrum of models describing the combustion process in diesel are described. The mathematical model for calculating the combustion process in a high-speed diesel engine that combines both ease of use and consideration of key factors influencing the combustion process is proposed. The results verify the proposed model can be recommended to use it to solve a wide range of optimization problems.
  • Ескіз
    Документ
    Сравнительная оценка эффективности применения растительных топлив в дизельном двигателе
    (НТУ "ХПИ", 2004) Марченко, Андрей Петрович; Прохоренко, Андрей Алексеевич; Осетров, Александр Александрович; Смайлис, В.; Сенчила, В.
    В статье сравнивается эффективность использования дизельного топлива, смесей рапсового масла с дизельным топливом в различных пропорциях и этилового эфира рапсового масла в дизельном двигателе.В качестве критериев сравнения предложены средние эксплуатационные эффективные расход топлива и КПД, а также удельный выброс оксидов азота, определенные по различным испытательным циклам. В качестве рационального для дизеля СМД-23 топлива предлагается смесь, состоящая из 75% дизельного топлива и 25% рапсового масла.
  • Ескіз
    Документ
    Токсичность отработавших газов дизеля при использовании топлив растительного происхождения
    (НТУ "ХПИ", 2002) Марченко, Андрей Петрович; Строков, Александр Петрович; Минак, А. Ф.; Осетров, Александр Александрович; Линьков, Олег Юрьевич
    Статья описывает проблемы, связанные с токсичностью выхлопа дизеля при использовании топлив растительного происхождения. В качестве топлив использовались смеси дизельного топлива с рапсовым маслом и этиловый эфир рапсового масла. Ил. 6.
  • Ескіз
    Документ
    Тепловое состояние деталей камеры сгорания дизеля при работе на этиловом эфире рапсового масла
    (НТУ "ХПИ", 2007) Марченко, Андрей Петрович; Минак, А. Ф.; Прохоренко, Андрей Алексеевич; Осетров, Александр Александрович
    В статье представлены результаты исследования теплового состояния деталей камеры сгорания дизеля 4ЧН12/14, работающего на этиловом эфире рапсового масла (ЭЭРМ). Двигатель работал в широком диапазоне частот вращения и нагрузок. Показано, что при работе двигателя на ЭЭРМ температуры огневых поверхностей поршня и головки цилиндров увеличиваются на величины до 30-50 ºС по сравнению с работой на дизельном топливе.
  • Ескіз
    Документ
    Анализ и математическое моделирование процесса сгорания водорода в четырехтактном одноцилиндровом двигателе с искровым воспламенением
    (НТУ "ХПИ", 2010) Марченко, Андрей Петрович; Осетров, Александр Александрович; Дубей, И.; Маамри, Р.
    В статье представлены результаты моделирования процесса сгорания водорода в одноцилиндровом четырехтактном двигателе с искровым воспламенением. Разработана однозонная математическая модель сгорания, в основу которой положена полуэмпирическая формула И. И. Вибе. Показано, что скорость сгорания водорода изменяется по закону, имеющему форму, близкую к треугольной. Проанализировано влияние конструктивных и регулировочных параметров на индикаторную диаграмму. Предложены эмпирические зависимости для определения показателя динамики и длительности сгорания в формуле И. И. Вибе.