Кафедра "Двигуни та гібридні енергетичні установки"

Постійне посилання колекціїhttps://repository.kpi.kharkov.ua/handle/KhPI-Press/54

Офіційний сайт кафедри http://web.kpi.kharkov.ua/diesel/glavnaya

Від 2022 року кафедра має назву "Двигуни та гібридні енергетичні установки", первісна назва – "Двигуни внутрішнього сгоряння".

Кафедра "Двигуни внутрішнього згоряння" (ДВЗ) заснована 9 липня 1930 року у Харківському Механіко машинобудівному інституті. Читання курсів по ДВЗ розпочали на механічному факультеті ще в 1910 році, дисципліну "ДВЗ" і проєктування ДВЗ протягом 1910-1913 рр. читав граф Сергій Йосипович Доррер. Спеціальність "ДВЗ" у Харківському технологічному інституті була організована в 1918 році. У її джерел, а пізніше й кафедри ДВЗ стояв Василь Трохимович Цвєтков (1887–1954).

Від 1980 року вона є базовою серед українських закладів вищої освіти з моторобудування. За час існування кафедра підготувала понад 4000 випускників. Сьогодні на кафедрі навчається понад 200 студентів. Обсяг ліцензійного набору є одним з найбільших в університеті.

Кафедра входить до складу Навчально-наукового інституту енергетики, електроніки та електромеханіки Національного технічного університету "Харківський політехнічний інститут".

У складі науково-педагогічного колективу кафедри працюють: 2 доктора технічних наук, 6 кандидатів технічних наук; 2 співробітника мають звання професора, 5 – доцента. Серед викладачів кафедри 3 лауреата Державної премії України, 2 лауреата премії Кабінету міністрів. Від 2001 року по 2016 рік кафедру очолював Заслужений діяч науки і техніки України, лауреат Нагороди Ярослава Мудрого Академії наук Вищої школи України, Лауреат державної премії в галузі науки і техніки 2008 року, професор, доктор технічних наук, проректор університету з наукової роботи – Андрій Петрович Марченко.

Переглянути

Результати пошуку

Зараз показуємо 1 - 10 з 20
  • Ескіз
    Документ
    Применение компьютерного моделирования в технологии калибровочных работ по холодному пуску двигателей ВАЗ
    (НТУ "ХПИ", 2004) Неяченко, И. И.; Ямолов, Ю. И.; Егоров, В. А.
    На основе известной феноменологической модели процесса транспортировки топлива во впускной системе бензинового двигателя в программной оболочке Matlab–Simulink разработана компьютерная модель смесеобразования применительно к режиму пуска двигателя с впрыском топлива во впускной канал. Модель рассчитывает количество топлива и состав смеси в цилиндрах двигателя по известной частоте вращения коленчатого вала, температуре и закону топливоподачи. Параметры модели определялись при выполнении экспериментальной тестовой процедуры на соответствующих установившихся режимах работы двигателя. Динамический отклик двигателя по составу смеси определялся по сигналу широкополосного кислородного датчика, располагаемого в выпускной системе. При реальных пусках двигателя проводилась запись его режимных и выходных параметров, которые использовались в качестве входных переменных в компьютерной модели смесеобразования. Сравнительный анализ результатов моделирования и реальных экспериментов позволил существенно сократить трудоемкость калибровочных работ
  • Ескіз
    Документ
    Влияние особенностей конструкции цилиндропоршневой группы на расход масла в автомобильных двигателях
    (НТУ "ХПИ", 2004) Меркиш, Е. Л.; Игнатов, О. Р.
    В статье приведены результаты экспериментальных исследований влияния силы упругости и высоты буртика рабочей поверхности маслосъемных колец на удельный расход смазочного моторного масла современных автомобильных ДВС. На основе полученных зависимостей даны рекомендации по установлению указанных параметров для маслосъемных поршневых колец
  • Ескіз
    Документ
    Экологическое совершенствование дизелей путем использования водотопливных эмульсий
    (НТУ "ХПИ", 2004) Кудряш, А. П.; Перерва, П. Я.; Киреева, В. Н.; Потапенко, А. А.
    Рассмотрен механизм испарения водной фазы ВТЭ в камере сгорания дизеля, влияние воды на полноту сгорания углеводородов и результаты экспериментальной проверки влияния ВТЭ на экологические характеристики дизеля
  • Ескіз
    Документ
    Комплексная оценка эффективности использования топлив растительного происхождения в дизелях
    (НТУ "ХПИ", 2007) Крайнюк, А. И.; Васильев, Игорь Павлович
    Рассмотрены экономические показатели использования в дизелях топлив растительного происхождения: биодизельного топлива и смесей растительного масла с дизельным топливом. Предложен комплексный показатель эффективности использования топлив растительного происхождения, включающий экономический показатель эффективности топлива и показатель эксплуатационных издержек. Экономический показатель эффективности топлива имеет стоимостное выражение и косвенно учитывает расход сырья и технологические затраты на производство нового топлива, а также эффективность его сгорания в двигателе. Рассмотрены составляющие показателя эксплуатационных издержек, определение которых предполагает проведение дополнительных исследований, направленных на выявление особенностей работы двигателя в тех или иных условиях.
  • Ескіз
    Документ
    Численное исследование влияния продолжительности продувки слоя топлива на рабочий процесс твердотопливного поршневого двигателя
    (НТУ "ХПИ", 2007) Белоусов, Евгений Викторович
    Рассматривается влияние продолжительности принудительной продувки на процесс подвода теплоты в твердотопливном поршневом двигателе со слоевым сжиганием топлива. Показано, что продолжительность продувки существенно влияет на характер протекания термодинамического цикла двигателя, его рабочие и эффективные показатели.
  • Ескіз
    Документ
    Влияние типа двигателя на эксплуатационную экономичность автомобиля
    (НТУ "ХПИ", 2004) Мотлохов, А. В.; Рыкова, Инна Витальевна; Степанко, В. Г.; Амброзик, А.
    Приведено сравнение удельного эффективного и путевого расходов топлива двигателей легкового автомобиля с одинаковым рабочим объемом, но с различными системами питания топливом. Раскрыты причины изменения расхода топлива при использовании данных систем. Предложена конструкция перспективной силовой установки для легкового автомобиля малого класса.
  • Ескіз
    Документ
    Сравнительная оценка эффективности применения растительных топлив в дизельном двигателе
    (НТУ "ХПИ", 2004) Марченко, Андрей Петрович; Прохоренко, Андрей Алексеевич; Осетров, Александр Александрович; Смайлис, В.; Сенчила, В.
    В статье сравнивается эффективность использования дизельного топлива, смесей рапсового масла с дизельным топливом в различных пропорциях и этилового эфира рапсового масла в дизельном двигателе.В качестве критериев сравнения предложены средние эксплуатационные эффективные расход топлива и КПД, а также удельный выброс оксидов азота, определенные по различным испытательным циклам. В качестве рационального для дизеля СМД-23 топлива предлагается смесь, состоящая из 75% дизельного топлива и 25% рапсового масла.
  • Ескіз
    Документ
    Методологический подход к диагностированию дизель-генераторов
    (НТУ "ХПИ", 2004) Лукьянов, А. А.
    Техническое состояние дизель-генератора в установившемся и нестационарном режимах может быть определено по косвенным интегральным показателям. Таким показателем, или интегральным диагностическим параметром может быть удельный расход топлива. Для его вычисления необходимо знать текущие значения мощности и расхода топлива.
  • Ескіз
    Документ
    Методика расчёта процесса сгорания газового двигателя с высокоэнергетической системой зажигания
    (НТУ "ХПИ", 2007) Абрамчук, Федор Иванович; Кабанов, Александр Николаевич
    Предлагается методика расчёта процесса сгорания в газовом двигателе с высокоэнергетической системой зажигания с использованием переменного показателя m. Разработана методика получения переменного показателя m из экспериментальных индикаторных диаграмм.
  • Ескіз
    Документ
    Исследование влияния утечек топлива в электрогидравлической форсунке на параметры впрыскивания
    (НТУ "ХПИ", 2009) Врублевский, Александр Николаевич
    В статье обоснована необходимость уточнения математической модели связанная с учетом утечек топлива по прецизионным зазорам электрогидравлической форсунки. Выявлены зависимости параметров впрыскивания от величины прецизионных зазоров.