Кафедра "Двигуни та гібридні енергетичні установки"

Постійне посилання колекціїhttps://repository.kpi.kharkov.ua/handle/KhPI-Press/54

Офіційний сайт кафедри http://web.kpi.kharkov.ua/diesel/glavnaya

Від 2022 року кафедра має назву "Двигуни та гібридні енергетичні установки", первісна назва – "Двигуни внутрішнього сгоряння".

Кафедра "Двигуни внутрішнього згоряння" (ДВЗ) заснована 9 липня 1930 року у Харківському Механіко машинобудівному інституті. Читання курсів по ДВЗ розпочали на механічному факультеті ще в 1910 році, дисципліну "ДВЗ" і проєктування ДВЗ протягом 1910-1913 рр. читав граф Сергій Йосипович Доррер. Спеціальність "ДВЗ" у Харківському технологічному інституті була організована в 1918 році. У її джерел, а пізніше й кафедри ДВЗ стояв Василь Трохимович Цвєтков (1887–1954).

Від 1980 року вона є базовою серед українських закладів вищої освіти з моторобудування. За час існування кафедра підготувала понад 4000 випускників. Сьогодні на кафедрі навчається понад 200 студентів. Обсяг ліцензійного набору є одним з найбільших в університеті.

Кафедра входить до складу Навчально-наукового інституту енергетики, електроніки та електромеханіки Національного технічного університету "Харківський політехнічний інститут".

У складі науково-педагогічного колективу кафедри працюють: 2 доктора технічних наук, 6 кандидатів технічних наук; 2 співробітника мають звання професора, 5 – доцента. Серед викладачів кафедри 3 лауреата Державної премії України, 2 лауреата премії Кабінету міністрів. Від 2001 року по 2016 рік кафедру очолював Заслужений діяч науки і техніки України, лауреат Нагороди Ярослава Мудрого Академії наук Вищої школи України, Лауреат державної премії в галузі науки і техніки 2008 року, професор, доктор технічних наук, проректор університету з наукової роботи – Андрій Петрович Марченко.

Переглянути

Результати пошуку

Зараз показуємо 1 - 5 з 5
  • Ескіз
    Документ
    Процесс впрыскивания топлива на скоростной характеристике среднеоборотного дизеля при переменных режимах
    (Національний технічний університет "Харківський політехнічний інститут", 2020) Слободянюк, Николай Васильевич
    Представлены результаты экспериментального исследования особенностей процесса топливоподачи на скоростной характеристике среднеоборотного судового дизельного двигателя в условиях переменных режимов. Изучение гидродинамических процессов для указанных характеристик расширяет возможности совершенствования работы дизеля, а также дает возможность уточнить методы расчета процессов, связанных с топливоподачей. Экспериментальные исследования выполнены на безмоторном стенде при различных начальных условиях с доводкой измерительного комплекса. Первый вариант − перед запуском топливная система высокого давления разгружалась. Второй вариант − запуск безмоторного стенда производился после кратковременной остановки; при этом в системе сохраняется остаточное давление после первого варианта запуска. Обобщенные результаты проведенного экспериментального исследования позволили оценить процесс развития топливоподачи в течении всего эксперимента. При этом в первом варианте существенной особенностью является отсутствие заметного повышения давления в форсунке при первых трёх циклах впрыскивания в процессе разгона, несмотря на достаточно высокую частоту вращения распределительного вала. Только в четвёртом цикле получен рост давления до 40 бар, которого недостаточно для подъёма иглы форсунки. Условия первого впрыска формируются в пятом цикле (фаза ступенчатого впрыскивания). Во втором варианте с начальным давлением в топливной системе 27 бар при разгоне уже на первом обороте при относительно невысокой частоте вращения величина давления соответствует условиям впрыскивания и достигает 166 бар. Таким образом, начальное давление в топливной системе при разгоне оказывает существенное влияние на развитие характеристики впрыскивания, что и является специфической особенностью работы дизельного двигателя на переменных режимах. Особенностью формирования параметров впрыскивания при выбеге является то, что параметры процесса в обоих вариантах не зависят от начальных условий в топливной системе. Учет особенностей процесса впрыскивания при непрерывно меняющейся частоте вращения позволит повысить надёжность работы судовых дизелей при маневрировании и обеспечит совершенствование рабочих процессов дизелей на переменных режимах.
  • Ескіз
    Документ
    Разработка и исследование форсунки для двухфазного впрыскивания топлива в цилиндр высокооборотного дизеля
    (НТУ "ХПИ", 2006) Врублевский, Александр Николаевич; Грицюк, Александр Васильевич; Щербаков, Григорий Александрович; Денисов, А. В.
  • Ескіз
    Документ
    Совершенствование конструкции топливной системы автотракторного дизеля для улучшения её работы в условиях зимней эксплуатации
    (НТУ "ХПИ", 2006) Грицюк, Александр Васильевич; Кондратенко, В. Г.; Щербаков, Григорий Александрович
    Раскрыта проблема ухудшения работоспособности топливной системы автотракторного дизеля в условиях зимней эксплуатации. Показано, что в условиях обеспечения работы современного дизельного двигателя на различных видах топлива, биотопливе и тяжёлых минеральных моторных топливах, наиболее эффективным средством повышения работоспособности топливной системы низкого давления в условиях отрицательных температур является применение подогрева топлива перед элементами фильтрации до температуры, сохраняющей его фильтруемость. Предложены конструктивные решения длятопливной системы автомобильного дизеля и выполнена их экспериментальная проверка до минимальной температуры топлива минус 45 0С.
  • Ескіз
    Документ
    Многокритериальный синтез топливной системы с электронным управлением впрыскивания
    (НТУ "ХПИ", 2008) Врублевский, Александр Николаевич; Григорьев, Александр Львович; Денисов, А. В.
    В статье решена задача многокритериальной оптимизации аккумулирующей топливной системы с электронным управлением. Для этого использована методика проведения многофакторного численного эксперимента. Для получения пробных точек в пространстве параметров применен генератор ЛПτ – распределения. В результате оптимизации принятые авторами решающие критерии качества улучшены по сравнению с базовым образцом (расход топлива на управление форсунки уменьшен в 2 раза, давление впрыскивания превышает давление топлива в гидроаккумуляторе на 15%). Оптимизированная топливная система обеспечивает впрыскивание топлива при изменении давления в гидроаккумуляторе от 20 до 150 МПа. Табл. 1. Ил. 4. Библиогр. 11 назв.
  • Ескіз
    Документ
    Комбинированная топливная система транспортного дизеля
    (НТУ "ХПИ", 2010) Елистратов, В. А.; Король, С. А.
    Приведено описание комбинированной топливной системы транспортного дизеля, состоящей из механического регулируемого привода неравномерного вращения кулачкового вала топливного насоса высокого давления, модулятора импульсов давления топлива и клапанов двойного действия. Данная топливная система позволяет устранить недостатки, присущие топливным системам непосредственного впрыскивания. Также приведена методика определения рациональных значений для конструктивных параметров узлов данной топливной системы при их совместном действии. Разработка комбинированной топливной системы направлена на повышение технического уровня дизелей, оборудованных топливными системами безэлектронного управления впрыском топлива.