Кафедри
Постійне посилання на розділhttps://repository.kpi.kharkov.ua/handle/KhPI-Press/35393
Переглянути
2 результатів
Результати пошуку
Документ О проективности художественного произведения (на материале заметок И. Е. Репина и А. М. Горького о Л. Н. Толстом)(Харьковский национальный педагогический университет им. Г. С. Сковороды, 2019) Мирошниченко, Мария ПавловнаВ статье исследуются элементы проективности художественного произведения на материале заметок И. Е. Репина и А. М. Горького о Л. Н. Толстом. Вслед за М. Н. Правдиным проективность произведения определяется как сходство эффекта от изображаемого и изображения в сознании воспринимающего на уровне конкретного образа. Переход воспринимающего от текста к действительности, осуществляющийся на уровне некоторого осознания, понимания, т. е. на уровне абстрактных связей между образами, характерен для текстов концептуального типа. Эти же принципы отражения действительности в тексте (в широком смысле) могут быть выделены и при восприятии словесных текстов, однако в этом случае проективность и концептуальность предстают как результат вторичного разграничения этих двух принципов, которое проводится на фоне концептуального отражения действительности вербальным текстом. Автором выделяются такие единицы текста, обусловливающие его проективность, как способность занимать определенное место в пространстве и во времени, структура и характерный внешний вид, а также экспрессивность, эксплицитность Я автора, документализм, небольшой размер текста, короткие предложения, ритм, особенности интонации и повторы. Делается вывод о значительно большей проективности заметок И. Е. Репина о Л. Н. Толстом по сравнению с заметками А. М. Горького, что подтверждает гипотезу о том, что проективность относится к свойствам мышления и мировосприятия художника и проявляется в различных сторонах его деятельности.Документ Попытка преодоления традиционной концептуальной оппозиции колоративов "белый-чёрный" в художественном мире С. Есенина и А. Ахматовой(Харьковский национальный педагогический университет им. Г. С. Сковороды, 2019) Мирошниченко, Мария ПавловнаВ статье исследуются колоративы "белый" и "черный" в лирике С. Есенина и А. Ахматовой, которые репрезентируют традиционную оппозицию добра и зла. В лирике поэтов присутствует как традиционная концептуализация оппозиции белое-чёрное (добро-зло), так и попытка преодоления этой традиции. Цель статьи – исследовать авторскую попытку преодоления концептуальной оппозиции белое-чёрное (добро-зло) в творчестве поэтов. В статье сделан вывод, что в сферу оппозиции "белого", т.е. духовного, и "чёрного", т.е. препятствия, входят принципиально различные образы. В лирике Есенина – это личность, смиренная душа (определяется белым цветом), которую омрачают пороки (определяется чёрным), а в лирике Ахматовой – это поэзия, любовь к мужчине и Бог (белый), которые омрачают муки творчества, трудные чувства, боль. Таким образом, в лирике С. Есенина и А. Ахматовой представлены различные пути преодоления традиционного противоречия оппозиции белое-чёрное (добро-зло), основное отличие которых заключается в том, что в герое Есенина белое находится в нём самом, а у героини Ахматовой – вне неё, или достигается благодаря чему-то, воздействующему извне.