Кафедри

Постійне посилання на розділhttps://repository.kpi.kharkov.ua/handle/KhPI-Press/35393

Переглянути

Результати пошуку

Зараз показуємо 1 - 6 з 6
  • Ескіз
    Документ
    Интеллектуально-нравственная духовность технотронного общества
    (Society for Cultural and Scientific Progress in Central and Eastern Europe, 2020) Мищенко, Виктор Иванович
    В статье рассматривается проблемы, связанные с выделением интеллектуально-нравственного типа духовности, как духовности современного технотронного общества. Это проблемы обоснования особой роли мышления в формировании духовности, исследование проблемы иррационального в структуре духовности, соотношения интеллектуального и нравственного, понимание интеллекта, как основания и условия бытия человека в мире. Рассматривается понятие антропо-инфо-техносфера, как системное образование интеллектуальной среды обитания, а в качестве критерия духовного интеллектуально-нравственного развития – "духовный облик личности", содержание которого составляют открытость миру (информационно-коммуникативный компонент), интеллигентность (аналитический) и созидательность (проективный компонент). раскрывается авторская методика формирования интеллектуально-нравственной духовности технотронного общества.
  • Ескіз
    Документ
    Трагизм Homo Faber и надежды Homo Humanus
    (Харківський національний університет ім. В. Н. Каразіна, 2019) Мищенко, Виктор Иванович
    В статье рассматривается роль человека труда Homo Faber в развитии цивилизации, становлении самого человека, как мыслящего существа (Homo sapiens). Констатируется факт глубокого кризиса Homo Faber, зафикстрованного в художественной литературе и философских исследованиях. Анализируются попытки представителей «школы человеческих отношений» активизировать мотивацию и творческую деятельность Homo Faber. Выявляются факторы современного производства, способствующие разрушению духовности личности и деградации Homo Faber. Рассматриваются возможности его духовного развития, заключённые в модели Homo Humanus, дающего надежды Homo Faber на лучшую судьбу. Исследуются возможные варианты развития Homo Faber: использование ресурсов саморазвития личности, адаптация человека к цивилизованным тектоническим сдвигам, а так же вариант управления эволюции человека. Стратегия эволюционных изменений включает в себя: цель – формирование Homo Spiritus (человека духовного), как высшей формы Homo Humanus. Она определяет выбор средств управленческого воздействия – использования мощного арсенала образования, науки и современной техники, позволяющей существенного расширить исследование космоса, микромира, сознания и, получив инновационные знания о мире, вызвать катарсические процессы в душе человека, сформировать стремление к духовному восхождению.
  • Ескіз
    Документ
    Миропостижение как стратегия философии образования
    (Національна академія Національної гвардії України, 2017) Мищенко, Виктор Иванович
    Проанализировано соотношение педагогики, психологии и философии образования, на основе синергетической парадигмы выделены три иерархических уровня их взаимодействия. В этой синергетической системе специфика философии образования рассматривается авторов в рефлексии, концентрации усилий на смысловых аспектах педагогической деятельности. Актуальным представляется анализ кризисных явлений и процессов в образовании. Продуктивным видится использование постпозитивистской методологии в анализе социальных и культурных процессов в обществе, науке, искусстве, влияющих на процесс образования, расширения диапазона предмета исследования, как на мегауровне, так и в исследовании экзистенциальных основ бытия личности. В предметном логическом поле современного образования рассматривается проблема формирования духовного облика, определены три взаимосвязанных компонента духовного облика личности: открытость миру, интеллигентность и пассионарность. Выявлено системообразующее свойство духовного облика личности – чувств святости, для формирования которого автор предлагает осуществлять обучение на основе катарсического мировосприятия, разработать и реализовать новую философскую стратегию современного образования на основе интеграции знаний о современном мироустройстве – миропостижение. Миропостижение есть соединение философской теории с новейшими научными исследованиями, единство когнитивных и ценностных параметров знания процесс духовного освоения человеком Вселенной, стратегия развития современного образования.
  • Ескіз
    Документ
    Классическая литература как духовный ресурс возрождения человека
    (Полесский государственный университет, 2017) Мищенко, Виктор Иванович
    В статье анализируются этапы эволюции человека и уровни последующей духовной деградации. В качестве могучей силы духовного возрождения рассматривается литература середины ХІХ – начала ХХ столетия, когда в условиях развёртывающегося духовного кризиса, литература была вынуждена отвечать на вызовы времени и дать образцы высокой классики, которые сохранили свою актуальность для современного человека. Анализируются возможности и ограничения традиционных стратегий духовного воспитания. Делается вывод о том, что духовность личности, как сложная синергетическая система требует особых каналов катарсического воздействия, которые рассматриваются как уровни духовного возвышения. Реализация принципов системного подхода, диалектического единства традиционных подходов духовного воспитания и катарсических средств воздействия, по мнению автора, могут служить основой и условием духовного возрождения современного человека.
  • Ескіз
    Документ
    Постижение духовности
    (Харьковский национальный университет им. В. Н. Каразина, 2017) Мищенко, Виктор Иванович
    В статье анализируются основные направления в исследовании духовности, в основании которых лежит как определённое основополагающее, по мнению авторов, свойство, качество личности, так и система определённых ценностей, свойств функционального характера, делается попытка оценить степень продуктивности результатаов исследования для практики духовного воспитания. Исходя из результатов исследования, автор предлагает динамическую саморазвивающуюся систему взаимосвязанных элементов, в основании которой рассматривается определённый механизм катарсического воздействия, которое раскрывается через анализ предпосылок и факторов возникновения духовности. Рассматривается особая роль возвышенного в формировании основополагающего свойства духовного – категории святости. Определяется стратегия философии образования – миропостижение как источник и основа духовного воспитания.
  • Ескіз
    Документ
    Развитие техногенной цивилизации как фактор обретения новой духовности и ноосферной ответственности
    (НТУ "ХПИ", 2017) Мищенко, Виктор Иванович
    В статье рассматривается этапы становления духовного облика человека, причины кризисного состояния современной цивилизации, роль техники в формировании человека будущего.