Вісники НТУ "ХПІ"

Постійне посилання на розділhttps://repository.kpi.kharkov.ua/handle/KhPI-Press/2494


З 1961 р. у ХПІ видається збірник наукових праць "Вісник Харківського політехнічного інституту".
Згідно до наказу ректора № 158-1 від 07.05.2001 року "Про упорядкування видання вісника НТУ "ХПІ", збірник був перейменований у Вісник Національного Технічного Університету "ХПІ".
Вісник Національного технічного університету "Харківський політехнічний інститут" включено до переліку спеціалізованих видань ВАК України і виходить по серіях, що відображають наукові напрямки діяльності вчених університету та потенційних здобувачів вчених ступенів та звань.
Зараз налічується 30 діючих тематичних редколегій. Вісник друкує статті як співробітників НТУ "ХПІ", так і статті авторів інших наукових закладів України та зарубіжжя, які представлені у даному розділі.

Переглянути

Результати пошуку

Зараз показуємо 1 - 10 з 11
  • Ескіз
    Документ
    Особливості розрахунку систем охолодження газових турбін
    (Національний технічний університет "Харківський політехнічний інститут", 2023) Тарасов, Олександр Іванович; Литвиненко, Оксана Олексіївна; Михайлова, Ірина Олександрівна; Ісмайлов, Владислав Олександрович; Науменко, Світлана Петрівна
    Системи охолодження газових турбін мають розгалужені мережи різноманітних каналів, гідравлічні та теплообмінні можливості яких визначають необхідну витрату повітря для охолодження деталей турбін і, таким чином, безпосередньо впливають на економічність ГТУ. Елементами систем охолодження, зокрема, є дроселі, діафрагми, ущільнення, отвори, які є регулюючими органами, або елементами, які піддержують тиск в системі. У каналах такого типу, як правило, має місто значне падіння тиску і тому при розрахунках потрібно дуже прискіпливо враховувати зміну щільності повітря уздовж каналу. Тому тут наведено розроблений авторами метод визначення гідравлічного опору в отворах, який дуже добре збігається з експериментальними даними. Показано, як слід враховувати стисливість повітря на коефіцієнт гідравлічного опору каналів охолодження, що дозволяє застосовувати численні експериментальні залежності для коефіцієнтів гідравлічного опору нестисливих рідин. Запропоновано метод розрахунку гідравлічних опорів отворів шляхом дефрагментації їхнього загального гідравлічного опору на окремі компоненти. Створено узагальнену залежність для гідравлічного опору розвантажувальних отворів у дисках, у монтажних зазорах між хвостовиками лопаток та дисками з урахуванням поперечних потоків повітря.
  • Ескіз
    Документ
    Моделювання системи внутрішньосудинного охолодження донорських органів
    (Національний технічний університет "Харківський політехнічний інститут", 2022) Забіло, Я. С.; Шликов, Владислав Валентинович; Козяр, В. В.
    Практика трансплантацій включає транспортування донорських органів в межах країн, між країнами та континентами із використанням різних складних та коштовних систем, здатних певний час забезпечувати життєздатність цих органів. В результаті чого виникає необхідність в розробці надійної та простої у використанні системи охолодження, собівартість якої була б прийнятною для закладів охорони здоров’я. Окремою проблемою є розробка конструкції системи внутрішньосудинного охолодження, для збереженням життєздатності органу, призначеного для трансплантації, з урахуванням його особливостей.
  • Ескіз
    Документ
    Підвищення якості електроенергії в експлуатаційних режимах судової системи охолодження
    (Національний технічний університет "Харківський політехнічний інститут", 2019) Міхайков, Сергій Сергійович; Муха, Микола Йосифович; Дранкова, Алла Олегівна
    У роботі приведений варіант підвищення якісних показників електроенергії суднової електромережі хімовозу в експлуатаційних режимах системи охолодження дизель-генераторів, що включає частотно-регульовані електроприводи насосів, шляхом застосування пасивних С-фільтрів. Оцінка таких показників якості електроенергії як коефіцієнтів гармонік і сумарних коефіцієнтів гармонік за напругою та струмом суднової електромережі при типових режимах роботи системи охолодження проведена на розробленій у середовищі MATLAB Simulink моделі «Суднова електромережа – система охолодження дизель-генераторів».
  • Ескіз
    Документ
    Обоснование метода учета сжимаемости потока при течении в диафрагмах с острыми кромками
    (НТУ "ХПИ", 2018) Тарасов, Александр Иванович; Литвиненко, Оксана Алексеевна; Михайлова, Ирина Александровна
    В статье на основе CFD анализа обоснован метод учета сжимаемости воздуха при течении через диафрагму с острыми кромками. Показано, что расчет массового расхода при заданных давлениях перед и за диафрагмой может быть выполнен с достаточной точностью, если использовать известные зависимости для коэффициента гидравлических потерь давления для несжимаемой среды при условии введения поправки на сжимаемость. Показано, что в отличии от коэффициента гидравлического сопротивления, который зависит только от геометрических размеров диафрагмы при Re > 10⁵, коэффициент расхода зависит от отношения давлений перед и за диафрагмой. Поэтому использование коэффициента гидравлического сопротивления является более предпочтительным. Определение числа Маха при сверхкритическом отношении давлений представляет определенную сложность, так как область, где M > 1 имеет место в суживающейся струе на некотором расстоянии от диафрагмы. Несмотря на это, в инженерных расчетах предложено, в качестве определяющего размера использовать диаметр отверстия, и все параметры потока приводить к живому сечению диафрагмы. При этом вводиться поправка на коэффициент гидравлического сопротивления по методу, изложенному в статье.
  • Ескіз
    Документ
    Расходные характеристики отверстий, применяемых в системах охлаждения газовых турбин
    (НТУ "ХПИ", 2017) Тарасов, Александр Иванович; Литвиненко, Оксана Алексеевна; Михайлова, Ирина Александровна
    Рассмотрены известные методы расчета расходных характеристик отверстий, которые широко применяются в системах охлаждения газовых турбин. Методы основаны на использовании понятий коэффициента расхода и коэффициента гидравлического сопротивления. Использование последнего в расчетах систем охлаждения является предпочтительным, так как он связывает расход воздуха с падением полного давления в каналах. Для использования коэффициента расхода в общем алгоритме расчета систем охлаждения установлено соотношение между ним и коэффициентом гидравлического сопротивления. В связи с тем, что обширные экспериментальные данные по гидравлическому сопротивлению отверстий относятся к несжимаемым средам, был разработан метод, позволяющий учитывать сжимаемость. Метод заключался в делении общих потерь полного давления в диафрагме на элементы, такие как потери давления на входе в отверстие, выходе из него и потери давления на трение.
  • Ескіз
    Документ
    Оценка влияния кривизны поверхности на эффективность пленочного охлаждения
    (НТУ "ХПИ", 2016) Петельчиц, Виктория Юрьевна; Письменный, Дмитрий Николаевич; Дашевский, Юрий Яковлевич
    В работе представлены результаты численного моделирования пленочного охлаждения рабочей лопатки турбины при подаче охладителя на участок входной кромки через три ряда цилиндрических отверстий. С целью определения влияния кривизны поверхности на эффективность пленочного охлаждения, выполнено сравнение полученных результатов моделирования с результатами моделирования обтекания плоской пластины с пленочным охлаждением на входном цилиндрическом участке. Исследования проводились при величинах параметра вдува от 0,5 до 2,0. Размеры расчётной модели и исходные данные приняты характерными для лопатки турбины высокого давления высокотемпературного ГТД. Моделирование выполнено с помощью программного комплекса ANSYS CFX.
  • Ескіз
    Документ
    Анализ метода расчета противодавления в тракте подачи воздуха из компрессора в ротор газовой турбины
    (НТУ "ХПИ", 2016) Тарасов, Александр Иванович; Литвиненко, Оксана Алексеевна; Михайлова, Ирина Александровна
    Рассмотрена возможность интегрального метода для расчета противодавления при транспорте охлаждающего воздуха из проточной части компрессора через расточку ротора в ротор газовой турбины. Выполнен численный анализ центростремительного течения закрученного потока в идеализированных полостях компрессора различной ширины. Установлена относительная ширина полости, при которой может быть использован приближенный интегральный метод для расчета систем охлаждения газовых турбин.
  • Ескіз
    Документ
    Влияние ориентации рядов отверстий на цилиндрическом участке входной кромки на эффективность плёночного охлаждения
    (НТУ "ХПИ", 2015) Петельчиц, В. Ю.; Писменный, Д. Н.; Дашевский, Ю. Я.
    Представлены результаты численного моделирования пленочного охлаждения пластины с трехрядной системой цилиндрических отверстий на входном цилиндрическом участке с радиальной системой отверстий с разными углами отклонения бокового отверстия и с системой параллельных отверстий. Рассмотрены три варианта систем радиальных отверстий с разными углами отклонения бокового отверстия от центральной линии (a): 15 ̊ , 30 ̊ и 45 ̊ . Размеры расчётной модели и исходные данные были приняты характерными для рабочей лопатки турбины высокого давления. Сравнение всех вариантов моделирования производилось по эффективности пленочного охлаждения для параметров вдува от 0,5 до 2,0. Проведен сравнительный анализ эффективности пленочного охлаждения, как участка входной кромки, так и последующего плоского участка. Моделирование выполнено с помощью программного комплекса ANSYS CFX.
  • Ескіз
    Документ
    Модернизация конструкций отечественных турбогенераторов с учетом требований поддержания их конкурентоспособности
    (НТУ "ХПИ", 2014) Шевченко, Валентина Владимировна; Минко, Александр Николаевич
    В статье рассмотрены современные направления проведения модернизации турбогенераторов тепловых (в том числе атомных) электростанций. Предлагаемая модернизация рассмотрена для элементов и сборочных единиц неактивной зоны турбогенератора и ее предлагается проводить за счет использования современных технологий, применения новых материалов, использования современных систем охлаждения. Целью проведения работ является разработка предложений, которые смогут способствовать созданию отечественного турбогенератора, соответствующего уровню мировых стандартов.
  • Ескіз
    Документ
    Анализ энергозатрат на охлаждение тяговых двигателей тепловоза с помощью тепловой модели
    (НТУ "ХПИ", 2013) Носков, Валентин Иванович; Заполовский, Николай Иосифович; Липчанский, Максим Валентинович
    Проведен анализ энергозатрат на охлаждение тяговых двигателей тепловоза с помощью тепловой модели с учетом условий эксплуатации. На основе анализа определены энергозатраты для различных систем охлаждения тяговых двигателей. Полученные результаты позволяют разработать алгоритм функционирования системы управления охлаждением