Кафедра "Технологія машинобудування та металорізальні верстати"

Постійне посилання колекціїhttps://repository.kpi.kharkov.ua/handle/KhPI-Press/3960

Офіційний сайт кафедри http://web.kpi.kharkov.ua/tmms

Кафедра "Технологія машинобудування та металорізальні верстати" заснована в 1934 році. Першим завідувачем кафедри був доцент Ф. К. Корольов – фахівець в області металорізальних верстатів, який беззмінно керував колективом до 1966 року і суттєво вплинув на розвиток кафедри.

Кафедра входить до складу Навчально-наукового інституту механічної інженерії і транспорту Національного технічного університету "Харківський політехнічний інститут".

У складі науково-педагогічного колективу кафедри працюють: 5 докторів технічних наук, 6 кандидатів технічних наук; 5 співробітників мають звання професора, 6 – доцента.

Переглянути

Результати пошуку

Зараз показуємо 1 - 5 з 5
  • Ескіз
    Документ
    Эффективный метод повышения износостойкости зубчатых колес вследствие улучшения их демпфирующих свойств
    (Національний технічний університет "Харківський політехнічний інститут", 2018) Ковалев, Виктор Дмитриевич; Заковоротный, Александр Юрьевич; Клочко, Александр Александрович; Анцыферова, Олеся Александровна; Черкашина, Галина Игоревна; Перминов, Евгений Витальевич
  • Ескіз
    Документ
    Повышение эффективности гидродинамических свойств высокоскоростных тяжелонагруженных зубчатых цилиндрических передач
    (Ліра, 2016) Ковалев, Виктор Дмитриевич; Клочко, Александр Александрович; Кравченко, Дмитрий Александрович; Терещенко, Татьяна Владимировна
    Рассмотрено решение контактно-гидродинамической теории при контактировании высокоскоростных тяжелонагруженных зубчатых колес тяжелых токарных станков, которое заключается в совместном решении трех зависящих друг от друга задач гидродинамической, контактной и тепловой – для смазочного вещества и сопрягаемых эвольвентных поверхностей. Практика эксплуатации зубчатых передач убедительно доказала реальное осуществление контактно-гидродинамического режима трения, где толщина смазочного слоя значительно превосходит высоты микронеровностей, экспериментально доказано, что расчетная долговечность зубчатых передач может быть гарантирована лишь при определенном соотношении между толщиной масляного слоя и микрогеометрией контактирующих поверхностей. Решения контактно-гидродинамической задачи производятся численным методом, путем последовательного наложения решений гидродинамической и упругой задач до получения сходимости результатов при определенных значениях рабочих параметров формы зазора между сопрягаемыми эвольвентными поверхностями и соответствующей эпюры распределения давления в масляном слое. Форма зазора и эпюра давления являются главными факторами, которые определяют основные параметры контактирования цилиндрической зубчатой передачи. Смешанная задача теории упругости сводится к системе дифференциальных уравнений в частных производных.
  • Ескіз
    Документ
    Гидродинамическая теория скоростных зубчатых цилиндрических передач тяжёлых токарных станков
    (Національний технічний університет "Харківський політехнічний інститут", 2021) Гасанов, Магомедэмин Исамагомедович; Клочко, Александр Александрович; Заковоротный, Александр Юрьевич; Ковалёв, В. Д.; Васильченко, Яна Васильевна; Шаповалов, Максим Валерьевич
  • Ескіз
    Документ
    Технологические особенности изготовления арочных зубчатых передач
    (Національний технічний університет України "Київський політехнічний інститут", 2014) Равская, Н. С.; Клочко, Александр Александрович; Воробьев, С. В.
    Рассмотрены технологические особенности изготовления и условия обработки закаленных цилиндрических арочных зубчатых передач и арочных конических передач с зацеплением М. Л. Новикова. Разработана методика по выбору конструкторско-технологических требований арочных передач и система "РНС-1" геометрического расчета цилиндрических, конических и реечных передач с арочными зубьями, а также унификация и сокращение номенклатуры средств производства. Проведенные стендовые испытания арочных зубчатых передач позволили создать универсальный режущий инструмент с круглыми незатылованными резцами.
  • Ескіз
    Документ
    Технологическое обеспечение трения качения и трения скольжения в зубчатых передачах
    (НТУ "ХПИ", 2015) Клочко, Александр Александрович; Гасанов, Магомедэмин Исамагомедович; Басова, Евгения Владимировна
    В статье рассмотрены условия контактирования цилиндрических зубчатых передач и технологические методы воздейтствия при формировании эвольвентной поверхности зубьев при которых происходит проскальзывание зубьев одной шестерни относительно профиля зуба сопрягаемого колеса и сил трения-скольжения. Потеря энергии на трение в зубчатых передачах доходит до 10% от всей потери энергии на преодоление трения. В зубчатой передаче потеря энергии происходит в зубьях вследствие их трения при несоответствии точности изготовления зубчатых передач по нормам кинематической точности, нормам плавности, нормам бокового зазора согласно требованиям ГОСТ1643-81 и особенностью трибологического контактирования эвольвентных сопрягаемых поверхностей. Показано, что при силовых расчетах цилиндрических зубчатых колес необходимо учитывать помимо динамических нагрузок и усилия трения качения-скольжения в зубчатых передачах. В зубчатых цилиндрических передачах трение качения значительно меньше трения скольжения, поэтому одной из превуалирующих научных направлений является уменьшение и сведение до минимума участка скольжения сопрягаемых эвольвентных профилей зубчатых колес с учетом изменения параметров состояния поверхностного слоя зубьев: шероховатости, волнистости, твердости, физико-механических свойств материала зубчатых колес.