Кафедра "Технологія машинобудування та металорізальні верстати"
Постійне посилання колекціїhttps://repository.kpi.kharkov.ua/handle/KhPI-Press/3960
Офіційний сайт кафедри http://web.kpi.kharkov.ua/tmms
Кафедра "Технологія машинобудування та металорізальні верстати" заснована в 1934 році. Першим завідувачем кафедри був доцент Ф. К. Корольов – фахівець в області металорізальних верстатів, який беззмінно керував колективом до 1966 року і суттєво вплинув на розвиток кафедри.
Кафедра входить до складу Навчально-наукового інституту механічної інженерії і транспорту Національного технічного університету "Харківський політехнічний інститут".
У складі науково-педагогічного колективу кафедри працюють: 5 докторів технічних наук, 6 кандидатів технічних наук; 5 співробітників мають звання професора, 6 – доцента.
Переглянути
6 результатів
Результати пошуку
Документ Глобальный метод повышения эффективности эксплуатации цилиндрических и конических зубчатых передач(НТУ "ХПИ", 2018) Шелковой, Александр Николаевич; Пермяков, Александр Анатольевич; Клочко, Александр Александрович; Басова, Евгения Владимировна; Перминов, Евгений ВитальевичНедостатком существующих цилиндрических и конических зубчатых передач является отсутствие полного взаимного контактирования всех зубьев друг с другом, Каждый зуб шестерни входит в контакт или контактирует только с одним и тем же зубом колеса или с группой одних и тех же зубьев зацепляемого зубчатого колеса в определенной последовательности. В процессе приработки и эксплуатации все погрешности, отклонения зуба шестерни будут проявляться при контактировании с погрешностями и отклонениями с сопрягаемым зубом колеса. Возникает циклическая составляющая динамической нагрузки и как следствие: повышенный шум, вибрации. С целью снижения негативных факторов необходимо повышать степень точности цилиндрических зубчатых передач, что значительно увеличивает затраты на их изготовление и не снимает полностью вопросы снижения шума, вибраций, плавности зацепления. В результате исследования эксплуатационных характеристик зубчатых зацеплений предложена методика расчёта повышения износостойкости, долговечности и повышения плавности работы за счёт создания и прогнозирования определённых передаточных чисел, которые определяют некратность зацепления и обеспечивают работу зубьев ведущего зубчатого колеса со всеми зубьями ведомого зубчатого колеса. Для уменьшения образования микропиттнига, необходимо использовать зубчатые пары с некратным передаточным отношением, что будет обеспечивать участие всех зубьев в работе и, как следствие, равномерное изнашивание, а также выбрать смазочный материал, предназначенный для предотвращения микропиттнига. Некратность зубчатого зацепления характеризуется контактированием каждого зуба шестерни с каждым зубом зацепляемого зубчатого колеса в определенной последовательности и обеспечивыает ускоренную равномерную прирабатываемость сопрягаемых зубчатых колес, исправление дефектов при изготовлении и сборки зубчатых передач, уменьшение вибраций, шума, повышение износостойкости и повышения плавности работы зубчатых колес, долговечности.Документ Впервые в мировой практике. Зубчатые передачи с эффектом неньютоновкого состояния рабочей жидкости(НТУ "ХПИ", 2016) Шелковый, Александр Николаевич; Клочко, Александр Александрович; Басова, Евгения ВладимировнаВ статье рассмотрены зубчатые цилиндрические передачи с использованием эффекта неньютоновского состояния рабочей жидкости путем выполнения гидродинамических карманов на эвольвентном профиле ведущего цилиндрического зубчатого колеса. Заменяя участки скольжения зубчатых колес на трение-качения за счет создания зон неньютоновского состояния рабочей жидкости, обеспечивается многократно снижение коэффициента трения, контакт осуществляется через смазочный слой жидкости, находящейся на момент образования контакта за счет наличия гидрокарманов при образовании упруго-несжимаемой рабочей смазочной жидкости, уменьшается шум, повышается долговечность и износостойкость зубчатой цилиндрической передачи, уменьшаются требования на точность изготовления зубчатых колес и линдрической передачи и обеспечивается возможность работы в форсипованном режиме.Документ Реакция смазочного слоя на направляющих опорах инструмента для обработки глубоких отверстий большого диаметра по схеме BTA (STS)(Одеський національний політехнічний університет, 2015) Пермяков, Александр Анатольевич; Пациора, А. П.; Чикина, Наталья АлександровнаThe lubricating layer pressure distribution function for guiding pads of tools for the deep holes machining is received. The influence of such parameters as the rotating tool speed, the viscosity liquid coolant, the gap between guiding pads and the hole on the lubricating layer carrying capacity is analyzed. Equations for the lubricating layer reaction on guiding pads are presented.Документ Критерии формирования структур и параметров систем обработки, обеспечивающих заданные эксплуатационные свойства закаленных крупномодульных зубчатых колес(НТУ "ХПИ", 2013) Шелковой, Александр Николаевич; Мироненко, Е. В.; Клочко, Александр АлександровичРассмотрены критерии формирования структур и параметров систем обработки, обеспечивающих заданные эксплуатационные свойства закаленных крупномодульных зубчатых колес, которые характеризуются состоянием поверхностного слоя зубчатых колес, определяемым технологией их изготовления. Несущая способность и контактное взаимодействие зубчатых колес зависят от состояния поверхностного слоя в целом: макроотклонения, волнистости, шероховатости, физико-химических свойств. Выбор системы параметров поверхностного слоя зубчатых колес одновременно предопределяется возможностью их технологического и метрологического обеспечения.Документ Технологическое обеспечение заданной системы параметров поверхностного слоя цилиндрических закаленных крупномодульных зубчатых колес(НТУ "ХПИ", 2013) Шелковой, Александр Николаевич; Тимофеев, Юрий Викторович; Клочко, А. А.Рассмотрено решение задачи по технологическому обеспечению заданной системы параметров поверхностного слоя цилиндрических закаленных крупномодульных зубчатых колес в совокупности с эксплуатационными свойствами цилиндрических крупномодульных зубчатых колес (усталостная прочность, износостойкость, контактная жесткость, надежность и точность работы узла и изделия в целом). Вследствие силового и теплового воздействия фрезы на зубчатое колесо, а также изменяющихся условий деформирования в зоне контакта существенно изменяются механические свойства поверхностного слоя зубчатого колеса с учетом радиуса округления режущей кромки зубьев фрезы.Документ Сравнительный анализ теоретических и экспериментальных результатов исследования адгезионного взаимодействия(НТУ "ХПИ", 2011) Костюк, Г. И.; Фадеев, Валерий Андреевич; Воляк, Е. А.Проведен действительный анализ теоретических и экспериментальных результатов адгезионного взаимодействия. Показано, что экспериментальные результаты разных авторов, согласующихся с рядом теоретических моделей, а по рейтингу адгезионное взаимодействие практически совпадает с результатами оценок по разности электроотрицательностей контактирующих материалов, тогда как теоретические модели не всегда дают реальную оценку.