Кафедра "Двигуни та гібридні енергетичні установки"

Постійне посилання колекціїhttps://repository.kpi.kharkov.ua/handle/KhPI-Press/54

Офіційний сайт кафедри http://web.kpi.kharkov.ua/diesel/glavnaya

Від 2022 року кафедра має назву "Двигуни та гібридні енергетичні установки", первісна назва – "Двигуни внутрішнього сгоряння".

Кафедра "Двигуни внутрішнього згоряння" (ДВЗ) заснована 9 липня 1930 року у Харківському Механіко машинобудівному інституті. Читання курсів по ДВЗ розпочали на механічному факультеті ще в 1910 році, дисципліну "ДВЗ" і проєктування ДВЗ протягом 1910-1913 рр. читав граф Сергій Йосипович Доррер. Спеціальність "ДВЗ" у Харківському технологічному інституті була організована в 1918 році. У її джерел, а пізніше й кафедри ДВЗ стояв Василь Трохимович Цвєтков (1887–1954).

Від 1980 року вона є базовою серед українських закладів вищої освіти з моторобудування. За час існування кафедра підготувала понад 4000 випускників. Сьогодні на кафедрі навчається понад 200 студентів. Обсяг ліцензійного набору є одним з найбільших в університеті.

Кафедра входить до складу Навчально-наукового інституту енергетики, електроніки та електромеханіки Національного технічного університету "Харківський політехнічний інститут".

У складі науково-педагогічного колективу кафедри працюють: 2 доктора технічних наук, 6 кандидатів технічних наук; 2 співробітника мають звання професора, 5 – доцента. Серед викладачів кафедри 3 лауреата Державної премії України, 2 лауреата премії Кабінету міністрів. Від 2001 року по 2016 рік кафедру очолював Заслужений діяч науки і техніки України, лауреат Нагороди Ярослава Мудрого Академії наук Вищої школи України, Лауреат державної премії в галузі науки і техніки 2008 року, професор, доктор технічних наук, проректор університету з наукової роботи – Андрій Петрович Марченко.

Переглянути

Результати пошуку

Зараз показуємо 1 - 10 з 13
  • Ескіз
    Документ
    Сравнительная расчетная оценка показателей рабочего цикла тепловозного двигателя
    (НТУ "ХПИ", 2018) Авраменко, Андрей Николаевич
    Проведен обзор современных способов организации рабочего процесса дизельных двигателей и методик моделирования показателей ДВС. Использование современных способов организации рабочего цикла позволяет улучить показатели топливной экономичности ДВС и снизить уровень токсичности отработавших газов. В работе рассмотрены результаты сравнительного численного моделирования рабочего цикла тепловозного дизельного двигателя 16 ЧН 26/27 при работе на характерных эксплуатационных режимах (режим холо- стого хода, 30% от режима номинальной мощности и номинальном режиме). С использованием численных методов рассмотрены расчетные варианты в штатном исполнении (при работе двигателя по циклу Дизеля) и модернизированном (HCCI двигатель). Использование численных методов для исследования рабочих про- цессов ДВС позволяет получить информацию о локальных и осреднённых характеристиках рабочего цикла и их изменении по углу поворота коленчатого вала. В работе показано, что у HCCI двигателя отмечается снижение уровня выбросов оксидов азота, в среднем на 15-20 %, массового выброса сажи (твердых частиц) в среднем на 18 - 22 %, что достигнуто путем гомогенизации топливовоздушной смеси, снижения макси- мальных локальных температур пламени и увеличения полноты сгорания топлива.
  • Ескіз
    Документ
    Численное моделирование процесса обработки водотопливной эмульсии в бортовом гидродинамическом кавитаторе
    (НТУ "ХПИ", 2016) Авраменко, Андрей Николаевич
    В работе представлены результаты численного моделирования процесса обработки водотопливной эмульсии с использованием гидродинамического кавитатора. Задача решается в трехмерной нестационарной постановке. При моделировании процесса гидродинамической кавитации рассматривается двухфазный поток – жидкая и паровая фазы. Использование гидродинамических кавитаторов на борту автомобиля позволит поддерживать стабильность смесевых топлив и повысит эффективность их использования.
  • Ескіз
    Документ
    Регенерация фильтра твёрдых частиц дизеля с насыпкой из природного цеолита
    (НТУ "ХПИ", 2014) Кондратенко, Александр Николаевич; Строков, Александр Петрович; Вамболь, Сергей Александрович; Авраменко, Андрей Николаевич
    На основе анализа информации из научно-технических литературных источников выбраны возможные способы и средства для регенерации разработанного в отделе поршневых энергоустановок Института проблем машиностроения им. А. Н. Подгорного НАН Украины фильтра твердых частиц (ФТЧ) дизеля с насыпкой из природного цеолита в сетчатых кассетах. По результатам анализа предложены варианты реализации процессов регенерации I и II рода для разработанного ФТЧ. Оценены значения эксплуатационных параметров этих процессов.
  • Ескіз
    Документ
    Расчетно-экспериментальное исследование условий работы сопряжения выпускной клапан - направляющая втулка
    (НТУ "ХПИ", 2007) Тринёв, Александр Владимирович; Коваленко, В. Т.; Авраменко, Андрей Николаевич; Сиротин, С. А.
    In work results of a settlement - experimental research of operating conditions of interface the valvethe cartridge are resulted. For specification of boundary conditions problem of heat conductivity the thermometry of exhaust valves and directing cartridges is carried spent, and also dynamics of change a backlash in interface is appreciated on power setting.
  • Ескіз
    Документ
    Анализ теплонапряженного состояния выпускного клапана форсированного тепловозного дизеля
    (НТУ "ХПИ", 2004) Тринёв, Александр Владимирович; Авраменко, Андрей Николаевич; Амброзик, А.
    Представлены результаты расчетных исследований теплонапряженного состояния деталей клапанного узла форсированного тепловозного дизеля. Задание граничных условий при решении задачи теплопроводности проводятся с использованием экспериментальных данных, полученных при термометрии выпускного клапана на эксплуатационном режиме дизеля. Анализируются составляющие теплонапряженного состояния клапана для перспективного форсированного режима нагружения. Решение задачи проводится с использованием метода конечных элементов.
  • Ескіз
    Документ
    Экспериментальное определение температуры деталей клапанного узла автотракторного дизеля на нестационарных режимах нагружения
    (НТУ "ХПИ", 2008) Тринёв, Александр Владимирович; Косулин, Анатолий Григорьевич; Коваленко, В. Т.; Авраменко, Андрей Николаевич; Обозный, Сергей Владимирович
    В статье обосновывается целесообразность про-ведения сложных экспериментальных исследований, связанных с термометрией движущихся деталей, целью которых является получение исходных данных необходимых для математического моделирования теплонапряженного состояния деталей клапанного узла. Приведена методика термометрии и оценка погрешности измерения температуры выпускного клапана дизеля СМД18Н. Ил.4. Библиогр. 10 назв.
  • Ескіз
    Документ
    Оценка влияния геометрии тарелки клапана на теплонапряженное состояние выпускных клапанов автотракторного дизеля
    (НТУ "ХПИ", 2005) Тринёв, Александр Владимирович; Авраменко, Андрей Николаевич; Москалев, И. А.
    В статье приводится сравнительный расчетный анализ теплонапряженного состояния выпускных клапанов автотракторного дизеля СМД18Н с различными конструктивными вариантами тарелки клапана. Граничные условия задачи теплопроводности для расчетных вариантов клапанов задавались и контролировались на основе экспериментальных данных.
  • Ескіз
    Документ
    Использование локального воздушного охлаждения клапанного узла для форсированных автотракторных дизелей
    (НТУ "ХПИ", 2005) Тринёв, Александр Владимирович; Косулин, Анатолий Григорьевич; Авраменко, Андрей Николаевич
    ного состояния сборки клапана и направляющей втулки тракторного дизеля СМД-18Н. Оценивается влияние локального воздушного охлаждения деталей сборки на их температурное состояние и изменение зазора в сопряжении на основных эксплуатационных режимах работы дизеля.
  • Ескіз
    Документ
    Экспериментальный анализ теплового состояния втулки выпускного клапана тракторного дизеля
    (НТУ "ХПИ", 2007) Тринёв, Александр Владимирович; Минак, А. Ф.; Коваленко, В. Т.; Авраменко, Андрей Николаевич; Обозный, Сергей Владимирович
    В работе приводится экспериментальный анализ теплового состояния направляющих втулок выпускного клапана, выполненных из серого чугуна и бронзового сплава. Термометрия втулок выполнена при помощи хромель-алюмелевых термопар при работе дизеля по нагрузочной характеристики. Для втулки из бронзового сплава оценивается динамика изменения давления отработавших газов в зазоре между стержнем клапана и направляющей втулкой, в зависимости от нагрузки.
  • Ескіз
    Документ
    Трехмерная конечноэлементная модель анализа нестационарных термоупругих напряжений поршня быстроходного дизеля
    (НТУ "ХПИ", 2008) Левтеров, Антон Михайлович; Авраменко, Андрей Николаевич
    В статье приведен расчетный анализ нестационарных температур и термоупругих напряжений, возникающих в поршне быстроходного дизеля при смене режима его работы – набросе нагрузки. Задача решается в трехмерной постановке, в декартовых координатах с использованием МКЭ. Идентификация расчетной модели поршня проводится с использованием экспериментальных данных его термометрирования. Ил.4. Библиогр. 4 назв.