Кафедра "Двигуни та гібридні енергетичні установки"

Постійне посилання колекціїhttps://repository.kpi.kharkov.ua/handle/KhPI-Press/54

Офіційний сайт кафедри http://web.kpi.kharkov.ua/diesel/glavnaya

Від 2022 року кафедра має назву "Двигуни та гібридні енергетичні установки", первісна назва – "Двигуни внутрішнього сгоряння".

Кафедра "Двигуни внутрішнього згоряння" (ДВЗ) заснована 9 липня 1930 року у Харківському Механіко машинобудівному інституті. Читання курсів по ДВЗ розпочали на механічному факультеті ще в 1910 році, дисципліну "ДВЗ" і проєктування ДВЗ протягом 1910-1913 рр. читав граф Сергій Йосипович Доррер. Спеціальність "ДВЗ" у Харківському технологічному інституті була організована в 1918 році. У її джерел, а пізніше й кафедри ДВЗ стояв Василь Трохимович Цвєтков (1887–1954).

Від 1980 року вона є базовою серед українських закладів вищої освіти з моторобудування. За час існування кафедра підготувала понад 4000 випускників. Сьогодні на кафедрі навчається понад 200 студентів. Обсяг ліцензійного набору є одним з найбільших в університеті.

Кафедра входить до складу Навчально-наукового інституту енергетики, електроніки та електромеханіки Національного технічного університету "Харківський політехнічний інститут".

У складі науково-педагогічного колективу кафедри працюють: 2 доктора технічних наук, 6 кандидатів технічних наук; 2 співробітника мають звання професора, 5 – доцента. Серед викладачів кафедри 3 лауреата Державної премії України, 2 лауреата премії Кабінету міністрів. Від 2001 року по 2016 рік кафедру очолював Заслужений діяч науки і техніки України, лауреат Нагороди Ярослава Мудрого Академії наук Вищої школи України, Лауреат державної премії в галузі науки і техніки 2008 року, професор, доктор технічних наук, проректор університету з наукової роботи – Андрій Петрович Марченко.

Переглянути

Результати пошуку

Зараз показуємо 1 - 3 з 3
  • Ескіз
    Документ
    Применение поршней с корундовым слоем в двигателях спортивных автомобилей
    (НТУ "ХПИ", 2012) Шпаковский, Владимир Васильевич
    Рассмотрены результаты исследований работоспособности поршней с корундовым слоем, установленных в двигатели спортивных автомобилей, работающих в экстремальных условиях, при скоростных соревнованиях на песчаных и грязевых трассах и пересечённой местности. В ходе ходовых и эксплуатационных испытаний не было прогорания поршней, не разрушались кольцевые перемычки при возникновении детонации, не происходило заклинивания поршней при неоднократном перегреве, снизился износ поршней и гильз, заметно увеличилась максимальная мощность двигателя, максимальные обороты увеличивались на 800–1000 мин⁻¹, двигатели устойчиво работали на всех диапазонах чисел оборотов.
  • Ескіз
    Документ
    Расчет температур при множественном контакте в условиях неустановившихся режимов трения
    (НТУ "ХПИ", 2014) Заренбин, Владимир Георгиевич; Мищенко, Николай Иванович; Богомолов, Виталий Виленович
    Предложен метод расчета максимальной температуры при множественном контакте в условиях неустановившихся режимов трения с учетом приведенных теплофизических характеристик. Для нахождения температуры вспышки использован метод суперпозиций. Приведены зависимости температурной вспышки от числа циклов нагружения и относительной площади контакта. С помощью предложенного расчета были оценены значения рассматриваемых величин температур для трибосопряжения "гильза цилиндра - поршневое кольцо" быстроходного дизеля, которое, как известно, в значительной степени лимитирует работоспособность двигателя.
  • Ескіз
    Документ
    Повышение ресурса работы цилиндро-поршневой группы газовых двигателей
    (НТУ "ХПИ", 2014) Посвятенко, Эдуард Карпович; Литвин, Сергей Николаевич; Гончаров, Виктор Григорьевич
    Рассмотрены вопросы совершенствования основной детали цилиндро-поршневой группы поршневого газового двигателя – гильзы рабочего цилиндра путем дискретного упрочнения ее рабочей поверхности. Сущность процесса заключается в том, что упрочнение рабочей поверхности детали производят дискретно в виде макролегированных островков, существенно отличающихся от основного материала, как по механическим свойствам, так и по химическому составу. Необходимость повышения надежности гильзы цилиндров применительно к газовым двигателям вызвана возможным возникновением детонации при отказах в системах двигателя. Рассмотренный метод упрочнения позволяет значительно повысить надежность работы гильзы цилиндра без изменения ее габаритных размеров.