Кафедра "Двигуни та гібридні енергетичні установки"

Постійне посилання колекціїhttps://repository.kpi.kharkov.ua/handle/KhPI-Press/54

Офіційний сайт кафедри http://web.kpi.kharkov.ua/diesel/glavnaya

Від 2022 року кафедра має назву "Двигуни та гібридні енергетичні установки", первісна назва – "Двигуни внутрішнього сгоряння".

Кафедра "Двигуни внутрішнього згоряння" (ДВЗ) заснована 9 липня 1930 року у Харківському Механіко машинобудівному інституті. Читання курсів по ДВЗ розпочали на механічному факультеті ще в 1910 році, дисципліну "ДВЗ" і проєктування ДВЗ протягом 1910-1913 рр. читав граф Сергій Йосипович Доррер. Спеціальність "ДВЗ" у Харківському технологічному інституті була організована в 1918 році. У її джерел, а пізніше й кафедри ДВЗ стояв Василь Трохимович Цвєтков (1887–1954).

Від 1980 року вона є базовою серед українських закладів вищої освіти з моторобудування. За час існування кафедра підготувала понад 4000 випускників. Сьогодні на кафедрі навчається понад 200 студентів. Обсяг ліцензійного набору є одним з найбільших в університеті.

Кафедра входить до складу Навчально-наукового інституту енергетики, електроніки та електромеханіки Національного технічного університету "Харківський політехнічний інститут".

У складі науково-педагогічного колективу кафедри працюють: 2 доктора технічних наук, 6 кандидатів технічних наук; 2 співробітника мають звання професора, 5 – доцента. Серед викладачів кафедри 3 лауреата Державної премії України, 2 лауреата премії Кабінету міністрів. Від 2001 року по 2016 рік кафедру очолював Заслужений діяч науки і техніки України, лауреат Нагороди Ярослава Мудрого Академії наук Вищої школи України, Лауреат державної премії в галузі науки і техніки 2008 року, професор, доктор технічних наук, проректор університету з наукової роботи – Андрій Петрович Марченко.

Переглянути

Результати пошуку

Зараз показуємо 1 - 7 з 7
  • Ескіз
    Документ
    Влияние микродугового оксидирования на характеристики трения и износа материалов сопряжения коленчатый вал-вкладыш двигателей типа Д100 и Д80
    (НТУ "ХПИ", 2017) Белозёров, Валерий Владимирович; Казак, Ирина Богдановна; Олейник, Александр Куприянович; Кравченко, Сергей Александрович
    В работе приведены результаты экспериментальных исследований взаимодействия рабочих поверхностей пары трения коленчатый вал-вкладыш. Для повышения триботехнических характеристик трущихся поверхностей антифрикционный слой АМО1-20 стале-алюминиевого вкладыша Д80 методом микродугового оксидирования был преобразован на глубину 20-25 и 60-70 мкм. Испытания образцов проводились на машине трения СМТ-1 и СМЦ-2 по методике ступенчатого нагружения. Полученные результаты показали, что коэффициент трения fтр увеличивается в 3-5 раз по сравнению со слоем АМО1-20 без оксидирования, но задиро- и износостойкость пары трения существенно возросла.
  • Ескіз
    Документ
    Влияние выборок в зоне кромки камеры сгорания поршня на его теплонапряженность и ресурс по прочности
    (НТУ "ХПИ", 2017) Ариан, Расул; Хотейт, Хассан; Мордвинцева, Ирина Александровна; Линьков, Олег Юрьевич; Пылев, Владимир Александрович
    Представлен анализ основных характерных повреждений поршней двигателей внутреннего сгорания, последующих отказов и причин, их вызывающих. Показано, что на сегодня имеют место случаи нарушения концепции гарантированного обеспечения ресурса поршня на стадии его проектирования. Рассмотрены варианты формоизменения кромок камер сгорания поршней дизеля 4ЧН12/14. Применительно к условиям эксплуатации автомобильного и тракторного дизелей оценены границы ресурсной прочности альтернативных вариантов кромок камер сгорания.
  • Ескіз
    Документ
    Дискретное упрочнение высоконагруженных элементов машин: процессы, состояния и эффекты
    (НТУ "ХПИ", 2016) Шеремет, В. Н.; Тыжненко, А. Л.; Ткачук, Николай Анатольевич; Шейко, А. И.; Белов, Н. Л.; Кравченко, Сергей Александрович
  • Ескіз
    Документ
    Применение поршней с корундовым слоем в двигателях спортивных автомобилей
    (НТУ "ХПИ", 2012) Шпаковский, Владимир Васильевич
    Рассмотрены результаты исследований работоспособности поршней с корундовым слоем, установленных в двигатели спортивных автомобилей, работающих в экстремальных условиях, при скоростных соревнованиях на песчаных и грязевых трассах и пересечённой местности. В ходе ходовых и эксплуатационных испытаний не было прогорания поршней, не разрушались кольцевые перемычки при возникновении детонации, не происходило заклинивания поршней при неоднократном перегреве, снизился износ поршней и гильз, заметно увеличилась максимальная мощность двигателя, максимальные обороты увеличивались на 800–1000 мин⁻¹, двигатели устойчиво работали на всех диапазонах чисел оборотов.
  • Ескіз
    Документ
    Диагностика устойчивости работоспособных состояний смазывающей среды двигателя
    (НТУ "ХПИ", 2002) Гогайзель, А. В.
    Предлагается математическое описание процесса изменения состояния смазывающей среды двигателя, отражающее стабильность действия системы при износе ее отдельных элементов.
  • Ескіз
    Документ
    Влияние структурных превращений при трении на работоспособность сопряжения верхнее компрессионное кольцо – гильза цилиндра автомобильного дизеля
    (НТУ "ХПИ", 2008) Жаров, А. В.; Новиков, В. Г.; Павлов, А. А.
    Рассмотрен процесс структурных превращений в поверхностном слое закаленной гильзы цилиндров при трении, приводящий к образованию вторичного аустенита. Выявлены взаимосвязь между износом и количеством вторичного аустенита для гильз цилиндров и механизм их изнашивания. Табл. 1. Ил. 05. Библиогр. 8 назв.
  • Ескіз
    Документ
    На пути к безызносному трению
    (НТУ "ХПИ", 2007) Стельмах, А. У.; Терновая, Т. В.; Алёхин, С. А.; Клименко, Н. В.; Щербаненко, Г. В.
    В статье представлены результаты испытаний по определению эффективности нового молекулярного модификатора трения (ММТ), разработанного Киевским национальным авиационным университетом. По результатам лабораторных исследований введение ММТ в технические масла и топлива позволяет значительно уменьшить коэффициент трения. Испытания моторного масла с 5% ММТ в двигателе 1Ч 8/11 показали, что добавление ММТ приводит к увеличению мощности на 5,1% и снижению удельного расхода топлива. При переходе на штатное моторное масло сохраняется положительный эффект последействия присадки. Рекомендовано продолжить исследования и испытания присадки ММТ в парах трения различных механизмов и двигателях внутреннего сгорания.