Кафедри
Постійне посилання на розділhttps://repository.kpi.kharkov.ua/handle/KhPI-Press/35393
Переглянути
8 результатів
Результати пошуку
Документ С. Есенин и его окружение: А. Мариенгоф – Н. Клюев – С. Клычков. Сопоставительный анализ лексики(ФОП Иванченко И. С., 2016) Степанченко, Иван Иванович; Гончар, Елена Валентиновна; Мирошниченко, Мария Павловна; Нестеренко, Ксения Викторовна; Оробинская, Мария Владимировна; Просяник, Оксана ПетровнаВ коллективной монографии представлен сопоставительный анализ лексики произведений С. Есенина и поэтов его окружения – А. Мариенгофа, Н. Клюева, С. Клычкова. Лексика рассматривается с точки зрения ее парадигматической организации в отдельных произведениях и в идиостилях Исследование проводится на основе функционального лингвистического подхода.Документ Поэзия света, тени и темноты: лирическое "Я" и "Другой" в категориях темноты и света(Харьковский национальный педагогический университет им. Г. С. Сковороды, 2018) Мирошниченко, Мария ПавловнаВ статье были представлены и проанализированы образцы поэзии, ярко реализующие принципы света, тени и темноты. Принцип света эксплицируется в образы таких явлений, как дневное время суток, бытийность, персонализация "Я", другого персонажа и конкретность/реалистичность персонажа и художественного мира, а принцип темноты – в образы ночи или переходного времени дня, темноты, сна, дремоты или опьянения, водной стихии или тумана, тайности, замирания процессов жизнедеятельности, остановки движения или периодического/кругового движения, чувства любви или смерти, слабой персонализации лирического "Я", часто посредством "Другого". В качестве образца поэзии света была представлена поэзия А.С. Пушкина, поэзии тени – И. С. Тургенева, а поэзии темноты – отдельные тексты постмодернистской литературы (В. Полозковой, Б. Гребенщикова, Г. Самойлова (группа "Агата Кристи") и др.).Документ Глубина текста как один из критериев отбора художественных произведений для работы с иностранцами на подготовительном факультете(Харківський національний університет імені В. Н. Каразіна, 2018) Мирошниченко, Мария ПавловнаДокумент Изучение музыкальной природы художественного текста и его визуальных характеристик(Yolnat PE, 2021) Мирошниченко, Мария ПавловнаДействительность отражается в художественном тексте (текст понимается широко – как музыкальное, визуальное, вербальное и т.д. произведение), в соответствии с двумя принципами отражения: принципом проективности (сходство с реальностью проявляется на уровне конкретного образа, например, в реалистической живописи) и принципом концептуальности (сходство с реальностью наблюдается на уровне осмысления). Любой вербальный текст относится к текстам по преимуществу концептуального типа. К элементам проекции в таких текстах могут быть отнесены звукопись, расположение текста в виде картинки и т.п. Однако факт большей отдаленности конкретных образов вербального текста (которые формируют её реалистичность, детализированность, объёмность, экспрессивность и выразительность, т.е. материю текста) от исходного замысла автора, не может быть причиной отказа от анализа своеобразия материальной природы текста как одного из существенных признаков идиостиля. Кроме того, вербальному тексту присущи такие элементы фактической материи, как ритм, интонационные конструкции, повторы, аллитерации, апеллирующие к музыкальности произведения.Документ О проективности художественного произведения (на материале заметок И. Е. Репина и А. М. Горького о Л. Н. Толстом)(Харьковский национальный педагогический университет им. Г. С. Сковороды, 2019) Мирошниченко, Мария ПавловнаВ статье исследуются элементы проективности художественного произведения на материале заметок И. Е. Репина и А. М. Горького о Л. Н. Толстом. Вслед за М. Н. Правдиным проективность произведения определяется как сходство эффекта от изображаемого и изображения в сознании воспринимающего на уровне конкретного образа. Переход воспринимающего от текста к действительности, осуществляющийся на уровне некоторого осознания, понимания, т. е. на уровне абстрактных связей между образами, характерен для текстов концептуального типа. Эти же принципы отражения действительности в тексте (в широком смысле) могут быть выделены и при восприятии словесных текстов, однако в этом случае проективность и концептуальность предстают как результат вторичного разграничения этих двух принципов, которое проводится на фоне концептуального отражения действительности вербальным текстом. Автором выделяются такие единицы текста, обусловливающие его проективность, как способность занимать определенное место в пространстве и во времени, структура и характерный внешний вид, а также экспрессивность, эксплицитность Я автора, документализм, небольшой размер текста, короткие предложения, ритм, особенности интонации и повторы. Делается вывод о значительно большей проективности заметок И. Е. Репина о Л. Н. Толстом по сравнению с заметками А. М. Горького, что подтверждает гипотезу о том, что проективность относится к свойствам мышления и мировосприятия художника и проявляется в различных сторонах его деятельности.Документ Принципы слияния (темноты) и различимости (света) как основа для формирования лирического "Я" и "Другого"(Харьковский национальный педагогический университет им. Г. С. Сковороды, 2018) Мирошниченко, Мария ПавловнаВ статье рассматривается гипотеза, заключающаяся в том, что принципы слияния / темноты / небытийности и различимости / света / бытийности являются предосновой для формирования в стихотворении лирического "Я" и "Другого", определяя свойства одного и другого одновременно. Принципы слияния и различимости являются парадигмоообразующим фактором для образов и понятий, возникающих в ходе восприятия стихотворения. Парадигма РАЗЛИЧИМОСТЬ (СВЕТ) включает образы таких явлений, как дневное время суток, бытийность, персонализация "Я", другого персонажа и конкретность / реалистичность персонажа и художественного мира, а парадигма СЛИЯНИЕ (ТЕМНОТА) – ночь или переходное время дня, темнота, сон, дремота или опьянение, водная стихия или туман, тайность, замирание процессов жизнедеятельности, остановка движения или периодическое / круговое движение, чувство любви или смерть, слабая персонализация лирического "Я", часто посредством "Другого". В cтатье показано, что оба составляющих парадигматики стихотворения (и "Я", и "Другой") имеют в своей основе одно и то же соотношение принципов слияния и различимости.Документ Попытка преодоления традиционной концептуальной оппозиции колоративов "белый-чёрный" в художественном мире С. Есенина и А. Ахматовой(Харьковский национальный педагогический университет им. Г. С. Сковороды, 2019) Мирошниченко, Мария ПавловнаВ статье исследуются колоративы "белый" и "черный" в лирике С. Есенина и А. Ахматовой, которые репрезентируют традиционную оппозицию добра и зла. В лирике поэтов присутствует как традиционная концептуализация оппозиции белое-чёрное (добро-зло), так и попытка преодоления этой традиции. Цель статьи – исследовать авторскую попытку преодоления концептуальной оппозиции белое-чёрное (добро-зло) в творчестве поэтов. В статье сделан вывод, что в сферу оппозиции "белого", т.е. духовного, и "чёрного", т.е. препятствия, входят принципиально различные образы. В лирике Есенина – это личность, смиренная душа (определяется белым цветом), которую омрачают пороки (определяется чёрным), а в лирике Ахматовой – это поэзия, любовь к мужчине и Бог (белый), которые омрачают муки творчества, трудные чувства, боль. Таким образом, в лирике С. Есенина и А. Ахматовой представлены различные пути преодоления традиционного противоречия оппозиции белое-чёрное (добро-зло), основное отличие которых заключается в том, что в герое Есенина белое находится в нём самом, а у героини Ахматовой – вне неё, или достигается благодаря чему-то, воздействующему извне.Документ О методологических основах современного мировоззрения филолога(Ca' Foscari University of Venice, Italy, 2020) Мирошниченко, Мария Павловна