Кафедри
Постійне посилання на розділhttps://repository.kpi.kharkov.ua/handle/KhPI-Press/35393
Переглянути
19 результатів
Результати пошуку
Документ Лирический герой и окружающий его мир в поэзии С. Есенина и С. Клычкова (парадигматический анализ лексики)(Харьковский национальный университет строительства и архитектуры, 2011) Дидоренко (Мирошниченко), Мария ПавловнаПарадигматический анализ лексики в русле традиционного лингвистического анализа текста, представляет собой распространённое явление (исследуются функции синонимов, антонимов, ЛСГ и т.п. в художественном тексте). Парадигматический анализ лексики текста в рамках функционального направления в лингвистике рассматривается как модель процесса восприятия текста реципиентом, поскольку как отмечал Ю.Н. Караулов, "текст соотносится с действительностью в парадигматике" [2, 203]: в процессе рецепции от вербального линейного развёртывания текста воспринимающий переходит к оперированию "предметными" образами (т.е. образами явлений, ситуаций внетекстовой действительности), которые связываются в сознании реципиента в образно-понятийные парадигмы [3, 7-14]. Вербальные единицы, эксплицирующие парадигму, выступают в роли определений соответствующих когнитивных структур и могут включать отдельные слова и более протяжённые текстовые отрезки. Объединение вербальных единиц в одну парадигму, как и установление связи между парадигмами, рассматривается как процесс понимания текста и является сложным и субъективным процессом (подробнее см. труды Н. А. Рубакина, М. Н. Правдина, психолингвистические исследования). Таким образом, образно-понятийные парадигмы, хотя и представляют собой языковые образования, выделяются и объединяются на основании неязыкового признака.Документ Лексическая парадигма "лирический герой" в лирике С. Клычкова(Московский финансово-юридический университет, 2012) Дидоренко (Мирошниченко), Мария ПавловнаПарадигматический анализ позволяет более подробно изучить лексику идиостиля писателя. В рамках функционального направления в лингвистике парадигматический анализ лексики текста рассматривается как модель процесса восприятия текста реципиентом. В процессе рецепции от вербального линейного развёртывания текста воспринимающий переходит к оперированию "предметными" образами, т.е. образами явлений, ситуаций внетекстовой действительности, которые связываются в сознании реципиента в образно- понятийные парадигмы [Степанченко И.И. Поэтический …, 7-14]. Вербальные единицы, эксплицирующие парадигму, выступают в роли определений соответствующих когнитивных структур и могут включать отдельные слова и более протяжённые текстовые отрезки. Объединение вербальных единиц в одну парадигму, как и установление связи между парадигмами, рассматривается как процесс понимания текста и является сложным и субъективным процессом (подробнее см. труды Н. А. Рубакина, М. Н. Правдина, психолингвистические исследования). Таким образом, образно-понятийные парадигмы, хотя и представляют собой языковые образования, выделяются и объединяются на основании неязыкового признака.Документ Лексическая парадигма "Миф" в поэзии Сергея Клычкова(Харьковский национальный педагогический университет им. Г. С. Сковороды, 2011) Дидоренко (Мирошниченко), Мария ПавловнаВ статье анализируется парадигматическая организация лексики в стихотворениях С. Клычкова, в частности, сопоставляются состав и функции центральной лексической парадигмы "миф" в разные периоды творчества, что позволяет выявить черты эволюции мифологичности его поэзии.Документ Поэзия света, тени и темноты: лирическое "Я" и "Другой" в категориях темноты и света(Харьковский национальный педагогический университет им. Г. С. Сковороды, 2018) Мирошниченко, Мария ПавловнаВ статье были представлены и проанализированы образцы поэзии, ярко реализующие принципы света, тени и темноты. Принцип света эксплицируется в образы таких явлений, как дневное время суток, бытийность, персонализация "Я", другого персонажа и конкретность/реалистичность персонажа и художественного мира, а принцип темноты – в образы ночи или переходного времени дня, темноты, сна, дремоты или опьянения, водной стихии или тумана, тайности, замирания процессов жизнедеятельности, остановки движения или периодического/кругового движения, чувства любви или смерти, слабой персонализации лирического "Я", часто посредством "Другого". В качестве образца поэзии света была представлена поэзия А.С. Пушкина, поэзии тени – И. С. Тургенева, а поэзии темноты – отдельные тексты постмодернистской литературы (В. Полозковой, Б. Гребенщикова, Г. Самойлова (группа "Агата Кристи") и др.).Документ Сравнительный анализ лексических парадигм "взаимодействие" и "отстранение" в лирике С. Клычкова и С. Есенина(Харьковский национальный педагогический университет им. Г. С. Сковороды, 2011) Дидоренко (Мирошниченко), Мария ПавловнаВ статье сопоставляется лексика поэзии С. Клычкова и С. Есенина, объединенная в парадигмы "взаимодействие" и "отстранение", рассматривается система подпарадигм внутри каждой из них, сделан вывод о степени представленности категорий "взаимодействие" и "отстранение" в художественном мире поэтов.Документ Принципы слияния (темноты) и различимости (света) как основа для формирования лирического "Я" и "Другого"(Харьковский национальный педагогический университет им. Г. С. Сковороды, 2018) Мирошниченко, Мария ПавловнаВ статье рассматривается гипотеза, заключающаяся в том, что принципы слияния / темноты / небытийности и различимости / света / бытийности являются предосновой для формирования в стихотворении лирического "Я" и "Другого", определяя свойства одного и другого одновременно. Принципы слияния и различимости являются парадигмоообразующим фактором для образов и понятий, возникающих в ходе восприятия стихотворения. Парадигма РАЗЛИЧИМОСТЬ (СВЕТ) включает образы таких явлений, как дневное время суток, бытийность, персонализация "Я", другого персонажа и конкретность / реалистичность персонажа и художественного мира, а парадигма СЛИЯНИЕ (ТЕМНОТА) – ночь или переходное время дня, темнота, сон, дремота или опьянение, водная стихия или туман, тайность, замирание процессов жизнедеятельности, остановка движения или периодическое / круговое движение, чувство любви или смерть, слабая персонализация лирического "Я", часто посредством "Другого". В cтатье показано, что оба составляющих парадигматики стихотворения (и "Я", и "Другой") имеют в своей основе одно и то же соотношение принципов слияния и различимости.Документ Будь и пиши(Майдан, 2017) Шелковый, Сергей КонстантиновичSerghei Șelkovyi — poet celebru, eseist și prozator, scrie în limbile rusă și ucraineană. Până în prezent i-au apărut culegeri de versuri traduse în limbile sârbă și bulgară, cehă și germană. Noua carte "Trăește și scrie" — a fost tradusă în limba lui Mihai Eminescu și Mircea Eliade de către Simion Gociu, autor a mai multor cărți de versuri și proză în limba română, laureat al unui șir de premii literare din România și Moldova.Документ Я внемлю чуду бытия(2012) Братута, Эдуард ГеоргиевичВ этот поэтический сборник Эдуарда Братуты вошли стихотворения, написанные в основном за последние двенадцать лет. В восьми разделах книги отражен практически весь эмоционально-событийный и философский спектр взаимоотношений автора с природой и людьми, наукой и искусством – в былом, настоящем и ожидаемом будущем.Документ Разбудите талант(НТУ "ХПИ", 2009) Братута, Эдуард ГеоргиевичВ брошюре представлен доклад в стихотворной форме, сделанный профессором Э. Г. Братутой на пленарном заседании Международной научно-практической конференции "Фундаментальна освіта і формування гуманітарно-технічної еліти" 7 октября 2009 г.Документ Молитвою себя творит молящий(2003) Братута, Эдуард ГеоргиевичАвтор книги – доктор технических наук, профессор, академик Академии наук высшей школы Украины Братута Эдуард Георгиевич, известный ученый в области теплоэнергетики, в последние годы стал не менее известен как автор научно-популярных поэтических изданий "Поэзия термодинамики" и "Великие изобретения в сонетах от колеса до Интернета". Эти необычные книги, изданные с грифом Министерства образования и науки Украины по программе гуманизации инженерного образования, снискали Э. Г. Братуте заслуженную признательность многочисленных читателей у нас в стране и за рубежом. Новый поэтический сборник пронизан желанием автора привлечь Чувства, Мысли и Надежды людей к Богу как источнику нравственного формирования, творческого озарения и душевного покоя. Стихи о гармоничном единении этих состояний нашего Духа и Разума, творения себя молитвой к Богу, стихи о нашей ответственности перед Грядущим – обращены ко всем читателям, независимо от их возраста и профессии.