Кафедри

Постійне посилання на розділhttps://repository.kpi.kharkov.ua/handle/KhPI-Press/35393

Переглянути

Результати пошуку

Зараз показуємо 1 - 6 з 6
  • Ескіз
    Документ
    Интеллектуально-нравственная духовность технотронного общества
    (Society for Cultural and Scientific Progress in Central and Eastern Europe, 2020) Мищенко, Виктор Иванович
    В статье рассматривается проблемы, связанные с выделением интеллектуально-нравственного типа духовности, как духовности современного технотронного общества. Это проблемы обоснования особой роли мышления в формировании духовности, исследование проблемы иррационального в структуре духовности, соотношения интеллектуального и нравственного, понимание интеллекта, как основания и условия бытия человека в мире. Рассматривается понятие антропо-инфо-техносфера, как системное образование интеллектуальной среды обитания, а в качестве критерия духовного интеллектуально-нравственного развития – "духовный облик личности", содержание которого составляют открытость миру (информационно-коммуникативный компонент), интеллигентность (аналитический) и созидательность (проективный компонент). раскрывается авторская методика формирования интеллектуально-нравственной духовности технотронного общества.
  • Ескіз
    Документ
    "Мыслящий тростник" или властелин духа
    (Евразийский национальный университет им. Л. Н. Гумилева, 2018) Мищенко, Виктор Иванович
    Статья посвящена рассмотрению источников формирования и, следовательно, уяснению сущности человека не только как мыслящего, но и духовного существа. В качестве основных этапов формирования человека, как существа духовного рассматривается эстетический, этический и философский этап формирования духовности. Формирование эстетической формы духовного облика личности есть формирование открытости миру чувство святости и миропочитания. Оно связано с особым положением в человека в космосе, есть результат его творческой активности, как способности одновременно осознавать могущество, восхищаться грозными силами природы и противостоять им, осознавать таинство мироустроения. формировать катарсическое чувство возвышенного. В результате потрясения, удивления и смятения, возвышенного чувства одухотворённости, открытости миру возникает к способность самотрансцендентации и самоотстранения, как способности понимания своего духовного призвания. Следующими этапами рассматривается формирование ноосферной, ответственной личности, как этической формы духовности, пассионарности личности и, наконец, - философской её формы, как спосбности восприятия противоречий и проблем социального и индивидуального бытия.
  • Ескіз
    Документ
    Технотронное общество как детерминанта духовного облика современной личности
    (НТУ "ХПИ", 2018) Мищенко, Виктор Иванович
    В статье рассматривается характер влияния современного общества на духовный облик личности, характер мышления, стиль жизнедеятельности и поведения, анализируется влияние на личности специфических особенностей её трудовой деятельности. Делается вывод о том, что возможности информационного общества, использование интернета могут иметь как позитивное, так и негативное воздействие, что определяется уровнем духовного развития личности, степенью самостоятельности и критичности её мышления. В целях системного исследования воздействия на личность как факторов техногенного, так и информационного вводится синтезирующее понятие технотронного общества.
  • Ескіз
    Документ
    Миропостижение как стратегия философии образования
    (Національна академія Національної гвардії України, 2017) Мищенко, Виктор Иванович
    Проанализировано соотношение педагогики, психологии и философии образования, на основе синергетической парадигмы выделены три иерархических уровня их взаимодействия. В этой синергетической системе специфика философии образования рассматривается авторов в рефлексии, концентрации усилий на смысловых аспектах педагогической деятельности. Актуальным представляется анализ кризисных явлений и процессов в образовании. Продуктивным видится использование постпозитивистской методологии в анализе социальных и культурных процессов в обществе, науке, искусстве, влияющих на процесс образования, расширения диапазона предмета исследования, как на мегауровне, так и в исследовании экзистенциальных основ бытия личности. В предметном логическом поле современного образования рассматривается проблема формирования духовного облика, определены три взаимосвязанных компонента духовного облика личности: открытость миру, интеллигентность и пассионарность. Выявлено системообразующее свойство духовного облика личности – чувств святости, для формирования которого автор предлагает осуществлять обучение на основе катарсического мировосприятия, разработать и реализовать новую философскую стратегию современного образования на основе интеграции знаний о современном мироустройстве – миропостижение. Миропостижение есть соединение философской теории с новейшими научными исследованиями, единство когнитивных и ценностных параметров знания процесс духовного освоения человеком Вселенной, стратегия развития современного образования.
  • Ескіз
    Документ
    Развитие техногенной цивилизации как фактор обретения новой духовности и ноосферной ответственности
    (НТУ "ХПИ", 2017) Мищенко, Виктор Иванович
    В статье рассматривается этапы становления духовного облика человека, причины кризисного состояния современной цивилизации, роль техники в формировании человека будущего.
  • Ескіз
    Документ
    Духовный облик учёного в парадигмальной науке
    (Національний педагогічний університет ім. М. П. Драгоманова, Українська академія наук, 2016) Мищенко, Виктор Иванович
    Автор рассматривает динамику изменения духовного облика учёного, такие его компоненты, как критичность мышления, систему мировоззренческих ценностей, бескорыстное служение истине для того, чтобы определить обладает ли наука мощным творческим созидательным потенциалом, который позволит человечеству пользоваться достижениями научно-технического прогресса и справиться с решением глобальных проблем цивилизации. На основе анализа духовного облика учёного в литературе ХХ – ХХI в.в. он пришёл к выводу, что нарастание отклонений от общепринятой нормы, возникшей в условиях классической науки, пришло к существенной трансформации в современных условиях парадигмальной науки. Анализируя этапы формирования парадигмальной науки и характер деформаций духовного облика, он пришёл ввыводу, что характер изменений связан с тем, как наука позволила изменить само общество и как результат – самого человека. Автор делает вывод о том, что возможность сохранения творческого потенциала науки непосредственно связана с развитием человека, его духовного облика и развития самой системы образования.