Вісники НТУ "ХПІ"

Постійне посилання на розділhttps://repository.kpi.kharkov.ua/handle/KhPI-Press/2494


З 1961 р. у ХПІ видається збірник наукових праць "Вісник Харківського політехнічного інституту".
Згідно до наказу ректора № 158-1 від 07.05.2001 року "Про упорядкування видання вісника НТУ "ХПІ", збірник був перейменований у Вісник Національного Технічного Університету "ХПІ".
Вісник Національного технічного університету "Харківський політехнічний інститут" включено до переліку спеціалізованих видань ВАК України і виходить по серіях, що відображають наукові напрямки діяльності вчених університету та потенційних здобувачів вчених ступенів та звань.
Зараз налічується 30 діючих тематичних редколегій. Вісник друкує статті як співробітників НТУ "ХПІ", так і статті авторів інших наукових закладів України та зарубіжжя, які представлені у даному розділі.

Переглянути

Результати пошуку

Зараз показуємо 1 - 10 з 10
  • Ескіз
    Документ
    О влиянии колебаний транспортируемой жидкости на область устойчивости замкнутой системы автоматического управления курсом автомобиля
    (Національний технічний університет "Харківський політехнічний інститут", 2021) Александров, Евгений Евгеньевич; Александрова, Татьяна Евгеньевна; Григорьев, Александр Львович; Моргун, Ярослав Юрьевич
    Рассмотрены существующие работы по оптимизации автомобильных систем курсовой устойчивости. Составлена математическая модель, которая описывает возмущенное движение автомобиля с цистерной. Данная математическая модель позволяет учесть колебания свободной поверхности жидкости и определить их влияние на курсовую устойчивость автомобиля при равномерном движении и во время резкого торможения. Описаны характеристики автомобиля-топливозаправщика, который использовался для проведения расчетов. Разработан алгоритм вывода характеристического уравнения для сложной системы дифференциальных уравнений, описывающей динамические изменения параметров движения автомобиля с цистерной, колебания парциальных слоев жидкости в цистерне, работу электромагнитного привода управляющего клапана и электронного ПИД-регулятора для двухконтурной системы обеспечения курсовой устойчивости. На основе разработанной математической модели исследуется влияние вынужденных колебаний жидкости на область устойчивости системы в плоскости варьируемых параметров регулятора. Показано, что низкочастотные колебания свободной поверхности жидкости приводят к значительному сокращению области устойчивости, что свидетельствует о необходимости учета таких колебаний при решении задач анализа и синтеза этой системы. Установлено, что для автомобиля с цистерной, где происходят низкочастотные поперечные колебания жидкости, которые сопровождаются перераспределением массы, что возмущает движение, увеличение курсовой скорости однозначно приводит к снижению курсовой устойчивости. Это позволило исключить эту скорость из числа варьируемых параметров и существенно упростить решаемую задачу. Проведены расчёты для разных уровней загруженности цистерны. Установлено, что уровень жидкости в цистерне, с учетом его связи со скоростью движения, оказывает неоднозначное влияние на курсовую устойчивость автомобиля, и ограничивать исследования расчетами для случая 50 % нагрузки недопустимо. Вместо этого упрощения необходимо находить линию, которая огибает сверху те границы устойчивости, которые соответствуют многим уровням жидкости.
  • Ескіз
    Документ
    Развитие удалённой лаборатории кафедры "Автоматизированные электромеханические системы" НТУ "ХПИ"
    (НТУ "ХПИ", 2019) Анищенко, Николай Васильевич; Пальчик, Иван Николаевич; Шамардина, Вера Николаевна
    Рассматривается развитие лаборатории с удаленным управлением динамическими процессами при исследованиях следящего электропривода. Приведены результаты синтеза пропорционально-интегрально-дифференциального регулятора положения и его возможных вариаций. Определены желаемые показатели качества регулирования (технические условия управления) и диапазон их изменения для исследования динамики электропривода. Разработана модель виртуального прибора для удалённого доступа при управлении положением вала двигателя постоянного тока. Приведены результаты экспериментов для некоторых технических условий управления положением вала двигателя.
  • Ескіз
    Документ
    Синтез системы управления неминимально-фазовыми объектами на основе искусственной нейронной сети
    (НТУ "ХПИ", 2009) Дорофеев, Юрий Иванович; Чайка, А. Д.
    Рассматривается задача управления неминимально-фазовой системой. Предложенный регулятор состоит из многослойной нейронной сети и ПИД-регулятора. Нейроконтроллер адаптивно изменяет управляющие воздействия, вырабатываемые ПИД-регулятором, так, чтобы выходы объекта с неминимально-фазовой характеристикой следовали за выходами минимально-фазовой эталонной модели в каждый момент времени. Результаты моделирования доказывают эффективность предложенного метода для управления неминимально-фазовым объектом с запаздыванием.
  • Ескіз
    Документ
    Синтез параметрически оптимизируемого гидроагрегата навесного оборудования трактора по динамическому критерию
    (НТУ "ХПИ", 2009) Лурье, Зиновий Яковлевич; Макей, В. А.; Цента, Евгений Николаевич
    У статті обговорюється динамічний синтез гідроагрегата навісного обладнання трактора, пов'язаний з визначенням значень настроювальних коефіцієнтів каналів ПІД-регулятора, коефіцієнтів жорстких зворотних зв'язків за розміщенням і швидкістю штока гідроциліндра та за розміщенням золотника гідророзподільника, що забезпечують бажаний закон переміщення навісного обладнання. Як динамічні критерії розглядаються відносні інтегральні та взвішені оцінки, критерій Фішера.
  • Ескіз
    Документ
    Моделирование и оптимизация систем автоматического управления энергетическим ядерным реактором
    (НТУ "ХПИ", 2008) Северин, Валерий Петрович; Джафари, С. М.
    В статье рассматриваются задачи управления реактором, связанные с различными значениями реактивности при разных режимах работы реактора, и проводится математическое моделирование систем автоматического управления реакторного оборудования с различными типами регуляторов. Разработаны линейные и нелинейные модели систем управления нейтронной мощностью ядерного реактора с различным числом групп запаздывающих нейтронов. Приведены результаты оптимизации прямых показателей качества систем управления нейтронной мощностью ядерного реактора.
  • Ескіз
    Документ
    Улучшение характеристик металлургических электроприводов
    (НТУ "ХПИ", 2010) Труфанов, Иван Дмитриевич; Андрияс, Ирина Аркадьевна; Кущ, В. В.
  • Ескіз
    Документ
    Математические модели трения и методы компенсации его влияния на системы управления
    (НТУ "ХПИ", 2010) Потапенко, Евгений Михайлович; Казурова, Алина Евгеньевна
    Review of the known compensation methods of the nonlinear friction action on the control systems is presented. It is assumed that the position signals are only measured. The reduced algorithms that estimate the uncertainty vector and control object speed vector are proposed. Compensation of the uncertainty vector action by combined regulator is realized. The availability of the control algorithms is confirmed by numerical simulation.
  • Ескіз
    Документ
    Оптимизация энергетического баланса ветрогенератора
    (НТУ "ХПИ", 2010) Neuberger, Nikolaus; Nolle, Eugen; Banschbach, Rolf; Пивняк, Геннадий Григорьевич; Бешта, Александр Степанович
    The paper deals with energy balance in wind power generating installations. It is shown that due to variations of speed and direction of the wind the local power generating installations with energy accumulating components are especially subdued to instability. A control system is developed for maintenance of optimal power mode. The system implements cubic dependence of the output power of frequency. The algorithm of optimal power control is offered, its digital implementation is described. The article is targeted at specialists in small wind turbines.
  • Ескіз
    Документ
    Идентификация и оптимизация параметров электромеханической системы методом компьютерного моделирования
    (НТУ "ХПИ", 2010) Чермалых, Валентин Михайлович; Чермалых, Александр Валентинович; Майданский, Иван Ярославович
    This article introduces the idea of an integrated engineering approach in terms of the design objects of computer technologies. We consider the following variant of the successive stages of the investigation: obtaining experimental transient response of the electromechanical system with its simulation model, finding the coefficients of the identified transfer function, pre-determination coefficients of PID controller and the optimization parameters of PID controller with a specific object.
  • Ескіз
    Документ
    Синтез мехатронного гидропривода рабочего колеса гидротурбины
    (НТУ "ХПИ", 2015) Лурье, Зиновий Яковлевич; Гасюк, Александр Иванович; Булгаков, Владимир Александрович; Цехмистро, Людмила Николаевна; Цента, Евгений Николаевич
    Исследуется рабочий процесс мехатронного гидропривода рабочего колеса на основе усовершенствованной математической модели. Улучшение показателей качества динамических характеристик обеспечено вводом в устройство управления двух ПИД-регуляторов с дифференциальным изодромным каналом настройки. Отработка малых перемещений поршня сервомотора (малых углов поворота лопастей) с достаточной для практики точностью достигнута путем постановки и решения задачи динамического синтеза корректирующего устройства. Значения синтезированной кривой вводятся в программное обеспечение компьютерной системы и в процессе работы поступают в пропорциональный канал ПИД, превращая его в корректирующее устройство. При этом одновременно достигнута инвариантность рабочего процесса, в том числе в режиме малых углов поворота лопастей, относительно вредного влияния увеличения газосодержания в двухфазной рабочей жидкости до 15 %.