Кафедра "Теорія і системи автоматизованого проектування механізмів і машин"
Постійне посилання колекціїhttps://repository.kpi.kharkov.ua/handle/KhPI-Press/1705
Офіційний сайт кафедри http://web.kpi.kharkov.ua/tmm-sapr
Від 2005 року кафедра має назву "Теорія і системи автоматизованого проектування механізмів і машин”, попередня назва – кафедра "Теорія механізмів, машин і роботів" (від 1991), первісна назва – кафедра "Теорія механізмів і машин" (від 1920).
Кафедра "Теорія механізмів і машин" створена у 1920 році після злиття Жіночого політехнічного інституту з Харківським технологічним. Першим завідувачем кафедри став професор Яків Лазарович Геронімус, який суттєво вплинув на розвиток наукової школи з теорії механізмів і машин.
Кафедра входить до складу Навчально-наукового інституту механічної інженерії і транспорту Національного технічного університету "Харківський політехнічний інститут".
У складі науково-педагогічного колективу кафедри працюють: 1 доктор технічних наук, 7 кандидатів технічних наук; 1 співробітник має звання професора, 5 – доцента.
Переглянути
Результати пошуку
Документ Расчетно-экспериментальное исследование элементов механических систем(НТУ "ХПИ", 2018) Ткачук, Николай Николаевич; Скрипченко, Наталья Борисовна; Грабовский, Андрей Владимирович; Саверская, Мария Сергеевна; Ткачук, Николай Анатольевич; Зарубина, Алла Александровна; Сериков, Владимир Иванович; Мерецкая, Каролина АлександровнаДля определения напряженно-деформированного состояния элементов механических систем необходимо применять верифицированные численные модели. Для определения параметров этих моделей необходимо осуществлять экспериментальные исследования. При этом нужно определить степень несоответствия результатов численных и экспериментальных исследований. В статье предлагается соответствующий критерий несоответствия. Он определен на дискретном множестве точек. Иллюстративными примерами являются численные исследования методом конечных элементов, с одной стороны, и экспериментальные методом голографической интерферометрии, – с другой. Приведены результаты исследований универсально-сборных приспособлений, пресс-форм, приспособлений для сварочных работ. Определены типы конечных элементов для моделирования напряженно-деформированного состояния перфорированных пластин. Уточнены граничные условия в зоне сопряжения элементов станочных приспособлений и пресс-форм. Также выявлены временные распределения усилий на станочные приспособления и штампы.Документ Разработка численных моделей для комплексного исследования напряженно-деформированного состояния элементов гидропередачи ГОП-900(НТУ "ХПИ", 2018) Ткачук, Николай Анатольевич; Бибик, Дмитрий ВикторовичВ статье описаны расчетные схемы для математического моделирования элементов, работающих в составе гидрообъемной передачи (ГОП), и математические модели для определения напряженно-деформированного состояния элементов гидрообъемной передачи: корпуса ГОП, блока цапфенных распределителей ГОП и их совместного деформирования. Создано программное обеспечение для совместного решения нескольких специализированных задач: оценки эффективности работы ГОП, автоматического построения и подготовки расчетных моделей элементов ГОП по заданным параметрам, оптимизации конструктивных и геометрических параметров элементов ГОП по критериям эффективности работы гидрообъемной передачи. С помощью разработанного программного обеспечения найдена рациональная форма внутренней геометрии рабочих каналов блока цапфенных распределителей (БЦР) ГОП, обеспечивающая прочность и жесткость БЦР ГОП, и одновременно снижающая потери мощности при работе гидропередачи.Документ Математическое моделирование динамических процессов в корпусе легкобронированной машины при импульсном воздействии(НТУ "ХПИ", 2018) Набоков, Анатолий Владимирович; Ткачук, Николай Анатольевич; Малакей, Андрей Николаевич; Грабовский, Андрей Владимирович; Васильев, Антон Юрьевич; Куценко, Сергей Владимирович; Танченко, Андрей Юрьевич; Ананьин, Евгений СергеевичВ работе описаны вопросы моделирования динамических процессов в легкобронированных машинах. С помощью метода параметрического моделирования исследуемый объект описан множеством варьируемых параметров, которые полностью идентифицируют динамическую систему "боевой модуль – бронекорпус – подвеска". Для определения рациональных параметров предложено проводить численное моделирование на основе интегрирования уравнений движения с помощью метода конечных элементов. На основе анализа результатов исследований определяются параметры, которые удовлетворяют соответствующим критериям и ограничениям. В частности, выявляются опасные резонансные режимы и формулируются критерии отстройки от этих режимов.Документ Исследование прочности вагона-цистерны для технической серной кислоты(НТУ "ХПИ", 2018) Чепурной, Анатолий Данилович; Шейченко, Роман Игоревич; Граборов, Роман Викторович; Маринюк, Вячеслав Степанович; Пестунов, Александр Александрович; Ткачук, Николай Анатольевич; Бондаренко, Марина Александровна; Саверская, Мария СергеевнаАнализ прочности элементов вагона-цистерны для технической серной кислоты проводится путем численного моделирования напряженно-деформированного состояния и обработки полученных результатов. Учтены различные виды нагружения вагона-цистерны. Определено напряженно-деформированное состояние при соударении вагонов, при торможении тяжеловесного состава, а также при торможении и разгоне состава, двигающегося в кривом участке пути. Описан подход, который позволил с применением существующих универсальных инструментов, а также разработанных специализированных модулей обосновать параметры исследуемого вагона.Документ Компьютерное моделирование процессов и состояний сложных систем: обоснование параметров моделей расчетно-экспериментальным путем(НТУ "ХПИ", 2017) Веретельник, Юрий Викторович; Ткачук, Анна Владимировна; Кохановская, Ольга Владиславовна; Храмцова, Ирина Яковлевна; Зарубина, Алла Александровна; Кохановский, Владимир Ильич; Ткачук, Николай Анатольевич; Малакей, Андрей Николаевич; Набоков, Анатолий Владимирович; Головин, Андрей Михайлович; Веретельник, Олег ВикторовичКомпьютерное моделирование процессов и состояний является на сегодня обычно основанием для принятия основных проектно-технологических решений при создании новых машин, сооружений и агрегатов. Для получения обоснованных рекомендаций необходимо иметь в распоряжении адекватные, точные и негромоздки числовые модели изучаемых объектов. С этой целью предлагается расчетно-экспериментальный метод обоснования структуры и параметров этих моделей. В качестве примера рассматриваются элементы боевых бронированных машин, а как базовые - метод конечных элементов, с одной стороны, и метод голографической интерферометрии - с другой. На примере нескольких объектов продемонстрировано алгоритм и результаты применения предложенного метода.Документ Инновационные изделия: разработка, исследования, оптимизация(НТУ "ХПИ", 2017) Ткачук, Николай Анатольевич; Чепурной, Анатолий Данилович; Шейченко, Роман Игоревич; Граборов, Роман Викторович; Бондаренко, Марина Александровна; Саверская, Мария Сергеевна; Лунев, Евгений АлександровичВ статье описаны методы обоснования проектных решений при создании инновационных тонкостенных машиностроительных конструкций по критериям обеспечения прочности с одновременным повышением уровня их технических характеристик на примере вагона-цистерны для перевозки метанола. По итогам многовариантных исследований рекомендован набор параметров, соответствующих комплексу действующих норм и критериев по показателям прочности. Предложенный в работе подход адаптирован к проектным исследованиям инновационных изделий и соединяет в себе, с одной стороны, новаторские методы, модели и средства синтеза проектных решений, а с другой – нацеленность на соблюдение всех действующих жестких норм и стандартов.Документ Базовые плиты для оснащения приспособлений для станков с ЧПУ и ОЦ в спецпроизводстве: обоснование параметров на основе расчетных исследований(НТУ "ХПИ", 2016) Чубань, Марина Александровна; Ткачук, Николай Анатольевич; Шейко, Александр Иванович; Белов, Николай Львович; Храмцова, Ирина Яковлевна; Зарубина, Алла Александровна; Ткачук, Анна Владимировна; Шеманская, Наталья Викторовна; Нестеренко, Алексей ДмитриевичИсходя из требований повышения технических и тактико-технических характеристик современных машин, в т. ч. – изделий бронетанкостроения, возникает актуальная и важная задача обеспечения высоких прочностных и жесткостных характеристик элементов технологических систем. В частности, для оснащения станков с ЧПУ и типа ОЦ применяется система станочных приспособлений УПТО-Р (унифицируемая переналаживаемая оснастка). В ее составе – базовые плиты с Т-образными пазами. В данной работе проведены исследования влияния варьируемых проектных параметров этих плит на их прочностные и жесткостные характеристики. Учитывая значительный вклад данных плит в баланс перемещений в технологической системе, проблема повышения прочности и жесткости этих плит является актуальной и важной с точки зрения точности обработки деталей. В результате проведенных разработок создана система автоматизированного исследования напряженно-деформированного состояния базовых плит с Т-образными пазами. Она может быть использована при проектных разработках технологической оснастки для механообработки.Документ Параметрические модели для компьютерного моделирования контактного взаимодействия элементов штамповой оснастки(НТУ "ХПИ", 2016) Ищенко, Ольга Анатолиевна; Ткачук, Николай Николаевич; Грабовский, Андрей Владимирович; Ткачук, Николай Анатольевич; Демина, Наталья Анатольевна; Зарубина, Алла АлександровнаВ статье предложен новый подход к анализу напряженно-деформированного состояния элементов штамповой оснастки (ЭШО) с учетом контактного взаимодействия. С этой целью объединены два метода: обобщенного параметрического моделирования и вариационных неравенств. Первый обеспечивает вариативность создаваемых математических и геометрических моделей напряженно-деформированного состояния (НДС) и формы элементов штамповой оснастки. Второй дает возможность учитывать множественные контактные взаимодействия между ЭШО. В результате обеспечивается решение двух взаимосвязанных задач: обоснование рациональных проектно-технологических параметров штампов и определения НДС их элементов. Важно, что учет контактного взаимодействия резко повышает точность и адекватность моделирования НДС элементов штампов. Соответственно, на основе более точного решения задач анализа получается и более достоверные рекомендации по обоснованию параметров штампов по критериям прочности и жесткости.Документ Особенности использования современных технологий проектирования при создании каркаса кабин(НТУ "ХПИ", 2015) Сергиенко, Николай Егорович; Ткачук, Николай Анатольевич; Сергиенко, Антон Николаевич; Васильев, Антон Юрьевич; Грабовский, Андрей Владимирович; Майданюк, Владимир Григорьевич; Чубань, Марина АлександровнаТребование современности – сокращение сроков и стоимости внедрения новых конструкций. В статье предложен общий подход к рациональному проектированию каркаса кабины трактора. В качестве основы исследований привлекаются результаты расчета напряженно-деформированного состояния при помощи метода конечных элементов. На примере тестовых задач проиллюстрировано влияние вариантов расчетных схем, схем нагружения, моделей поведения материала на результаты расчетов. Намечены направления дальнейших исследований.Документ Применение комбинированных технологий упрочнения трущихся поверхностей двигателей внутреннего сгорания и численное моделирование их контактного взаимодействия(НТУ "ХПИ", 2015) Марченко, Андрей Петрович; Кравченко, Сергей Александрович; Ткачук, Николай Анатольевич; Белоусов, Евгений Викторович; Шпаковский, Владимир ВасильевичВ работе предложен новый способ дискретно-континуального упрочнения деталей двигателей внутреннего сгорания. Определено напряженно-деформированное состояние упрочненных деталей с учетом контактного взаимодействия. Установлено, что при применении комбинированных технологий упрочнения обеспечивается рост прочности и износостойкости деталей двигателей внутреннего сгорания.