Кафедра "Теорія і системи автоматизованого проектування механізмів і машин"

Постійне посилання колекціїhttps://repository.kpi.kharkov.ua/handle/KhPI-Press/1705

Офіційний сайт кафедри http://web.kpi.kharkov.ua/tmm-sapr

Від 2005 року кафедра має назву "Теорія і системи автоматизованого проектування механізмів і машин”, попередня назва – кафедра "Теорія механізмів, машин і роботів" (від 1991), первісна назва – кафедра "Теорія механізмів і машин" (від 1920).

Кафедра "Теорія механізмів і машин" створена у 1920 році після злиття Жіночого політехнічного інституту з Харківським технологічним. Першим завідувачем кафедри став професор Яків Лазарович Геронімус, який суттєво вплинув на розвиток наукової школи з теорії механізмів і машин.

Кафедра входить до складу Навчально-наукового інституту механічної інженерії і транспорту Національного технічного університету "Харківський політехнічний інститут".

У складі науково-педагогічного колективу кафедри працюють: 1 доктор технічних наук, 7 кандидатів технічних наук; 1 співробітник має звання професора, 5 – доцента.

Переглянути

Результати пошуку

Зараз показуємо 1 - 10 з 63
  • Ескіз
    Документ
    Исследование контактного взаимодействия в эволютном зубчатом и цепном зацеплении при помощи системы Autodesk Fusion
    (Національний технічний університет "Харківський політехнічний інститут", 2019) Протасов, Роман Васильевич; Устиненко, Александр Витальевич; Андриенко, С. В.
  • Ескіз
    Документ
    Синтез зубчатых и цепных передач с эволютным профилем и их моделирование в CAD-системах
    (Мелітопольський державний педагогічний університет ім. Богдана Хмельницького, 2020) Протасов, Роман Васильевич; Андриенко, Сергей Владимирович; Устиненко, Александр Витальевич
    Статья посвящена синтезу эволютного зацепления для зубчатых и цепных передач и его моделированию в CAD-системах. Рассмотрено построение Бобилье, которое заключается в замене зубчатого механизма эквивалентным шарнирно-рычажным. На его основе предложен способ нахождения рабочего профиля зубьев колеса зубчатой передачи или звездочки цепной передачи. Преимущество этого способа заключается в возможности управлять качественными показателями цепного зацепления на этапе синтеза. Выполнено решение задачи синтеза интегрированием дифференциального уравнения, которое описывает профиль зуба колеса или звездочки: а) приближенное - в виде полинома с помощью программного комплекса Vissim; б) численное - методом Рунге-Кутта в системе MathCAD. Приведены примеры синтезированных профилей эволютной зубчатой пары и звездочки. Полученные массивы координат точек профилей были экспортированы через файл Excel в систему Autodesk Inventor для построения 3D-моделей зубчатых колес и звездочек. С целью обеспечения плавного изменения кривизны профиля зуба в 3D-модели точность расчетов в MathCAD задается принудительно – 7 знаков после запятой. Разработана методика построения твердотельной и конечно-элементной моделей зубчатых колес и звездочек в Autodesk Inventor. В качестве расчетной модели зубчатой пары приняты секторы шестерни и колеса, а для цепной передачи использован сектор звездочки и одна втулка цепи. В обоих случаях сектор состоит из пяти зубьев и обода рекомендуемой толщиной 3 модуля. Используется половина ширины шестерни и звездочки. Результаты исследований позволяют создавать новые зубчатые и цепные передачи с улучшенными характеристиками и проводить их моделирование в современных CAD-системах.
  • Ескіз
    Документ
    Применение программных продуктов Autodesk для моделирования эволютного зацепления и анализа его НДС
    (ТОВ "ІМА-прес", 2017) Протасов, Роман Васильевич; Устиненко, Александр Витальевич; Андриенко, Сергей Владимирович
  • Ескіз
    Документ
    К 100-летию со дня рождения доктора технических наук, профессора Виталия Лукича Устиненко
    (Національний технічний університет "Харківський політехнічний інститут", 2020) Устиненко, Александр Витальевич
    В биографической статье выполнен обзор жизненного пути доктора технических наук, профессора Виталия Лукича Устиненко, известного ученого в области исследования зубчатых передач и редукторостроения. Вся его трудовая и научно-техническая деятельность была неразрывно связана с Харьковским политехническим институтом и Харьковским Высшим военным командным училищем им. Н. И. Крылова. Одним из его основных научных достижений является разработка метода расчета зубчатых передач на изгибную прочность. Этот метод был использован в первом в СССР стандарте по расчетам зубчатых передач на прочность. Он был автором более 70 научных и учебных работ, в том числе пособия для курсового проектирования «Основы проектирования деталей машин».
  • Ескіз
    Документ
    Теория механизмов и машин
    (ТОВ "Планета-Принт", 2020) Гречка, Ирина Павловна; Зарубина, Алла Александровна; Ткачук, Николай Анатольевич; Устиненко, Александр Витальевич
    Приведены термины, основные понятия и определения, применяемые при изучении дисциплины "Теория механизмов и машин" и рассмотрено толкование этих терминов и понятий. Учебное пособие соответствует программе курса "Теория механизмов и машин". Предназначено для студентов высших учебных заведений в области знаний "Механическая инженерия" по специальностям "Прикладная механика" и "Отраслевое машиностроение", а также области знаний "Транспорт" специальностей "Автомобильный транспорт" и "Железнодорожный транспорт".
  • Ескіз
    Документ
    Исследование устойчивости металлополимерных гибких колес силовых волновых зубчатых передач
    (Национальный технический университет "Харьковский политехнический институт", 2019) Приймаков, Александр Григорьевич; Устиненко, Александр Витальевич; Бондаренко, Алексей Викторович; Протасов, Роман Васильевич; Сериков, Владимир Иванович
    В настоящее время в мире достигнуты значительные успехи в разработке и внедрении волновых зубчатых передач. Одной из характеристик качества работы волновой передачи является ее шумовая характеристика. С точки зрения снижения уровня шума представляет интерес применение гибких колес из полимера, а при необходимости сохранения высокого уровня работоспособности– из металлополимера. Поэтому задача исследования металлополимерных гибких колес силовых волновых передач является актуальной и практически полезной. Ее решение позволит обеспечить минимальный уровень шума и вибраций при высокой нагрузочной способности и долговечности передачи. Работа посвящена разработке методики теоретического исследования устойчивости составного металлополимерного гибкого колеса. При исследовании стойкости цилиндрических конструктивно-ортотропных оболочек с достаточной точностью для практического использования можно воспользоваться теорией пологих оболочек. Получены расчетные зависимости для определения критических нагрузок, характерных для эксплуатации силовых волновых зубчатых передач. Дана критериальная оценка стойкости оболочек металлополимерных гибких колес через параметры волнообразования λ и η. Рассмотрены частные случаи нагружения силовых волновых зубчатых передач и обеспечение стойкости металлополимерных гибких колес при этом. Показано, что параметры λ и η и числа полуволн волнообразования n и m определяются из условия минимума критической нагрузки.
  • Ескіз
    Документ
    Численное компьютерное моделирование эволютных профилей зубчатых и цепных передач
    (Национальный технический университет "Харьковский политехнический институт", 2017) Андриенко, Сергей Владимирович; Протасов, Роман Васильевич; Устиненко, Александр Витальевич; Зарубина, Алла Александровна
  • Ескіз
    Документ
    Возможности использования программных продуктов Autodesk при проектировании эволютных профилей для зубчатых и цепных передач
    (НТУ "ХПИ", 2017) Протасов, Роман Васильевич; Устиненко, Александр Витальевич; Андриенко, Сергей Владимирович; Коноваленко, Ольга Евгеньевна
  • Ескіз
    Документ
    Математическая модель анализа напряженно-деформированного состояния поверхностного слоя и его устойчивости на поверхностях трения при определении допускаемых напряжений
    (НТУ "ХПИ", 2005) Приймаков, Александр Григорьевич; Устиненко, Александр Витальевич; Приймаков, Григорий Александрович
    Запропоновано математичну модель напружено-деформованого стану поверхневого шару деталі. Вона дозволяє врахувати відмінність його фізико-механічних характеристик від властивостей основного матеріалу, що необхідно при уточненому визначенні допустимих напруг.
  • Ескіз
    Документ
    Моделирование и анализ НДС эволютного зацепления в системе Autodesk Fusion
    (НТУ "ХПИ", 2018) Протасов, Роман Васильевич; Устиненко, Александр Витальевич; Андриенко, Сергей Владимирович; Ткаченко, Виталий Николаевич
    В статье рассмотрены возможности программы Autodesk Fusion при проектировании зубчатых и цепных передач, а также анализ напряженно-деформированного состояния в программном модуле Simulation. Приведена методика синтеза и анализа прямозубой зубчатой и цепной передачи с эволютным зацеплением, которое характеризуется выпукло-вогнутым контактом. Тестовые расчеты напряженно-деформированного состояния и контактного давления показали сходимость результатов с аналитическими расчетами. Использование программного комплекса Autodesk Fusion позволило ускорить исследование новых эволютных передач.