Кафедра "Двигуни та гібридні енергетичні установки"

Постійне посилання колекціїhttps://repository.kpi.kharkov.ua/handle/KhPI-Press/54

Офіційний сайт кафедри http://web.kpi.kharkov.ua/diesel/glavnaya

Від 2022 року кафедра має назву "Двигуни та гібридні енергетичні установки", первісна назва – "Двигуни внутрішнього сгоряння".

Кафедра "Двигуни внутрішнього згоряння" (ДВЗ) заснована 9 липня 1930 року у Харківському Механіко машинобудівному інституті. Читання курсів по ДВЗ розпочали на механічному факультеті ще в 1910 році, дисципліну "ДВЗ" і проєктування ДВЗ протягом 1910-1913 рр. читав граф Сергій Йосипович Доррер. Спеціальність "ДВЗ" у Харківському технологічному інституті була організована в 1918 році. У її джерел, а пізніше й кафедри ДВЗ стояв Василь Трохимович Цвєтков (1887–1954).

Від 1980 року вона є базовою серед українських закладів вищої освіти з моторобудування. За час існування кафедра підготувала понад 4000 випускників. Сьогодні на кафедрі навчається понад 200 студентів. Обсяг ліцензійного набору є одним з найбільших в університеті.

Кафедра входить до складу Навчально-наукового інституту енергетики, електроніки та електромеханіки Національного технічного університету "Харківський політехнічний інститут".

У складі науково-педагогічного колективу кафедри працюють: 2 доктора технічних наук, 6 кандидатів технічних наук; 2 співробітника мають звання професора, 5 – доцента. Серед викладачів кафедри 3 лауреата Державної премії України, 2 лауреата премії Кабінету міністрів. Від 2001 року по 2016 рік кафедру очолював Заслужений діяч науки і техніки України, лауреат Нагороди Ярослава Мудрого Академії наук Вищої школи України, Лауреат державної премії в галузі науки і техніки 2008 року, професор, доктор технічних наук, проректор університету з наукової роботи – Андрій Петрович Марченко.

Переглянути

Результати пошуку

Зараз показуємо 1 - 10 з 10
  • Ескіз
    Документ
    Некоторые аспекты повышения выходных параметров ДВС при модернизации в условиях серийного производства
    (Национальный технический университет "Харьковский политехнический институт", 2019) Дмитриев, Сергей Алексеевич; Хрулев, Александр Эдуардович
    Выполнен анализ особенностей и способов модернизации серийных ДВС, проводимой с целью повышения выходных параметров. На конкретных примерах показано, что стремление производителей двигателей к улучшению характеристик при одновременной минимизации затрат нередко приводит к неоправданно высокому риску неконтролируемого изменения нагрузок на детали, когда после модернизации заметно ухудшается качество и надежность продукции. При этом наиболее опасными вариантами модернизации следует считать так называемое масштабирование, при котором производится небольшое повышение выходных параметров при сохранении неизменной конструкции и геометрии основных деталей, что обычно принято выполнять без проведения комплекса необходимых исследований и испытаний или, как минимум, без моделирования нагрузок на детали с целью определения критических сечений и возможного их усиления. Приведены примеры модернизации двигателей путем масштабного увеличения размеров деталей и повышения давления наддува, а также ее последствия, вызывающие различные повреждения и разрушения основных деталей, что связано с превышением допустимого уровня нагрузок. С целью недопущения снижения надежности модернизированных серийных двигателей при исключении неоправданно высоких затрат выполнена оценка возможных способов модернизации. Предложен общий подход к моделированию нагрузок на основные детали модернизированных серийных ДВС, приведены основные результаты моделирования напряженно-деформированного состояния поршня, поршневого пальца и шатуна. Получены данные, позволяющие вы-явить опасные сечения, в которых наблюдаются локально высокие напряжения, повышающие риск усталостного разрушения деталей при повышении нагрузок. На основании полученных результатов даны рекомендации по практическому применению вычислительного эксперимента при проведении модернизации серийных ДВС.
  • Ескіз
    Документ
    К вопросу о проектировании поршней двигателей внутреннего сгорания
    (НТУ "ХПИ", 2006) Зотов, Александр Александрович; Гусев, Ю. А.; Белогуб, Александр Витальевич
  • Ескіз
    Документ
    Дискретное упрочнение высоконагруженных элементов машин: процессы, состояния и эффекты
    (НТУ "ХПИ", 2016) Шеремет, В. Н.; Тыжненко, А. Л.; Ткачук, Николай Анатольевич; Шейко, А. И.; Белов, Н. Л.; Кравченко, Сергей Александрович
  • Ескіз
    Документ
    Применение комбинированных технологий упрочнения трущихся поверхностей двигателей внутреннего сгорания и численное моделирование их контактного взаимодействия
    (НТУ "ХПИ", 2015) Марченко, Андрей Петрович; Кравченко, Сергей Александрович; Ткачук, Николай Анатольевич; Белоусов, Евгений Викторович; Шпаковский, Владимир Васильевич
    В работе предложен новый способ дискретно-континуального упрочнения деталей двигателей внутреннего сгорания. Определено напряженно-деформированное состояние упрочненных деталей с учетом контактного взаимодействия. Установлено, что при применении комбинированных технологий упрочнения обеспечивается рост прочности и износостойкости деталей двигателей внутреннего сгорания.
  • Ескіз
    Документ
    Анализ качества литого блок-картера автомобильного дизеля 4ДТНА1 с использованием инженерного моделирования
    (НТУ "ХПИ", 2015) Пензев, Павел Сергеевич; Алехин, Виталий Игоревич; Грицюк, Олег Викторович; Акимов, Александр Васильевич
    В данной публикации, посвященной проблеме исследования гидродинамических процессов заливки и кристаллизации отливки блок-картера 4ДТНА1 в форме, рассматривается анализ результатов инженерного моделирования с заданными параметрами в ИКС LVMFlow.
  • Ескіз
    Документ
    Модель движения поршня ДВС с учетом сил и моментов, возникающих в смазочном слое между поршнем и гильзой
    (НТУ "ХПИ", 2003) Доценко, Владимир Николаевич; Стрибуль, А. С.; Белогуб, Александр Витальевич
    Статья посвящена созданию математической модели движения поршня ДВС на основании решения сопряженной задачи о напряженно-деформированном состоянии поршня и нестационарной гидродинамической задачи о распределении давлений и касательных напряжений в зазоре между поршнем и гильзой.
  • Ескіз
    Документ
    Контактное взаимодействие поршня с гальваноплазменной обработкой боковой поверхности со стенками цилиндра ДВС
    (НТУ "ХПИ", 2012) Веретельник, Олег Викторович; Ткачук, Николай Анатольевич; Белик, Сергей Юрьевич
    В статье описан общий подход и математическая модель напряженно-деформированного состояния поршня со стенками цилиндра ДВС. Математическая модель контактного взаимодействия построена без упрощения условий контактного взаимодействия. Кроме того, предусмотрено учет контактнойжесткости слоя, который образуется в процессе гальваноплазменной обработки боковой поверхности поршня
  • Ескіз
    Документ
    Численный анализ НДС в многодисковых сцеплениях и тормозах при неполном контакте дисков
    (НТУ "ХПИ", 2004) Воробьев, Юрий Сергеевич; Барнат, В.
    С использованием методов конечных и граничных элементов представлено численное моделирование контактных явлений, которые происходят в многодисковых сцеплениях и тормозах при неполном контакте дисков. Проведен анализ напряженно-деформированного состояния и локализации напряжений в таких системах.
  • Ескіз
    Документ
    Теоретическое и экспериментальное исследования процесса теплоотдачи в разбавляющем туннеле
    (НТУ "ХПИ", 2012) Парсаданов, Игорь Владимирович; Поливянчук, Андрей Павлович
    Разработано математическое описание процесса теплоотдачи в разбавляющем туннеле в виде системы дифференциальных уравнений энергии, движения,сплошности и теплоотдачи с учетом условий однозначности в безразмерном виде. Установлены факторы,влияющие на теплоотдачу в туннеле.
  • Ескіз
    Документ
    Совершенствование схемы закрепления поршня для его механической обработки на чистовой токарной операции
    (НТУ "ХПИ", 2012) Гордиенко, Евгений Константинович
    В работе проведен анализ существующей схемы закрепления компрессорного поршня 130-3509160-02 на токарной операции, выявлены ее недостатки, предложен вариант, лишенный недостатков предыдущей схемы. Ил. 3. Библиогр. 4 назв.