Кафедра "Українська мова"

Постійне посилання колекціїhttps://repository.kpi.kharkov.ua/handle/KhPI-Press/2352

Офіційний сайт кафедри http://web.kpi.kharkov.ua/lingvo

Сучасна назва – кафедра "Українська мова", попередня назва – кафедра української, російської мов та прикладної лінгвістики (від 2005), первісна – кафедра російської мови (від 1954 року).

Науково-педагогічні працівники кафедри викладають для українських студентів різних спеціальностей дисципліни "Українська мова" та "Лексикографія", а для студентів-іноземців – дисципліни "Мова професійного навчання (українська)" та "Українська мова як іноземна".

Кафедра входить до складу Навчально-наукового інституту міжнародної освіти Національного технічного університету "Харківський політехнічний інститут".

У складі науково-педагогічного колективу кафедри працюють: 1 доктор педагогічних наук, 3 кандидата філологічних наук, 2 – історичних наук, 1 – філософських наук; 4 співробітника мають звання доцента.

Переглянути

Результати пошуку

Зараз показуємо 1 - 10 з 16
  • Ескіз
    Документ
    "Черный юмор" в прозе Леонида Андреева: фельетон "О китайских головах" (1901)
    (2019) Гомон, Андрей Михайлович
    В статье впервые осуществлен анализ смеховой поэтики наиболее репрезентативного произведения раннего периода творчества Л. Н. Андреева. В этом блестящем образце художественно-публицистической сатиры начинающий писатель продемонстрировал стойкое тяготение к специфическим модификациям комического – парадоксу, гротеску, абсурду и, в особенности, "черному юмору". Эта тенденция сохранялась и развивалась на протяжении всего творческого пути Л. Н. Андреева.
  • Ескіз
    Документ
    Традиции сатиры Дж. Свифта в творчестве Л. Н. Андреева: "Смерть Гулливера" (1911)
    (Охотнік, 2019) Гомон, Андрей Михайлович; Терещенко, Любовь Яковлевна
  • Ескіз
    Документ
    Ироническая демонология Леонида Андреева: "Покой" (1911)
    (Харківський національний аграрний університет ім. В. В.Докучаєва, 2019) Гомон, Андрей Михайлович
  • Ескіз
    Документ
    Инфернальный дискурс прозы Леонида Андреева
    (Харківський національний університет ім. В. Н. Каразіна, 2019) Гомон, Андрей Михайлович
    Несмотря на то, что с середины прошлого века андрееведение развивается бурными темпами, многие грани творчества писателя по-прежнему остаются "в тени". В достаточной мере это характерно и по отношению к освещению андреевской демонологии. Инфернальный персонаж – фигура сверхъестественного происхождения, олицетворяющая зло, деструктивное начало, термин "инфернальный" используется наряду с определением "демонический". Значительную часть прозаического творчества Л. Андреева можно рассматривать как своеобразную оригинальную "дьяволиаду" ("гофманиаду"). Это произведения на темы искушения "сверхчеловеческого" ("дьяволического") разума человека ("Рассказ о Сергее Петровиче" (1900), "Мысль" (1902), "Тьма" (1907), "Мои записки" (1908) и др.) и произведения на темы дьявола ("Нечто о чертях" (1901), "О писателе" (1902), "Покой" (1911), "Правила добра" (1912), "Дневник Сатаны" (1919)). Одни из них представляют собой повествования, как бы рассказанные дьяволом ("Так было" (1905), "Бен-Товит" (1905), "Елеазар" (1906), "Иуда Искариот" (1907), "Свидетель истины" ("Нерукотворный образ") (1915) и др.); другие – истории, в которых дьявол является сам действующим лицом ("Покой" (1911), "Правила добра" (1912), "Черт на свадьбе" (1915), Дневник Сатаны (1919) и др.); третьи – в которых герои-люди, совмещающие в себе "сверхчеловека" и "дьявола" и неинфернальные по происхождению, занимают место носителей деструктивности, т.е. – инфернальных героев (Иван Копров – "Жизнь Василия Фивейского" (1903), "дедушка" – "Мои записки" (1908), Норден – "Он (Рассказ неизвестного)" (1913), Фома Магнус – "Дневник Сатаны" (1919)). В позднем творчестве андреевская инфернальная тема претерпевает существенную трансформацию. Если в начале творчества это был дьявол, испытующий человека, то в дальнейшем воображение писателя занимал парадоксально-нелепый образ дьявола, желающего делать добро. На протяжении всего творческого пути Л. Андреева в его художественной прозе продолжал функционировать иронический демонологический дискурс, имеющий большое значение и играющий важную роль для понимания всего творчества писателя в целом. Он позволял Л. Андрееву ставить «проклятые вопросы» жизни человека, осмысливая их под антидидактическим углом зрения, а также противостоять новейшим идеям ницшеанства, позитивизма и богоискательства, столь распространенным в начале ХХ века.
  • Ескіз
    Документ
    Тема "маленького человека" в раннем творчестве Леонида Андреева
    (ТОВ "Фінансова Рада України", 2019) Гомон, Андрей Михайлович
    В статье впервые осуществлен анализ наиболее репрезентативных образцов ранней прозы Л. Н. Андреева, новаторски продолжающих и развивающих традиции русской классической литературы в изображении "маленького человека".
  • Ескіз
    Документ
    Джонатан Свифт в творческом восприятии Леонида Андреева
    (ТОВ "Фінансова Рада України", 2019) Гомон, Андрей Михайлович
    В статье впервые осуществлен анализ наиболее репрезентативных образцов ранней и поздней прозы Л. Н. Андреева по отношению к Джонатану Свифту в творческом восприятии писателя. На протяжении всего творческого пути Л. Н. Андреев продолжал традиции и новаторство великого английского сатирика.
  • Ескіз
    Документ
    Сказочный дискурс прозы Л. Н. Андреева
    (ТОВ "Фінансова Рада України", 2019) Гомон, Андрей Михайлович; Терещенко, Любовь Яковлевна
    В статье впервые осуществлен анализ наиболее репрезентативных образцов сказочной прозы Леонида Андреева. Как показало исследование, уже та частота, с которой писатель прибегал к литературной сказке в различные периоды своего творчества, позволяет сделать вывод о важности и не случайности выбора этого жанра.
  • Ескіз
    Документ
    Творчество Леонида Андреева: из неопубликованного и забытого: "Путешественник" (1901)
    (СПД "Охотнік", 2019) Гомон, Андрей Михайлович
  • Ескіз
    Документ
    Судебная тематика в творческом восприятии Л. Н. Андреева
    (СПД "Охотнік", 2019) Гомон, Андрей Михайлович
  • Ескіз
    Документ
    Спас обретенный и заброшенный. Из неопубликованного и забытого Л. Н. Андреева: "Нерукотворный образ" (1915)
    (ООО "Центр учебной литературы", 2019) Гомон, Андрей Михайлович