Кафедра "Українська мова"
Постійне посилання колекціїhttps://repository.kpi.kharkov.ua/handle/KhPI-Press/2352
Офіційний сайт кафедри http://web.kpi.kharkov.ua/lingvo
Сучасна назва – кафедра "Українська мова", попередня назва – кафедра української, російської мов та прикладної лінгвістики (від 2005), первісна – кафедра російської мови (від 1954 року).
Науково-педагогічні працівники кафедри викладають для українських студентів різних спеціальностей дисципліни "Українська мова" та "Лексикографія", а для студентів-іноземців – дисципліни "Мова професійного навчання (українська)" та "Українська мова як іноземна".
Кафедра входить до складу Навчально-наукового інституту міжнародної освіти Національного технічного університету "Харківський політехнічний інститут".
У складі науково-педагогічного колективу кафедри працюють: 1 доктор педагогічних наук, 3 кандидата філологічних наук, 2 – історичних наук, 1 – філософських наук; 4 співробітника мають звання доцента.
Переглянути
Результати пошуку
Документ "Черный юмор" в прозе Леонида Андреева: фельетон "О китайских головах" (1901)(2019) Гомон, Андрей МихайловичВ статье впервые осуществлен анализ смеховой поэтики наиболее репрезентативного произведения раннего периода творчества Л. Н. Андреева. В этом блестящем образце художественно-публицистической сатиры начинающий писатель продемонстрировал стойкое тяготение к специфическим модификациям комического – парадоксу, гротеску, абсурду и, в особенности, "черному юмору". Эта тенденция сохранялась и развивалась на протяжении всего творческого пути Л. Н. Андреева.Документ Творчество Л. Н. Андреева: забытое произведение "Талант" (1915)(Охотнік, 2020) Гомон, Андрей Михайлович; Терещенко, Любовь ЯковлевнаДокумент Ироническая демонология Леонида Андреева: "Покой" (1911)(Харківський національний аграрний університет ім. В. В.Докучаєва, 2019) Гомон, Андрей МихайловичДокумент Инфернальный дискурс прозы Леонида Андреева(Харківський національний університет ім. В. Н. Каразіна, 2019) Гомон, Андрей МихайловичНесмотря на то, что с середины прошлого века андрееведение развивается бурными темпами, многие грани творчества писателя по-прежнему остаются "в тени". В достаточной мере это характерно и по отношению к освещению андреевской демонологии. Инфернальный персонаж – фигура сверхъестественного происхождения, олицетворяющая зло, деструктивное начало, термин "инфернальный" используется наряду с определением "демонический". Значительную часть прозаического творчества Л. Андреева можно рассматривать как своеобразную оригинальную "дьяволиаду" ("гофманиаду"). Это произведения на темы искушения "сверхчеловеческого" ("дьяволического") разума человека ("Рассказ о Сергее Петровиче" (1900), "Мысль" (1902), "Тьма" (1907), "Мои записки" (1908) и др.) и произведения на темы дьявола ("Нечто о чертях" (1901), "О писателе" (1902), "Покой" (1911), "Правила добра" (1912), "Дневник Сатаны" (1919)). Одни из них представляют собой повествования, как бы рассказанные дьяволом ("Так было" (1905), "Бен-Товит" (1905), "Елеазар" (1906), "Иуда Искариот" (1907), "Свидетель истины" ("Нерукотворный образ") (1915) и др.); другие – истории, в которых дьявол является сам действующим лицом ("Покой" (1911), "Правила добра" (1912), "Черт на свадьбе" (1915), Дневник Сатаны (1919) и др.); третьи – в которых герои-люди, совмещающие в себе "сверхчеловека" и "дьявола" и неинфернальные по происхождению, занимают место носителей деструктивности, т.е. – инфернальных героев (Иван Копров – "Жизнь Василия Фивейского" (1903), "дедушка" – "Мои записки" (1908), Норден – "Он (Рассказ неизвестного)" (1913), Фома Магнус – "Дневник Сатаны" (1919)). В позднем творчестве андреевская инфернальная тема претерпевает существенную трансформацию. Если в начале творчества это был дьявол, испытующий человека, то в дальнейшем воображение писателя занимал парадоксально-нелепый образ дьявола, желающего делать добро. На протяжении всего творческого пути Л. Андреева в его художественной прозе продолжал функционировать иронический демонологический дискурс, имеющий большое значение и играющий важную роль для понимания всего творчества писателя в целом. Он позволял Л. Андрееву ставить «проклятые вопросы» жизни человека, осмысливая их под антидидактическим углом зрения, а также противостоять новейшим идеям ницшеанства, позитивизма и богоискательства, столь распространенным в начале ХХ века.Документ Джонатан Свифт в творческом восприятии Леонида Андреева(ТОВ "Фінансова Рада України", 2019) Гомон, Андрей МихайловичВ статье впервые осуществлен анализ наиболее репрезентативных образцов ранней и поздней прозы Л. Н. Андреева по отношению к Джонатану Свифту в творческом восприятии писателя. На протяжении всего творческого пути Л. Н. Андреев продолжал традиции и новаторство великого английского сатирика.Документ Сказочный дискурс прозы Л. Н. Андреева(ТОВ "Фінансова Рада України", 2019) Гомон, Андрей Михайлович; Терещенко, Любовь ЯковлевнаВ статье впервые осуществлен анализ наиболее репрезентативных образцов сказочной прозы Леонида Андреева. Как показало исследование, уже та частота, с которой писатель прибегал к литературной сказке в различные периоды своего творчества, позволяет сделать вывод о важности и не случайности выбора этого жанра.Документ "Отвратительный гротеск эпохи": "Так было" (1905) Л. Н. Андреева: смеховая неомифология и интертекст(ТОВ "Фінансова Рада України", 2020) Гомон, Андрей Михайлович; Чернявская, Светлана Николаевна; Полянская, Ирина ВалентиновнаВ статье впервые осуществлен анализ литературной легенды Леонида Андреева "Так было" в смеховом аспекте. Предложена оригинальная мифопоэтическая и интертекстуальная трактовка произведения как яркий пример иронически-парадоксальной историософии писателя.Документ "Скверный анекдот": идея сверхчеловека Ф. Ницше в "Рассказе о Сергее Петровиче" (1900) Леонида Андреева(ТОВ "Фінансова Рада України", 2020) Гомон, Андрей Михайлович; Сухоруков, Виктор Анатольевич; Заверющенко, Николай Петрович; Дьяченко, Елена ВалерьевнаВ статье впервые осуществлен анализ известного произведения Леонида Андреева "Рассказ о Сергее Петровиче" в смеховом аспекте. Предложена оригинальная иронико-парадоксальная трактовка произведения как "скверного анекдота" об излишне впечатлительном и недалеком читателе Ницше, смешном студенте, — трагикомической "жертве" Ницше и его "книги для всех и ни для кого".Документ Смеховое начало в творчестве Л. Н. Андреева (проза начала 1900-х гг.)(ТОВ "Фінансова Рада України", 2018) Гомон, Андрей МихайловичВ статье впервые осуществлен анализ ранней прозы Леонида Андреева под смеховым углом зрения. При этом получило подтверждение предположение ученых о смеховом начале как важном константном элементе произведений писателя, во многом определяющем их специфику.