Кафедра "Українська мова"

Постійне посилання колекціїhttps://repository.kpi.kharkov.ua/handle/KhPI-Press/2352

Офіційний сайт кафедри http://web.kpi.kharkov.ua/lingvo

Сучасна назва – кафедра "Українська мова", попередня назва – кафедра української, російської мов та прикладної лінгвістики (від 2005), первісна – кафедра російської мови (від 1954 року).

Науково-педагогічні працівники кафедри викладають для українських студентів різних спеціальностей дисципліни "Українська мова" та "Лексикографія", а для студентів-іноземців – дисципліни "Мова професійного навчання (українська)" та "Українська мова як іноземна".

Кафедра входить до складу Навчально-наукового інституту міжнародної освіти Національного технічного університету "Харківський політехнічний інститут".

У складі науково-педагогічного колективу кафедри працюють: 1 доктор педагогічних наук, 3 кандидата філологічних наук, 2 – історичних наук, 1 – філософських наук; 4 співробітника мають звання доцента.

Переглянути

Результати пошуку

Зараз показуємо 1 - 9 з 9
  • Ескіз
    Документ
    Инфернальный дискурс прозы Леонида Андреева
    (Харківський національний університет ім. В. Н. Каразіна, 2019) Гомон, Андрей Михайлович
    Несмотря на то, что с середины прошлого века андрееведение развивается бурными темпами, многие грани творчества писателя по-прежнему остаются "в тени". В достаточной мере это характерно и по отношению к освещению андреевской демонологии. Инфернальный персонаж – фигура сверхъестественного происхождения, олицетворяющая зло, деструктивное начало, термин "инфернальный" используется наряду с определением "демонический". Значительную часть прозаического творчества Л. Андреева можно рассматривать как своеобразную оригинальную "дьяволиаду" ("гофманиаду"). Это произведения на темы искушения "сверхчеловеческого" ("дьяволического") разума человека ("Рассказ о Сергее Петровиче" (1900), "Мысль" (1902), "Тьма" (1907), "Мои записки" (1908) и др.) и произведения на темы дьявола ("Нечто о чертях" (1901), "О писателе" (1902), "Покой" (1911), "Правила добра" (1912), "Дневник Сатаны" (1919)). Одни из них представляют собой повествования, как бы рассказанные дьяволом ("Так было" (1905), "Бен-Товит" (1905), "Елеазар" (1906), "Иуда Искариот" (1907), "Свидетель истины" ("Нерукотворный образ") (1915) и др.); другие – истории, в которых дьявол является сам действующим лицом ("Покой" (1911), "Правила добра" (1912), "Черт на свадьбе" (1915), Дневник Сатаны (1919) и др.); третьи – в которых герои-люди, совмещающие в себе "сверхчеловека" и "дьявола" и неинфернальные по происхождению, занимают место носителей деструктивности, т.е. – инфернальных героев (Иван Копров – "Жизнь Василия Фивейского" (1903), "дедушка" – "Мои записки" (1908), Норден – "Он (Рассказ неизвестного)" (1913), Фома Магнус – "Дневник Сатаны" (1919)). В позднем творчестве андреевская инфернальная тема претерпевает существенную трансформацию. Если в начале творчества это был дьявол, испытующий человека, то в дальнейшем воображение писателя занимал парадоксально-нелепый образ дьявола, желающего делать добро. На протяжении всего творческого пути Л. Андреева в его художественной прозе продолжал функционировать иронический демонологический дискурс, имеющий большое значение и играющий важную роль для понимания всего творчества писателя в целом. Он позволял Л. Андрееву ставить «проклятые вопросы» жизни человека, осмысливая их под антидидактическим углом зрения, а также противостоять новейшим идеям ницшеанства, позитивизма и богоискательства, столь распространенным в начале ХХ века.
  • Ескіз
    Документ
    Тема "маленького человека" в раннем творчестве Леонида Андреева
    (ТОВ "Фінансова Рада України", 2019) Гомон, Андрей Михайлович
    В статье впервые осуществлен анализ наиболее репрезентативных образцов ранней прозы Л. Н. Андреева, новаторски продолжающих и развивающих традиции русской классической литературы в изображении "маленького человека".
  • Ескіз
    Документ
    Джонатан Свифт в творческом восприятии Леонида Андреева
    (ТОВ "Фінансова Рада України", 2019) Гомон, Андрей Михайлович
    В статье впервые осуществлен анализ наиболее репрезентативных образцов ранней и поздней прозы Л. Н. Андреева по отношению к Джонатану Свифту в творческом восприятии писателя. На протяжении всего творческого пути Л. Н. Андреев продолжал традиции и новаторство великого английского сатирика.
  • Ескіз
    Документ
    Сказочный дискурс прозы Л. Н. Андреева
    (ТОВ "Фінансова Рада України", 2019) Гомон, Андрей Михайлович; Терещенко, Любовь Яковлевна
    В статье впервые осуществлен анализ наиболее репрезентативных образцов сказочной прозы Леонида Андреева. Как показало исследование, уже та частота, с которой писатель прибегал к литературной сказке в различные периоды своего творчества, позволяет сделать вывод о важности и не случайности выбора этого жанра.
  • Ескіз
    Документ
    Тема смеха в позднем творчестве Леонида Андреева: "Искренний смех" (1910)
    (ТОВ "Фінансова Рада України", 2020) Гомон, Андрей Михайлович; Терещенко, Любовь Яковлевна; Заверющенко, Николай Петрович; Лухина, Марина Юрьевна
    В статье впервые осуществлен анализ малоизвестного произведения Леонида Андреева "Искренний смех" в контексте эволюции темы смеха в позднем творчестве писателя.
  • Ескіз
    Документ
    "Отвратительный гротеск эпохи": "Так было" (1905) Л. Н. Андреева: смеховая неомифология и интертекст
    (ТОВ "Фінансова Рада України", 2020) Гомон, Андрей Михайлович; Чернявская, Светлана Николаевна; Полянская, Ирина Валентиновна
    В статье впервые осуществлен анализ литературной легенды Леонида Андреева "Так было" в смеховом аспекте. Предложена оригинальная мифопоэтическая и интертекстуальная трактовка произведения как яркий пример иронически-парадоксальной историософии писателя.
  • Ескіз
    Документ
    "Скверный анекдот": идея сверхчеловека Ф. Ницше в "Рассказе о Сергее Петровиче" (1900) Леонида Андреева
    (ТОВ "Фінансова Рада України", 2020) Гомон, Андрей Михайлович; Сухоруков, Виктор Анатольевич; Заверющенко, Николай Петрович; Дьяченко, Елена Валерьевна
    В статье впервые осуществлен анализ известного произведения Леонида Андреева "Рассказ о Сергее Петровиче" в смеховом аспекте. Предложена оригинальная иронико-парадоксальная трактовка произведения как "скверного анекдота" об излишне впечатлительном и недалеком читателе Ницше, смешном студенте, — трагикомической "жертве" Ницше и его "книги для всех и ни для кого".
  • Ескіз
    Документ
    Смеховое начало в творчестве Л. Н. Андреева (проза начала 1900-х гг.)
    (ТОВ "Фінансова Рада України", 2018) Гомон, Андрей Михайлович
    В статье впервые осуществлен анализ ранней прозы Леонида Андреева под смеховым углом зрения. При этом получило подтверждение предположение ученых о смеховом начале как важном константном элементе произведений писателя, во многом определяющем их специфику.
  • Ескіз
    Документ
    Смех в творчестве Леонида Андреева: проза начала 1900-х годов
    (Сумский государственный университет, 2018) Гомон, Андрей Михайлович
    В статье осуществлен анализ ранней прозы Андреева под смеховым углом зрения. При этом получило подтверждение предположение ученых о смеховом начале как важном константном элементе произведений Андреева, во многом определяющем их специфику. Проведенный анализ наиболее репрезентативных произведений Андреева обозначенного периода позволяет сделать вывод, что смеховой мир ранней прозы писателя представляет собой оригинальную художественную систему. Осуществленное исследование позволило по-новому истолковать философско-эстетическую природу прозы Андреева и существенно скорректировать господствующее представление об Андрееве как о писателе сугубо трагического мирочувствования. Это позволяет вписать его в новый контекст – как русской и западноевропейской смеховой культуры, так и мировой литературы ХХ века. Тем самым предложено новое продуктивное направление дальнейшего изучения творческого наследия Леонида Андреева.