Кафедра "Українська мова"

Постійне посилання колекціїhttps://repository.kpi.kharkov.ua/handle/KhPI-Press/2352

Офіційний сайт кафедри http://web.kpi.kharkov.ua/lingvo

Сучасна назва – кафедра "Українська мова", попередня назва – кафедра української, російської мов та прикладної лінгвістики (від 2005), первісна – кафедра російської мови (від 1954 року).

Науково-педагогічні працівники кафедри викладають для українських студентів різних спеціальностей дисципліни "Українська мова" та "Лексикографія", а для студентів-іноземців – дисципліни "Мова професійного навчання (українська)" та "Українська мова як іноземна".

Кафедра входить до складу Навчально-наукового інституту міжнародної освіти Національного технічного університету "Харківський політехнічний інститут".

У складі науково-педагогічного колективу кафедри працюють: 1 доктор педагогічних наук, 3 кандидата філологічних наук, 2 – історичних наук, 1 – філософських наук; 4 співробітника мають звання доцента.

Переглянути

Результати пошуку

Зараз показуємо 1 - 1 з 1
  • Ескіз
    Документ
    Жанровая специфика пьесы Л. Андреева "Жизнь Человека"
    (Харківський національний університет ім. В. Н. Каразіна, 2019) Сухоруков, Виктор Анатольевич
    В статье осуществлен анализ поэтики и жанровых особенностей драмы Л. Андреева "Жизнь Человека". Показано, что важную роль в ней играют модернистские принципы и формы изображения: неомифологизм, интертекстуальность, доминирование образов-символов, мотивность, ирония, гротеск. Это "новая драма", в которой внешний конфликт и действие выведены за сцену, а ключевую роль играет внутренний конфликт и подтекст, находящий реализацию в неомифологической сюжетной линии. Созданная Л. Андреевым уже в первых драмах оригинальная модель стала инвариантной и лишь варьировалась в последующих пьесах. В статье продемонстрировано, что "новая драма" Л. Андреева требовала типа конфликта, соответствующего коллизии, в которой Человеку противостояла бы "Стена" в различных ее проявлених. В «новом мифе» писателя она становится Роком (Некто в сером). Поэтому в основу драмы "Жизнь Человека" был положен конфликт "Человек и Рок"), воплощенный в адекватных художественных формах. Так, для формирования неомифологического уровня драмы автор активно использовал семантический потенциал еще более многозначного, чем в ранних пьесах, хронотопа, интертекстуальных и автоинтертекстуальных мифосимволических мотивов, а также метатекстуальные и художественные возможности рамочного комплекса и декупажа. Характеризуя драму "Жизнь Человека", сам писатель в качестве таких форм называет живопись, театр Петрушки (лубок) и античный театр с его хором, "объяснявшим" зрителю сцену. Исследование хронотопа драм Л. Андреева различных периодов его творчества, наряду с вариативностью, демонстрирует его очевидную концептуальную однородность. Результаты нашого исследования опровергают концепцию, согласно которой писатель эволюционировал от первых реалистических драм до "условных" символико-экспрессионистических пьес, а потом до драм "панпсихе". Тип конфликта, на котором она строится, а также все уровни ее структуры выявили модернистскую природу и изоморфность с прозой Л. Андреева. Как в прозе, так и в драматургии писателя отсутствовала эволюция, а лишь изменялись акценты в авторской концепции и варьировались соответствующие художественные средства и формы изображения.